История моего поселения

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                  Село Большаковка Любинского района Омской области
                                                            "Родина моя – мое село,
                                                             В нем родился я 
                                                             И детство здесь прошло.
                                                             Много мест красивых 
                                                             Жизнь увидеть мне дала,
                                                             Только нет прекрасней
                                                             Моего села".

В нынешнем году исполняется 112 лет с того времени, когда была основана деревня Большаковка.

Сейчас ее нет, но рядом находится поселок с тем же названием, центр бывшего совхоза.

Как же все начиналось? К концу 19 века территория нынешнего Любинского района была заселена уже довольно густо. Как правило, первые поселения устраивались по берегам озер и небольших речек, на возвышенных местах, где земля более плодородная.

  В 1804 году основаны Большемогильное и Мало-могильное. Крестьяне сами отводили себе наделы на свободных землях и устраивались, как хотели. В 1848 году сюда прибыли крестьяне из Липецкого уезда Тамбовской губернии и дали начало деревне Большая Окуневка.
  Поток переселенцев в Сибирь из центральных районов России увеличивался, и в 1883 году вновь были начаты землеустроительные работы чинами Западно – Сибирского съемочного отделения, переименованного затем в отряд чинов по образованию переселенческих участков в Западной Сибири. Эти работы продолжались до 1886 года, результатом их явилось наделения землей крестьян – старожилов. Поселений и образование из излишних земель так называемых казённо – оброчных статей и пяти переселенческих участков. Но, как правило, землеустроительные работы отставали от процесса образования новых деревень. Крестьяне договаривались с соседними обществами и сами определяли участки заселения. 
  В 1896 году, по данным исследования краеведа Ивана Семеновича Коровкина, образовалась деревня Большаковка. Сейчас трудно узнать, откуда прибыли первые ее жители, хотя можно предположить по фамилиям первопоселенцев, что они выселились из соседних деревень, где не 

хватало пахотной земли. Как рассказывают старожилы, среди первопоселенцев были семьи Тихона Чебакова, Якова Дергачова, Холуевы, Лазаревы, Гучневы.

  Деревня росла, и к началу XX века состояла из одной длинной улицы. 

Некоторые дома были срублены из соснового леса, а большинство – небольшие пятистенки из местных пород деревьев – осины, да березы.

  Неподалеку, возле озера, стояло несколько землянок кочевавших по привольным просторам лесостепи скотоводов – казахов. Рядом через некоторое время выросли постройки кожевенного завода Серебренникова, здесь жили рабочие. А поместье этого промышленника находилось возле озера Ларино, километрах в трех от нынешнего  поселка. Оно было с трех сторон окружено рвами,
начинавшимися и заканчивавшимися в болоте.
  Среди работавших на изготовлении кожи были и большаковские крестьяне. Сейчас от поместья Серебренникова сохранились лишь старые рвы да груда костей от забитого когда – то скота. 
  Большаковские крестьяне занимались земледелием, разводили скот. Молиться и крестить детей возили в Боьшемогильное – центр волости, где стояла деревянная церковь на каменном фундаменте, с колокольней. Сейчас на том месте, где находилась церковь, стоит триангуляционный пункт. Неподалеку до сих пор сохранился кирпичный дом – бывший магазин.
  Революция и  гражданская война прошли как – то мимо Большаковки, здесь не было боев и крупных выступлений крестьян за передел земли. При новой Советской власти некоторые местные жители относились к «лишенцам». Например, среди «лишенцев» оказались священник из Большемогильного Александр Мирошниченко, Екатерина Дьякова и Ольга Савельева, занимавшиеся торговлей. 
  В конце 20 годов начинаются создаваться коммуны, такая коммуна была организована и в Большаковке. Позднее коммуны преобразовались в колхозы.
  При проведении коллективизации немало крестьян было выслано. Старожилы называют фамилии Банковских, Миличенко, Чебаковых, Воробьевых. Некоторые из них позднее возвратились из ссылки в родные места.
  В начале 30 годов было принято решение о создании на территории, где были прежде земли крестьян из Большаковки, нового совхоза. Начало организации его отмечено первым в истории совхоза приказом:

«Приказ №1 по совхозу № 209 «Большаковский» Тюкалинского союзмаслотреста от 27 июня 1932 года и с сего числа на основании доверенности директора Тюкалинского союзмаслотреста Коваль Данилу Ивановичу управлять совхозом № 209».

  На бумаге просто: есть приказ, есть директор, есть совхоз, но нет еще самого  главного – людей, которым предстояло поднимать это новое хозяйство.
  Первые семьи – основное ядро будущего совхоза – прибыли из окрестных сел: Больше – Окуневка, Большемогильное, Пестровка, Тычкино, Мало – могильное, из деревни Голубки, Тавричанки и даже из Крутинского, Большеуковского и других северных районов Омской области.
  Так зародилось нынешнее село Большаковка Любинского района Омской области.
«Мрачно и дико было здесь: куда не кинь взгляд, кругом простирался лес. Зажал, спрятал он крестьянские домишки, отгородил их в этой глухомани от всего живого. За деревней озеро. Настоящее имя деревни: «Большаковка»». 
  Застучали топоры в руках плотников: Александра Сотникова, Егора Булучевского, Афанасия Васнева. Первый директор совхоза26-летний Даниил Коваль и управляющий Липин размечали, где, что построить. В первую очередь были построены столовая, куда с удовольствием ходили рабочие кушать немудреные блюда, приготовленные поварихой Анисьей Плесовских, а также скотные дворы.

  В начале Великой Отечественной войны многие большаковцы были призваны в армию,
а многие ушли добровольцами – Филатов Семен Федорович, Проскуряков Иван Герасимович и другие. 

140 наших односельчан не вернулись с войны. В их честь на территории села установлен мемориальный комплекс. В настоящее время на его месте установлен новый (Приложение).

  Но не смотря на горести и трудности село продолжало жить. Люди не только работали в селе, но и отмечали праздники – традиционные, а в связи с тем, что была власть относящаяся к православной религии отрицательно  - не праздновали.  В настоящее время жители села потихоньку возвращаются к вере, традициям своих предков.

Региональный проект Край наш Сибирский

Персональные инструменты
Инструменты