Казанско-Богородицкая, церковь города Советска Вятского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначально под названием «Пустыни Жерновых гор» в одной версте от слободы Кукарки…» Д. Трапицын. 1851 год. Наименование села произошло от названия местности «Жерновая Гора», из которой еще до появления здесь рус¬ского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и называ¬лись «пустынями»), то поселения здесь еще не было. Время построения «пустыни...» мож¬но отнести ко времени служения архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г.). Настоя-тели монастырей назывались «строителями». Первым строителем «Пустыни Жерновых Гор» был Макарий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назы-вался Иоанно-Предтеченским. В окружении черемисских поселений монастырь нео¬днократно подвергался нападению и разорению. Уничтожа¬лись «грамоты» на землю. В 1609 году при на-падении на монастырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения совершались в 1650 и в 1660-х годах. Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости. Жерновогорская оби¬тель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время вешними водами была промы¬та протока из р. Вятки в р. Пиж¬му. Каждую весну склон горы, на котором располагался монастырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сторону горы, что от монастыря не осталось и признаков. При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, которая стояла на кладбище, открытом в 1860 году. Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с чере¬мисами. Могилы устроены в де¬ревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме че¬тырех под часовней. По рассказам стариков, в обру¬шившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часов¬не из-древле народ питал осо¬бое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе». После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминаль-ные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихи¬ды, совер-шался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, кото-рые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в обра-зованные приходс¬кие церкви. (В 1940-е годы кладбище закры¬ли, а резные опоч-ные памятни¬ки службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и пи¬сались новые.) Спасская часовня (вторая) - деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возмож¬но, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офице¬ра Его-ра Богомолова в память спа¬сения от покушения Александра II эта часовня была перестроена. К Воскресенс¬кой часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она рас¬полагалась недалеко от Спасской часовни. Поселение, по всей вероятнос¬ти, стало строиться в то же вре¬мя, что и мона-стырь. По архи¬вным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю ме¬нялось название селе-ния — «Жерновая Гора», «Жерновогорское», «Гора», «Нагорское», «Жернового-рье» (мест¬ное название - «Корынь», которое никем не объяснено и доны¬не). Жители деревни не имели прихода, а были приписа¬ны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки. 12 июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на котором было ре-ше¬но организовать свой приход. 29 июля 1860 года указом Свя¬тейшего Синода был основан приход в Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860 года. Уп¬равляющий Вятской удельной конторой П. В. Алабин способ¬ствовал открытию села и прихо¬да в нём. В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года переосвящена вновь. Названа цер¬ковью во имя Казанской Божьей Матери с одним приделом. На приходском сходе было решено строить каменную цер¬ковь, был готов проект, но дея¬тельный и энергичный священник А. Г. Попов решил возвести грандиозный собор. Заручившись поддержкой своего дяди, отстав¬ного подпол-ковника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священник А. Г. Попов за-казыва¬ет новый проект Вятскому губернскому архитектору А. С. Андрееву, ко¬торый прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строитель¬ство храма. 13 ноября 1880 года был освя¬щен центральный придел во имя иконы Казан-ской Божьей Мате¬ри старейшим из местного духо¬венства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным. Правый, во имя Ильи Пророка, ос¬вящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревян-ная. В 1895 году решено было построить ка¬менную в одной связи с храмом, со-единив её с церковью коридо¬ром. В 1901 году строительство колокольни было за-кончено. В 1905 году храм был обнесен железной ог¬радой на опочном цоколе с то¬чеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными го¬лубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил об¬работку опочного камня на сум¬му 10 000 руб.). На другие колоко¬ла жертвовали Богомолов, Старо¬стин, Милютин, Елькин. Все строительные материалы производились на месте, строи¬ли свои масте-ра. Кладку церков¬ного здания, тёску опоки произ¬водила артель местных камен-щи¬ков во главе с мастером Т. М. Тюриным. Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священ¬ник А. Г. По-пов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по воз¬ведению храма легли на предсе¬дателя приходского попечитель¬ства С. А. Елькина, который кре¬дитовал свои средства без про¬центов. Также использовался до¬ход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александ¬ровой под ко-локололитейный завод в Жерновогорье. Церков¬ный староста купец 1 гильдии Ни-колай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконоста¬са, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполне¬ны в его кузнице в Русской Ку¬рье. Прихожане, не имеющие возможности вне¬сти деньги, безвозмез¬дно труди-лись на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовля-ли лес на леса, пилили брус и доски… Иконы в иконостас написал нижегородский живопи¬сец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви. День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как со¬общала гу-бернская пресса: «Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный со-бор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров. В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных за-витках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была пред¬ложена в его доме трапеза для посетителей.» Своим великолепием собор по¬ражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскра¬шенных снаружи опочными ко¬лоннами, карнизами и другими фи¬гурами. К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего пол-сотни лет. Его постиг¬ла та же участь, что и многие дру¬гие храмы на Руси. Он был ра¬зобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское реч¬ное пароход-ство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в ве-сеннее время вблизи от церкви. Об¬ломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу раз¬делили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеат¬ру — 30, сельхозар-тели им. Ка¬линина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др. На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где бы-ла деревянная церковь, - танцплощад¬ку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

Персональные инструменты
Инструменты