Малиновские, деревня (Шарангский район, Нижегородская область)
Деревня Малиновские
Цель работы:
изучение истории своей малой Родины через исследование истории исчезнувших и исчезающих деревень Шарангского района Нижегородской области.
Задачи:
•Формирование уважения к истории родной деревни, восхищение топонимикой края;
•Отражение истории малой родины в истории России;
•Восстановление в памяти старой деревни: сбор сведений о бывших владельцах домов, об их достатке и хозяйственной деятельности;
•Пополнение музейного фонда данными о исчезнувшей деревне;
•Привлечение внимания к демографическим проблемам страны и родного края.
Деревня Малиновские возникла на месте слияния двух рек Усты и Шаранги. По архивным данным(каким_МС) название деревни Малиновские произошло от фамилии первых поселенцев на новом месте- семьи Малининых(маловероятно-фамилия для Вятки крайне редкая).По другой версии, о которой я узнала впервые от старожилов деревни, название деревни Малиновские произошло потому что «в лесу было очень много малины, поэтому деревню назвали «Малиновские». Деревня располагалась далеко от районного и областного центров. Расстояние до Нижнего Новгорода – около 300 км, до районного центра р.п. Шаранга – 16 км, до села Большое Устинское – 4 км. До ближайших деревень Чура – 1,5 км, Челпайки – 2 км, так же входящих в состав Больше Устинского сельского поселения. Недалеко располагалась также деревня Ключи, Кугланурского сельского поселения – 3 км. Местность была красивой и достаточно живописной. Вот как пишет о своей малой родине поэтесса земли Шарангской и Нижегородской, Царегородцева Раиса Степановна:
Когда вставал над родиной рассвет, И соловьи напевы выводили, «Красивее деревни нашей нет!» – Малиновские люди говорили.
Содержание |
Местность до основания деревни
Много лет назад на территории деревни находились леса и болота. До середины 20 века эти земли относились к территории Вятского края. Русская колонизация вятских земель началась в 11 начале 13 веков. Более широкий размах она приобрела в 15 веке. Вятская земля в те далекие времена существовала самостоятельно. В 1489 году войско возглавляемое московскими воеводами Данилой Щеней и Григорием Морозовым, осадило Хлынов (прежнее название города Вятка) и был положен конец вятской государственной самостоятельности. С середины 16 века земли окончательно переходят к Российскому государству. В середине 16 века, в связи с походом Ивана Грозного на Казань, на месте деревни поселилось марийское население. Позднее они, вероятно, перешли на новое место жительства. Во второй половине 18 века территория относилась к Царёвосанчурскому уезду Вятской губернии. В 1802 году земли перешли в состав Яранского уезда Вятской губернии. К середине 19 века началось оскуднение земель наиболее освоенной центральной части Вятской губернии, в том числе и Котельнического уезда. Эти уезды были перенаселены, крестьяне страдали от малоземелья и от истощения лесов, которые были вырублены, а зверь по выбит и люди стали переселяться в Яранский уезд.
В ходе исследования мне стало известно, что деревня Малиновские ведет свою историю с 1828 года(сомнительно- в СНМ-1859 отсутствует), когда на этом месте поселились первые жители Малинины. Среди первых поселенцев также были родственники Мокеровы, Новосёловы, Толстобровы, Тырыкины и Шумиловы. Первые жители приехали из Котельничского уезда. С 1828 – 1903 год деревня входит в состав Яранского уезда Вятской губернии Кундышской волости в Большеустинское общество, с 1904 года и до 1929 была в составе Шарангской волости Яранского уезда Вятской губернии. С июля 1929 года по сентябрь 1930 года деревня находится в составе Котельнического округа Вятской губернии. С 1934 года в составе Кировского края, а с 1936 – 1960 год являлась частью Кировской области. В январе 1960 года деревня входила в состав Шарангского района, Горьковской области. В 1963 – 1964 годах – в составе Тонкинского района, Горьковской области. В 1965 году снова переходит в состав Шарангского района. В дальнейшем во вновь образованную деревню стали переселяться другие жители. Число домов также увеличилось за счет выхода из родительских домов повзрослевших детей первых поселенцев.
