Канавка Царицы Небесной, село Дивеево, Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Merge-arrows.png
Предлагается объединить эту статью со статьей - Дивеево, село Нижегородской области


КАНАВКА ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ

Есть одно, особенно-священное место в обители, место утоления всякой скорби и печали - это К а н а в ка Священник Василий Тигров

Файл:Современная КАНАВКА.jpg Файл:Святая КАНАВКА3.jpg Файл:Святая КАНАВКА.jpg

Святая Дивеевская земля, избранная Самой Царицей Небесной в Свой последний четвертый удел на земле, много содержит в себе чудесного. Широко распространилась слава об этом удивительном уголке святости и милости Божией Матери к роду человеческому. Среди многих святынь Дивеева особенно ярко сияет Святая Канавка Царицы Небесной. Находясь в центре монастырской территории, она представляет собою молитвенное, духовное сосредоточение всей святыни Четвертого удела Богоматери, его сердце. Не случайно особые пророчества связаны со Святой Канавкой и местом бывшей Мельничной общины Матери Божией и Батюшки Серафима, внутри нее находящейся, а также предсказанной будущей здесь Киновией Великой Дивеевской Лавры. Преподобный Батюшка Серафим, исполняя указания Самой Царицы Небесной, велел сестрам свято соблюдать заповеди и устав, данный Ею для Мельничной общинки. Он говорил, что монастырь станет Лаврой, а это место, обнесенное валом, будет Киновией. Как в Иерусалимский Храм вошла Пречистая Богородица в сопровождении лика девственниц и введена была во Святая Святых, так Сама Она - прообразованная "Ковчегом завета", - указана Батюшке Серафиму, чтобы только девицы принимались бы в место будущей Киновии. Батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. О значении Святой Канавки Преп. Серафим говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!" Как будто что-то непонятное и даже страшное слышится в этих словах, а на самом деле в них великий смысл. Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Её следам, это значит - вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы. Идти по этой тропе, читать архангельское приветствие: "Радуйся, Благодатная", и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею любовию - не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости? Вот почему так почитают все Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз: "Богородице Дево, радуйся". Рвут на память, а также на исцеление травку и цветы, в том числе больной скотине. Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: "Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!"

Многие тысячи богомольцев устремились в Саров и Дивеево, желая присутствовать на прославлении издавна почитаемого в народе Батюшки Серафима. Сама Августейшая чета - Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна - прибыли на это великое торжество. После празднования в Сарове они по сетили Дивеево . В Преображенской церкви,путь в которую шёл по Канавке,осматриваЛИ вещи Преподоб-ного Серафима. После Преображенской церкви Императорская чета посетила ближнюю пустынку Преподобного, а затем Литографию и Живописную. О праздновании святых дней в с. Дивеево в 1905 году дошло до нас описание, составленное Дивеевским священником о. Петром Соколовым. В эти дни было много чудес явных, поразительных: исцелялось много больных, особенно глухонемых, по вкушении муки в часовне у жернова Преп. Серафима, в кладбищенской Преображенской церкви у вещей Преподобного, а также на Святой Канавке и у иконы Божией Матери "Умиления". Около этого времени Святую Канавку обсадили с двух сторон деревьями, которые к 1922 году, согласно воспоминаниям, были уже большими и красивыми. Некоторые из этих деревьев сохранились до нашего времени. В начале Святой Канавки стоял деревянный Крест, к которому прикладывались, идя на Канавку. Против конца Канавки, внутри ее, где прежде была мельница Батюшки Серафима, стояла часовня, в которой хранились жернова от этой мельницы. Богомольцам давали немного мучицы, смолотой на стоявшей здесь ручной мельнице. До недавнего времени нам мало что было известно о том, какой была Святая Канавка при Батюшке Серафиме и вскоре вслед за его кончиной. В разных публикациях встречались упоминания о "довольно высоком вале", по которому в гололедицу "на четвереньках и шел по этому святому для него месту" Н. А. Мотовилов, о цветах, траве и крыжовнике. Однако работы по историко-археологическому изучению и восстановлению Канавки, начатые в 1997 году позволили заглянуть в неизвестное. Ныне, хотя работы далеки от завершения, можно с большой определенностью восстанавливать облик первоначальной Святой Канавки 1855 года.

Персональные инструменты
Инструменты