Материалы творческой работы по литературе Пак Марины Юрьевны
Содержание |
Аннотация к материалу
Представлены следующие материалы:
- разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: «Кто вы, первые русские святые?» (Изучение «Жития Бориса и Глеба»);
- кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»;
- презентация учителя;
- занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»;
- презентация учащихся.
…Русский народ, гибкий, терпимый от природы, легко восприимчив к чужой культуре. Но это «заимствование» западного образа жизни не проходит бесследно, как нация, мы теряем свою самобытность. Житийная литература возвращает нас к истокам: смирение, милосердие, совестливость.
Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь…
Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы 10-11летних детей. На уроке учащиеся знакомятся с историей жизни князей Бориса и Глеба, особенностями христианского мировоззрения и замечательными памятниками старины: иконами, соборами, монастырями.
Изучение жития не ограничивается рамками двух уроков, учащиеся продолжили знакомство с героями древнерусской литературы, работая в группах. Свой материал они оформили в виде презентации, техническую помощь оказывали учитель и родители.
Тип урока: сообщение новых знаний
Используемый метод: частично-поисковый
Конспект урока
Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)
Цель: формирование навыков анализа жития с учетом жанровых особенностей.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие жития как жанра духовной литературы.
- Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси.
- Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».
Развивающие:
- Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.
- Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.
- Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
- Способствовать развитию языкового чутья и воображения.
Воспитательные:
- Привлечь учащихся к раздумьям над художественным текстом.
- Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран навесной, иллюстративный материал. Доска оформлена рисунками ребят, на столе горят две свечи.
Ход урока
I. Организация начала урока
Приветствие.
II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1) Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».
Слайд № 1
2) Мы часто говорим: "Святая Русь". Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто вы, первые русские святые?
Борис и Глеб - князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками "кроткими и многомилостивыми", "блаженными страстотерпцами", приняв смерть от брата своего Окаянного. Далекие и непонятные слова... Может быть, вчитавшись в текст жития святых, поняв его, приблизив эти слова, мы дадим ответ не только на этот прямой вопрос, но и поймем, какой смысл вкладывался в извечные для нашего народа ценности в ту давнюю эпоху.
3) – Ребята как вы думаете, какова цель нашего урока?
Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба»
Слайд № 2 ;
Для этого нам нужно решить следующие задачи:
- закрепить понятие жития как жанра духовной литературы
- познакомиться с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
- выяснить, в чём проявляется святость Бориса и Глеба.
– Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время. Итак,
III. Усвоение новых знаний
Слайд № 3
1) Историческая справка Сыновья крестившего Русь Владимира жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (по одной из версий усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.
Слайд № 4
Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых.
Слайд № 5
Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.
Слайд № 6
Литературная справка
Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития предназначенных для богослужения, сюда вошли летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (произведение конца 11 или начала 12 века).
– Из всех произведений «Сказание» было наиболее популярным: на 150 известных списков «Сказания» приходится всего 30 рукописей канонического чтения. (Выступление подготовленных учеников)
Слайд № 7
2) - Ребята, а кто напомнит,
- Как называется жизнеописание святых?
- Какого человека можно назвать святым?
Слайд № 8
Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. — святые) — в христианстве благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.
Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют С. ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под.
- Где можно увидеть изображения Святых? (На иконах)
Икона – живописное изображение Бога, святого или святых.
- А теперь давайте обратимся к конкретному примеру святой жизни.
- Есть ли у жития автор или это фольклорное произведение?
Первым автором русских житий был летописец Нестор.
Слайд № 9
«Прозванный отцем Российской истории; одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем отечества». Н.М. Карамзин
Слайд № 10
Перед нами князья Борис и Глеб.
3) Беседа по прочитанному
- Расскажите, что вы знаете о детстве и юности князей?
- Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?
- Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)
Слайд № 11
- Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?
- Почему он замыслил погубить брата?
- В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?
- Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)
С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.
- Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?
- Как погибает Глеб?
Слайд № 12
«Не дейте мене, братия мои милая, не дейте мене, ничто же вы зла сотворивша... Помилуйте уности моей, помилуйте, господие мои. Вы ми будете господие мои, аз вам – раб. Нс пожнете мене от жития несозрела, не пожнете класа недозревша... Не порежете лозы, не до конца возрастшиа..."
всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания – по крайней мере, в образе непротивления – торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью».
«И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим».
Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к его убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»
Видя же немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам».
