Кулыгина О.В. Управление процессом развития творческих способностей

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Кулыгина ольга викторовна, МБОУ Гимназия №2 г.Саров Нижегородской области


Родители, учителя и все те, кто в ответе за наших детей, не должны забывать слова великого гуманиста Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои способности и дарования,- это умное руководство со стороны взрослых. Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и не управляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из задач обучения. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Проблема развития творческих способностей очень непроста. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как на природу способностей, так и на само понятие «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика. Необходимо помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Можно выделить 2 уровня способности:

1. репродуктивный;

2. творческий.

Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей школьников: 1. Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности. 2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. 3. Уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности. 4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности. Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности», требует длительной целенаправленной работы. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления. В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач предлагается следующая базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе специальных уроков развития, а также занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя четыре последовательных этапа: 1. Разминка. 2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, внимания, мышления, воображения) 3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач. 4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий; на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях. А теперь рассмотрим немного поподробнее каждый этап. ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗМИКА. На этом этапе преобладают репродуктивные задания, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, чередования на одном и том же занятии вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера, которые могут иметь место как на урочных, так и неурочных занятиях по различным предметам. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс. Перед началом учитель может дать, например, такую установку: «Ребята, вам будет предложена серия довольно простых вопросов. Однако работа усложняется тем, что ее надо выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно вопрос и как можно быстрее дать на него четкий ответ». Необходимо отметить, что выполнение заданий такого типа подготавливает детей и к решению оригинальных творческих заданий. Интенсивность вопросов (чередование вопросов из различных предметов) и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении, именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности. Интегрируя, мы работаем над понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания, обобщает их, устанавливает причинно следственные связи. Во время разминки режим диалога между учителем и учеником должен быть щадящим: ни в коем случае не даются негативные оценки. Особое значение имеют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащегося и вселяющие в них уверенность в свои силы. ВТОРОЙ ЭТАП. Развитие психических механизмов как основа развития творческих способностей (памяти, внимания, и наблюдательности). Развитое мышление проявляется в рациональных способах запоминания и припоминания, поэтому на этом этапе необходимо заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе ввода рациональных приемов, ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся. Следует, однако, отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности. Опыт целенаправленной работы по развитию творческих способностей показал, что существует прямая связь между ними и уровнем развития памяти и внимания, особенного произвольного. Те ученики, которые быстрее решали задачи творческого характера, успешнее выполняли и задания, определяющие степень развития названных познавательных процессов. Это позволило сделать вывод о том, что специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в уроки, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом. ТРЕТИЙ ЭТАП. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе решения которого учащиеся, как правило, самостоятельно, без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично поисковым задачам можно отнести, например, такие как задания на нахождение закономерности, на нахождения принципа группировки, задания на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, задания на нахождение наиболее рационального способа решения задачи и т.д.. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую даваемому учителем в готовом виде, то в одних случаях может возникнуть опасность бездумного, автоматического подхода к их решению, в других - ситуация растерянности при встрече с задачей, имеющей нестандартное условие. Вот почему так важно включать учащегося как в построение рациональных способов применения знаний, так и в процесс анализа условия каждой конкретной задачи. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые внешнее сходство при различных способах решения. Например, разгадывание таких внешне похожих ребусов: 1 ОЧКА, 1БОР, Ш1А, ПАЗОТ. Ф1А, 2Д, ПО2Л. (Ответы: одиночка, разбор, школа, патриот, фраза, парад, подвал). Для развития творческих, способностей огромное значение имеют такие задания, которые содержат несколько вариантов решения. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты, при возможности, определять наиболее рациональные из них.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Решение творческих задач. Творческие задачи можно разделить на два типа. 1. Это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 2. Это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно. Творческое, «нестандартное» задание - это довольно широкое понятие. Нестандартные задания нередко представляют собой ситуации вызывающие у ученика затруднение, для преодоления которого необходимо применить творческий подход. Творческие задания различны по установке, определяющей характер деятельности ученика. Одни из них предполагают опознание отдельных явлений и их признаков, другие их объяснения, приведение доказательств. Неоценимую пользу оказывает самостоятельное конструирование творческих заданий учащимся. Причем надо отметить, что очень части дети придумывают такие задания, что нам взрослым и не снилось. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Особенно важное значение приобретают творческие задания на уроках закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. Это происходит по двум причинам: • во-первых, в последнее время существует тенденция уменьшения времени на закрепление изученного; • во-вторых, при повторении, как правило, большая часть заданий направлена на воспроизводящую деятельность, и хотя она и создает фундамент для успешного осуществления творческой деятельности, тем не менее воспроизведение без дальнейшего развития не имеет смысла. Многочисленные опыты подтвердили известное положение о том, что не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями, но обратная связь прослеживается более четко: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. Таким образом, творческие способности выступают и как предпосылка усвоения знаний, умений и навыков, и отчасти как результат и критерий обучаемости. Исследование теоретических проблем, проведенная опытная работа и анализ полученный результатов позволили сделать ряд выводов: Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но наилучшим условием развития творческих способностей выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а целенаправленное предъявление их в системе. Познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной основе и способствовать развитию свойств личности, лежащих в основе развития творческой способности - памяти, внимания, мышления, воображения. Система задач должна вести к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли; способность переключаться с одной мысли на другую, способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Персональные инструменты
Инструменты