Деревня расположилась кругом в лесу. Её жители занимались раскорчёвкой леса, распашкой земли, севом зерновых культур. Земля этих мест была черноземная и давала хороший урожай. Земля делилась по мужским душам, поэтому количество земли в хозяйствах было разное. Земля обрабатывалась мотыгами, лопатами, сошками, горбушами. Хлеб молотили цепами. Постепенно выделились крестьяне – середняки, которые имели больше земли (по душам), они же могли излишки зерна продавать на рынке. Товар продавали в свой уезд и Костромскую, Казанскую губернии. Крестьяне также растили скот, занимались охотой и ловлей рыбы. До Октябрьской революции в деревне грамотных не было. Грамотными считались те, кто окончили 1 – 2 класса церковно– приходской школы. Никаких культурных учреждений в деревне не было.
В событиях гражданской войны и Великой Октябрьской революции участвовали 12 человек, шестеро из них погибли. Участниками Октябрьской революции и гражданской войны были- Мокеров Архип Осипович, Мокеров Семен Петрович, Толстобров Николай Алексеевич и другие.
Установление Советской власти в деревне произошло в ноябре 1918 года мирным путем. Вернулся с фронта Толстобров Николай Алексеевич и под его руководством был создан первый комитет бедноты, в который вошли односельчане Толстобров Н.А, Мокеров Н.Ф, Шумилов П.В.
Колхоз в деревне Малиновские был организован в 1931 году и назвали его «Малиновская сельскохозяйственная артель». В первый день в колхоз вступили 14 хозяйств из 39. Первыми в колхоз вошли- Толстобров Н.А., Мокеров Г.С., Селезнёв Г.А. Первым председателем артели был избран Мокеров Григорий Семёнович. Крестьяне шли в колхоз охотно. Однако те люди, которые имели больше земли (кулаки), не хотели идти в колхоз. Сопротивление кулачества было бесполезным, его быстро сломали. Я узнала , что в деревне Малиновские были раскулаченные семьи. Вот что вспоминает Лидия Андреевна Толмачева «был в деревне зажиточный мужик- Селезнев. Не захотел он вступать в колхоз, и отобрали у него всю землю. Попросил он выделить ему ту землю, что не нужна колхозу, т.е. бросовую. Не пожалели для него такого «добра». И он окопал болотистую землю, осушил и вырастил урожай…».По воспоминаниям Мокерова Степана Федоровича, его отец- Федор Ильич отказался вступать в колхоз, был арестован осенью 1929 года и весной 1930 умер под следствием в г.Котельниче. Семью выселили на Урал, отобрав все нажитое.Вступающие в колхоз вносили весь сельскохозяйственный инвентарь, приводили крупный рогатый скот. Первые годы коллективизации урожай убирали руками, конными жатками, молотили конными молотилками. В годы становления колхозов в деревне Малиновские были построены: ферма, свинарник, конный двор, овчарня, кузница, молотильный ток, своя водяная мельница, электростанция (на реке Шаранга).
С началом Великой Отечественной войны всего на фронт из деревни отправились 62 человека: Новосёлов Филимон Егорович, Вохминцев Петр Семёнович, Новосёлов Леонид Сергеевич, Мокеров Григорий Степанович, Мокеров Михаил Степанович, Тырыкин Иван Матвеевич и другие, 30 из которых с фронта не вернулись, среди них брат моей прабабушки Толстобров Николай Артемьевич.
Во время войны председателем колхоза был Зыков Александр Васильевич, который руководил до 1943 года, позднее был избран председателем Береснев Григорий Иванович. Вся работа в колхозе легла на женщин и подростков. За трудовые подвиги в колхозе были награждены многие женщины, которые трудились во время войны на полях колхоза это: Толстоброва Нина Артемьевна, Новоселова Анна Егоровна, Вохминцева Анна Сергеевна, Новоселова Дарья Гурьяновна, Редькина (Толстоброва) Зоя Артемьевна, Вохминцева Елизавета Захаровна и другие.
Послевоенное время тоже было тяжелым, до 1950 годов личные хозяйства деревни значительную часть производимой сельхозпродукции (в том числе куриные яйца, мясо, масло) сдавали государству. После укрепления колхозов в 1951 году деревня Малиновские вошла в состав колхоза им. Жданова, председателем стал М. Н. Мосунов. В 1953 году председателем был Г. Р. Колбин.
