Малое Голоустное, посёлок (Иркутская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Введение

Невдалеке от озера в устье реки Голоустная расположено село Малое Голоустное. Оно расположено у Охотской возвышенности, которая тянется вдоль Приморского хребта. На вершине этого хребта есть водораздел. От него реки текущие на Север впадают в Ушаковку, а реки текущие на Юг впадают в Байкал. В нашей школе ежегодно работает экспедиция, в состав которой входит краеведческая группа. В этом году мы ездили в село Малое Голоустное.




История села

Освоение озера Байкал началось в 18 веке. Землепроходцы длительное время плыли на лодки по реке. Впереди себя они видели только не проходимую тайгу, но это их не испугало. Через некоторое время землепроходцы вдруг увидели небольшой лучик света, пробивавшийся сквозь возвышающихся деревья. Чем ближе подплывали путешественники, тем светлее становилось, и был виден конец тайги. Закончилась тайга и перед землепроходцами раскинулось необъятное озеро- Байкал. Устье реки было голым, пустым, . Происхождения названия реки связано с безлесным участком дельты, образующим при впадении в Байкал песчаные и каменистые наносы. Поэтому реку назвали Малая Голоустная. На берегу жили буряты, тунгусы и русские поселились с ними.

Около ста лет назад русские переселились на 60 км дальше от Байкала. Они основали деревню Тарбеевка.(от главного семейства Тарбеева)

В 50 – е годы двадцатого века появился леспромхоз, который по реке Голоустная сплавлял лес. Часть жителей Тарбеевки ушли в леспромхоз, появилось село Малое Голоустное. В настоящее время в селе проживает 1700 человек. В Тарбеевке, находящейся недалеко от села Малое Голоустное, до сих пор стоят дома, которым около ста лет.

Достопримечательности села Малое Голоустное

Школа


Файл:Шаманка Голоустное.jpg


По приезде в село нас, встретили очень доброжелательные учителя школы. Мне очень понравился дизайн: пришкольный участок, красивые клумбы, в фойе создан маленький зимний сад. Нам провели экскурсию по школе, накормили и дали сопровождающего. Первое , что мы посетили был школьный музей.

Школьный музей


Файл:Музей2.jpg


Руководитель этого музея – Тарбеева Лариса Васильевна. Она собрала материалы по истории края. Мы были приятно удивлены разнообразием экспонатов. Все экспонаты были собраны в определённую коллекцию. Из интервью Тарбеевой Ларисы Васильевны мы узнали, что экспонаты предоставлены жителями и собраны с любовью. Это предметы быта, берястенные туески, охотничье оружие, музыкальные инструменты, чучела животных, национальные костюмы русских, бурятских и тунгусских народов. Файл:Музей3.jpg

Школа Исскуств Школа исскуств была открыта в 1985 году, по инициативе бывшего директора леспромхоза Мешукова Василия Матвеевича. Его мечтой было превратить село в культурный центр. Педагогам, приезжавшим из города работать, предоставлялось жильё. Школа называлась – «Культурно Спортивный Комплекс». Она была рассчитана на 150 человек. Спортсмены занимали призовые места в области, а талантливые художники и музыканты прославляли Прибайкалье и становились просвещенными людьми. В центре села постоянно открыта выставка лучших работ юных художников.

Гора Шаманка


Файл:Шаманка село Малое Голоустное.jpg


Шаманка — гора Иркутской губернии и уезда, уединенно подымается со дна долины реки близ деревни Тарбеевой, и возвышается до 3700 футов над уровнем моря, а над дном долины на 1000 футов, с юго-востока обрывается живописными утесами, а с северо-востока опускается в долину скалистыми уступами, причем нижний из них состоит из глинисто-сланцевой породы и обрывается в долину отвесной стеной. Гора поросла лесом. У отвесной стены, почитаемой бурятами священной, приводили некогда шаманистов-бурят к присяге. Одной из непременных функций бурятского рода, хотя разложившегося и утратившего многие классические черты, являлось устройство в определенных местах родовых жертвоприношений - тайлаганов. Например, готолы, жившие в среднем течении р. Иды, общеродовое моление устраивали на горе Шаманка. Даже позднее, когда род разделился на четыре самостоятельных рода, все готольцы собирались на родовой тайлаган на Шаманке. Духи предков рода считались покровителями рода, обеспечивающими благополучие и успех. Число тайлаганов, устраиваемых родом в течение года, в разных местах было различно: от двух - трех до 10-15 и более. Один из этих тайлаганов, устраиваемый обычно в июне, назывался "Ехэ тайлаган" (большой, или главный, тайлаган) и проходил как всеобщее торжество, сопровождавшееся играми, плясками, спортивными состязаниями, многодневным гулянием. При родовом строе шаманы были родовыми деятелями. Расходы, связанные с посвящениями и похоронами шаманов, брала на себя родовая община. После смерти шаманы становились почитаемыми духами и попадали в категорию "ахнутов" (старцев) или "дайдын убгэд" (старцев земли). Если шаманы были знаменитыми и в своей деятельности выходили за рамки улуса и рода, их духи становились территориальными божествами. Отсюда и название горы. Мы увидели гору и изумились её красоте, величию, мощи. От местных жителей мы узнали ещё одну историю. Молодой человек, узнав об измене любимой девушки , покончил с жизнью, сбросившись с горы.