- Какую библейскую историю напомнила нам смерть Бориса и Глеба? («Каин и Авель»)
- Почему Святополка в народе прозвали Окаянным?
4) - А теперь давайте попробуем выделить качества, характеризующие святость Бориса и Глеба и поступок Святополка, и заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки»
Слайд № 13
-Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?
Добродетель - положительное нравственное качество человека. Порок - недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.
После совместного обсуждения графы в таблице заполняются одним из учеников на интерактивной доске и в тетрадях, затем появляется слайд №14. Учащиеся проверяют свои записи, вносят необходимые поправки.
Слайд № 14
- Вы видите, что образы главных героев противопоставлены в сказании, такой прием в литературе называется контрастом.
- А какие, на ваш взгляд, добродетели являются главными в этом списке, они словно вбирают в себя остальные нравственные качества? (Блаженные, святые)
Всем ли понятен смысл слова «блаженный»? Подберите однокоренные слова.
(Благо, благодать, благодетель, благодарность, благость, благовещение)
Блаженный. - это душевно чистый; тот, кто творит благо; мученик.
- За что, ответьте ещё раз, они первыми причислены к лику святых?
Для этого нужно вспомнить заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди.
Слайд № 15
Ученикам предлагается на выбор:
"Блаженны плачущие, ибо они утешатся";
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю";
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят";
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими".
Слайд № 16
В 1072 году были канонизированы братья, князья Борис и Глеб, во время, когда окончательно "разодралася" земля русская и брат шел на брата, невзирая на старшинство. Мира хотели святые Борис и Глеб.
"Борис и Глеб святые, блаженные, потому что они миротворцы".
Слайд № 17
5) Совестливость, милосердие, святость были мерилами душевной чистоты человека в то далёкое время.
- Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания» в святость.
“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей…
- Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?
Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.
Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991
- Как сложилась дальнейшая судьба Святополка?
- Какую роль сыграли братья Борис и Глеб в русской истории?
- «С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли.
- Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?
(Терпеть страсть, кротко сносить физические муки)
Слайд № 18
6) - Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе).
IV. Закрепление новых знаний
Слайд № 19
1) - Посмотрите на слайд.
- Все ли черты жанра жития перечислены и все ли названы правильно, исправьте и назовите недостающие.
2) Работа с занимательным тренажёром «Люди Древней Руси».
V. Подведение итогов урока
- Ребята, вам понравилось житие? Что именно?
- Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке?
Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…
Молодцы! Именно эти заветы оставили нам первые русские святые – князья Борис и Глеб… Их подвиг– это подвиг непротивления злу. Своей мученической смертью они выступили за мир.
Слайд № 20
Было воскресенье, 6 августа 1015 года. Тело Бориса завернули в шатер, положили на телегу и повезли тайно в Вышгород, где и похоронили в церкви Святого Василия.
6 августа… Теперь этот день считается православным праздником. По старому стилю. По новому – 24 июля.
Далее идёт демонстрация слайдов № 21-26 с кратким комментарием учителя.
Слайд № 27
VI. Информация о домашнем задании
1. Письменно ответить на вопрос: «Что такое святость в понимании автора жития?»
2. Закончить работу над характеристикой «своего героя», оформить полученный материал в виде презентации.
Используемая литература
- Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина – Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.
- Приложение к журналу «Литература в школе» № 2-2005.
- Православный календарь, 2008. [1]
- Храм святого равноапостольного князя Владимира [2]
- Что такое православная икона? [3]
- Сказание о Борисе и Глебе. Историко-филологический урок-диалог. Анна ТКАЧЕНКО, учитель литературы Сергей СЕЛЕМЕНЕВ, учитель истории Новосибирск [4]
Мультимедиа компоненты урока
- Кроссворд (файл krossvord.htm [5]).
- Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt [6]).
- Занимательный тренажёр (файл ludi.htm [7]).
- Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt ).
Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»
Учащиеся уже имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, поэтому данный вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.
Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции:
1. Ознакомительную
- вхождение в мир древнерусской литературы;
- знакомство с особенностью эпохи;
- перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.
2. Учебную
- вопросы для обсуждения, слайд №7;
- работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
- решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
- работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
- закрепление понятия жанра жития, слайд №19.
3. Информативную
- информация о домашнем задании, слайд №27.
Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»
Задания помогают закрепить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагается иллюстративный материал из презентации учителя.