По рассказам жителей деревни в 60-е годы сюда приезжала партия геологов, якобы спутник показал, что здесь, под деревней, находятся залежи нефти. Начали бурить, но вместо нефти они обнаружили озеро пресной воды такого качества, что оно было сходно со свойствами целебного источника. В 1956 году в деревню было проведено местное радио. В 1958– 1959 годах в деревне провели электричество. В 1964 году деревня Малиновские вошла в состав скотооткормочного совхоза «Устинский», который реорганизовался из колхоза им. Жданова с центральной усадьбой в селе Большое Устинское, директором был А. Н. Стародубцев. В этот период жизнь жителей деревни была связана с выращиванием крупного рогатого скота, посевом и уборкой зерновых, выращиванием картофеля, уборкой сена для скота. Обычными для быта жителей деревни был выпас большого деревенского стада. Казалось, деревня была в расцвете своих сил, и никто не предполагал, что ждет деревню в ближайшем будущем.
Детей в деревне было много. В летнее время дети играли на площадке в футбол, волейбол, зимой катались на лыжах, санках. В конце 60-х в начале 70-х годов в деревне был магазин, куда завозились для жителей продукты первой необходимости (сахар, консервы, макароны, мука, хозтовары и другие). Долгое время продавцом была Вохминцева Елизавета Захаровна Хлеб хозяйки пекли сами.
Время шло. Потребности людей в благах цивилизации увеличивались, но самое главное- отсутствие дорог, культурных заведений, отсутствие школы – все это привело к тому ,что в 80-ые годы молодые жители стали уезжать из деревни. Деревня Малиновские находилась далеко от центральной усадьбы, поля были за рекой. Постепенно скот из деревни вывезли, сеять зерновые не стали. Стали выращивать картофель, заготовлять сено. Деревню посчитали неперспективной. Все чаще жители деревни стали выезжать из деревни в центральную усадьбу, чаще в города. Оставались только люди пожилого возраста, пенсионеры, которые приросли корнями к своей родной земле: Новосёлова А. П., Новосёлова А. Е., Новосёлов Ф. Е., Тырыкин И. М., Мокеровы М. С. и Г. П. и другие. К концу 1990-х гг. в деревне остались одни Мокеровы Михаил Степанович и Галина Платоновна. Когда Галина Платоновна умерла, Михаил Степанович остался один, к нему приехал старший сын с семьей Мокеров Дмитрий Михайлович. Он стал последним жителем деревни Малиновские, покинувшим деревню осенью 2002 года- деревня Малиновские опустела навсегда. В августе 2002 года состоялась встреча жителей деревни Малиновские, на которую приехали около десяти человек.
Образование
До Великой Отечественной войны в деревне и во время войны существовала начальная школа. В те годы учителем этой школы была Лаптева Людмила Кондратьевна, а позже дети деревни посещали школу расположенную в селе Большое Устинское. Дальше учились техникумах и ВУЗах г.Горького и г.Кирова.
Известные люди деревни Малиновские
Царегородцева Раиса Степановна (родилась март, 1950) - поэтесса земли Шарангской и Нижегородской. Окончила Куйбышевский полиграфический техникум. Стихи Раисы Степановны публиковались в областном сборнике «Живи, родник». В 2002 году напечатаны в сборнике «Всё здесь сердцу знакомо и дорого». В 2005 году центральной библиотекой издан сборник её стихов «Жизни значительный миг», в 2010 – «Былое не забудется». Включены её стихотворения и в книги «У чистых рек, среди лесов зеленых», «Победа. Правда. Память», «Северная Лира». Раиса Степановна – член клуба сомодеятельных поэтов «Созвучие», работающего при центральной библиотеке. Родилась в деревне Малиновские Шарангского района. Проживает в рабочем посёлке Шаранга.
Кропанева Нина Петровна родилась 13 июня 1950 года в деревне Малиновские. Училась в Кировском педагогическом институте на математическом факультете. С 1971 года работала учителем математики в Немском районе Кировской области в Немской средней школе. С 1974 года работала в Большеустинской средней школе. Нина Петровна имеет звания «Методист» и «Отличник народного просвещения». Сейчас живет в селе Большое Устиское.
Орденоносцы
Вохминцев Петр Семенович (родился 30 июня 1924 г.) – ветеран войны. Автоматчик 124 бригады Калининского фронта. Кавалер ордена Отечественной войны первой степени. Имеет медали: «За боевые заслуги», медаль «Жукова», «Юбилейные» медали. Последнее время проживал в селе Большое Устинское, умер в январе 2011 года.
Новоселов Леонид Сергеевич (родился 14 августа 1922 г.) в деревне Малиновские. В годы Великой Отечественной войны служил в рядах военно – морского флота на подводной лодке в Северном Ледовитом океане. Подводной лодке было присвоено звание гвардейской. Летом 1945 года увезли на Дальний Восток, принимал участие в войне с Японией. Вернулся домой в июле 1948 года. Работал председателем колхоза в Малиновских. Был депутатом, с 1952 года работал председателем сельского совета. В этой должности он проработал 25 лет.