Знаменитые люди

Бортосова Дора Алексеевна «Есть такой замечательный человек, у которого призвание – учитель, - рассказывает Шалдушкеева Фаина. - « Это Бортосова Дора Алексеевна, которая 37 лет обучала наших детей писать, читать, считать, прививала детям любовь к своему краю, своей малой родине. Она всю жизнь по рассказам старших собирала легенды, материалы о своём крае, где рассказывала нам историю возникновения нашего села. Так же она написала книгу к 60- ти летию ВОВ о жителях нашего села, которые ушли на фронт, это она нам рассказывала о тех, кто не вернулся, это она знает всё о всех жителях нашего села.

Тарбеев Фёдор Иванович


Файл:Тарбеев2.jpg



Тарбеев Фёдор Иванович, известный в посёлке народный умелец. Он вырезает разнообразные композиции из дерева. На областной выставке он занял первое место и был награждён японским телевизором, который вручал ему Тишанин. Тарбеев Фёдор Иванович не имеет образования так как, когда он только пошёл в школу началась война. Первое время он ходил в школу, потом начал пропускать уроки, но, а когда война была на пике, уже было не до учебы. Он начал заниматься резьбой по дереву, сначало это было просто увлечение, переросшее позже в способ заработать деньги. В настоящее время Тарбееву Фёдору Ивановичу 74 года. Он постоянно участвует во все возможных выставках. Все свои работы он делает только из березы, вручную. Можно сказать, что Тарбеев Фёдор Иванович из дворянского рода, об этом нам говорит история.


Файл:Тарбеев4.jpg


Тарбеевы — дворянский род, происходящий, по сказанием старинных родословцев, от выехавшего из Золотой Орды при Василии Темном мурзы Мердулах-Бия Тарбеева, в крещении Семена. Андрей Федорович Тарбеевы написан в тысячной книге лучших дворян и детей боярских (1550). Тимофей Петрович Тарбеевы был воеводою на Волоке (1609—1616) и на Унже (1617—18). Из его племянников Степан Иванович был воеводою в Сапожке (1617) и посланником в Крыму (1626), Федор Борисович — воеводою в Старице (1626—28); его сын Григорий Федорович был воеводою в Чебоксарах, в Переяславле, затем думным дворянином. Василий Никитич Тарбеевы был воеводою в Бежецким Верху, судьей Разбойного приказа, заседал в монастырском приказе и в мастерской палате; его брат Тимофей Никитич был воеводою в Дедилове (1679—80). Род Тарбеевы внесен в род князей: Витебской, Вологодской, Казанской, Оренбургской, Пензенской и Тамбовской губерний.

Мешуков Василий Матвеевич Родился в 1884 году на Волги, в Нижегородской области. После окончания техникума в 1960 году был отправлен в Сибирь, в леспромхоз. Работал в Чунском районе, затем Прибайкалье. Он очень ценил рабочие кадры, привлекал людей, даже бывших заключённых приглашал на работу и давал им жильё. Благодаря Василию Матвеевичу посёлок благоустроен: чистые асфальтированные улицы, аккуратные дома с палисадниками, хорошее освещение посёлка. И главное приветливые, добрые люди. У Мешукова были большие планы развития посёлка. Он хотел построить детский садик с бассейном. Уже было построено здание, сделан зимний сад, закуплены кроватки, вообщем все, что нужно для детского сада, но всё напрасно. Постройка детского сада временно приостановилось, из-за не хватки финансирования. Ему так и не удалось осуществить задуманное. Не смотря на всё это, он не теряет оптимизма и строит перспективы развития села. В настоящее время администрация собирается развивать туризм от Большой Голоустной до Малой Голоустной. У имеется своя богатая библиотека, которую приезжают посетить многие люди, например, Распутин, оставив ему свою книгу в качестве сувенира.

Белозёрцева Елена Петровна Об этом человеке может рассказать любой житель села. Гришина Зоя рассказывает: « И в летний зной и в зимнюю стужу, и в дождь, и в тёмную ночь этот человек спешит на помощь к больному. Молоденькой девчонкой полвека назад приехала в наше село после окончания медицинского училища. Белозёрцева Елена Петровна проработала 44 года. Очень многим она спасла жизнь, многим помогла появиться на свет. Лечила таблетками и добрым словом, душевной улыбкой» За свой труд и заботу Елена Петровна награждена знаком « Отличник здравоохранения».

Проблема села

•Мечтою сельчан была постройка храма в селе. В Большой Голоустной уже стоит красивый, деревянный храм, построенный братьями Петровыми на средства бизнесменов. А в Малом Голоустном за это дело взялся житель- Тарбеев. Когда то он сидел в тюрьме и дал зарок, что когда выйдет построит церковь. Сейчас он собирает капитал , построил ГСМ, доходы от которой, а так же пожертвования жителей пойдут на постройку храма.

•В 50-70 е годы процветал леспромхоз. Он осуществлял молевый сплав леса по реке Голоустной в Байкал. В 90е годы вышел закон о запрете сплава. Леспромхоз закрылся, осталось только лесничество. Многие люди потеряли работу. Бюджет посёлка оскудел.

•Администрация без поддержки государства содержит пожарные машины, обеспечивает освещение улицы, строит водоколонки и т.д.

•Пожар, случившийся 4 года назад чуть ли не уничтожил посёлок, поэтому одна из проблем обеспечение безопасности леса и людей.

Решение проблем администрация видит в развитии туризма и платных дорог. Отчисление из которых пойдут в бюджет села.

Заключение

В результате экспедиции мы многое узнали о культуре прибайкальских народов, об истории освоения края, о судьбе леспромхоза. Мы познакомились с интересными людьми. Это исследование расширило мой кругозор. Полученные знания и впечатления я передам нашим школьникам и своим знакомым.

Персональные инструменты
Инструменты