Кавалер ордена Отечественной войны, награжден орденом Ушакова. Имеет медали: «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», 9 юбилейных медалей в честь победы над Германией, «За трудовую доблесть», «За доблестный труд».
Толстобров Аркадий Артемьевич(1924-1996 гг) – в 1940-1941 гг учился в г. Кирове в ФЗО. С 1944 года по 1977 год служил в органах внутренних дел в должности начальника состава. Окончил службу в звании майора внутренней службы. Имеет награды: «За боевые заслуги», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За безупречную службу в МВД»
Сейчас по статистике в России 13.000 заброшенных деревень, ещё 34.000 имеют менее 10 жителей (2003 год). В половине таких деревень есть дома, которые были настолько крепко срублены (дубовые бревна, например) или построены из хорошего кирпича, что даже после 10 лет "заброшенности" села стоят, только мусор убрать, пол настелить, крышу подлатать и стекла вставить да и жить уже будет можно. Когда ежегодно закрывается до шестисот сельских школ, нет рейсовых автобусов, магазинов, медпунктов - сельские жители бегут, кто может и куда может. Село находится в бедственном положении. Молодежь не может себе найти работу и уезжает искать работу в город. В Советском Союзе было освоено 40 миллионов гектар целинных и залежных земель. За годы либеральных реформ с карты России исчезли 15 тысяч сел и деревень. Сельское население уменьшилось на 3,3 млн. человек. Поражает тот факт, что опустели деревни не только в результате войны или какой-то эпидемии, а по вине родного государства.
Деревни, думаю, исчезали и раньше - были же моры, наводнения, менялись направления дорог. Но это были единичные случаи. Российские крестьяне более-менее спокойно жили всего восемь лет - с 1921 года, когда большевики, давшие землю крестьянам, отменили, наконец, продразверстку, и до 1929 года, когда началась коллективизация. А потом… Настоящее уничтожение началось с 1939 года, когда вышло постановление об уничтожении хуторов и мелких деревень, которые не вписывались в колхозную систему. Потом деревню проутюжила война. В иных селениях не оставалось ни одного мужчины - старики, женщины и дети были вынуждены переселяться на новые места. С 1954 года – курс на укрупнение колхозов. До того в каждой деревне был колхоз. Теперь колхозов стало меньше. И, как следствие, центральным усадьбам уделялось больше внимания, а остальным деревням – меньше. И люди перебирались или на центральные усадьбы, или в города. Очередной удар пришелся на 1958 год, когда заговорили о «неперспективных деревнях».
Конечно, хочется, чтобы деревни были всегда. Чтобы они радовали глаз. Чтобы вдоль по улице, справа и слева – опрятные дома, крашеные оградки, резные окошки, травка-муравка во дворе и рябинка у калитки… А за домом – сеновал под навесом, за сеновалом – сарай с поленницей, за сараем – бревенчатая баня… А там, ниже – грядки, огород, речной бережок… Или даже пусть не так благостно. Пусть, как теперь, крапива у жердяного забора, прореха в кровле, покосившиеся ворота, кучи навоза, грязь на безлюдной улице – только бы она была, деревня…Известны писатели, которые ценили деревню не только за то, что она дает еду, а за то, что она – вечное пристанище нравственности. Что вместе с ней пропадет и облик, и образ человека чистой души и чистых помыслов. Кто против деревни? Есть такие? Нет таких. А деревня тает, исчезает, истлевает, оседает под дерн.
Сегодня деревни Малиновские на карте Шарангского района нет.
Результаты исследований:
В ходе данной работы нами был составлен список деревень нашего района, где никто не живет. В этот список вошло 14 поселений. Мы провела социальный опрос среди населения Шарангского района с целью выяснения интереса к данной проблеме. Презентация проекта на районной краеведческой конференции.
Выводы:
Исходя из изученной литературы и результатов анализов социологического опроса, можно сделать следующие выводы: 1. Изучив литературу о значении вымерших населённых пунктов, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества и для нашего района в частности; 2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы учащихся;
Заключение:
Освоенные методики помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.
Мы думаем, что вместе с возрождением России оживет и наш район. Шарангцы будут беречь свои села и деревни. И они никогда не станут жителями исчезнувшей улицы в исчезнувшем селе.