История деревни Решетихи

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Необходимо в названии страницы указать область!

Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи


Деревня Решетиха в 1779 году была Шудской волости, Варнавинского уезда, Костромской губернии. Широкие промежутки между деревнями разных волостей остались до тнаших дней, например, между Скулябихой и Решетихой. Однако все эти размежевания не привели к изменению формы землевладения. Владельцы земли, лесов, вод и озёр остался Варнавинский мужской монастырь.

Через деревню проходила «Екатерининская дорога». В деревне Решетиха основным населением были крестьяне. Здесь была усадьба помещика Воронцова, рядом был дом воронцовской няни. Дом с надворными постройками, церковь, которая была построена во второй половине 16 го века. В хозяйстве Воронцова держали много скота, имели большое количество земли. Для обработки земли, заготовки сена нанимали крестьян из ближайших деревень.

Крестьяне имели участки земли, которые были наделены по душам. Земли у крестьян были не плодородные, давали низкие урожаи, поэтому им приходилось наниматься на работы к помещику. В 1920 году Воронцов был раскулачен, вся семья его из деревни Решетиха была вывезена. В его доме организовали школу, где в вечернее время обучалось население близлежащих деревень грамоте. Позднее в усадьбе Воронцова был организован пионерский лагерь «Дубки».

Степан Воронцов брал «подряды» на заготовку леса, строительство сойм (больших многорядных плотов) и сплавлял их вплоть до города Царицына (Волгограда), где у помещиков Смецких имелась своя волжская пристань. Заключив договор, Воронцов объезжал ветлужские и варнавинские деревни, нанимая лесорубов, вязальщиков сойм, сплавщиков на условиях суточной оплаты их труда по самым низким расценкам. Все работы выполняли сколоченные им артели, он распоряжался, подгонял штрафами, мордобоем, руганью, обеспечивал питанием, давал на кабальных условиях авансы, закабаляя ими батраков. Человек с удивительной энергией, он успевал всюду: появлялся на лесосеках, давал там «жару». Не имея никаких признаков совести, покупал за бесценок дохлых коров и этим мясом кормил работников, высчитывая из их заработка столько, сколько стоило на рынке хорошее мясо. Во время сплава давал сплавщикам график движения, пересаживаясь с парохода на пароход, встречал соймы в Козьмодемьянске, в больших волжских городах, записывал минуты и часы опозданий, штрафовал за это при расчётах в Царицыне. Воронцов стал лесовладельцем, из деревенской избы переселился в новую дачу «Дубки», сыновьям купил купеческие патенты на торговлю. Двухэтажный каменный дом, в котором размещалась в 1918 году уездная чрезвычайная комиссия, был конфискован у его сына - ветлужского купца И. Воронцова. Братья Воронцовы были активными участниками контрреволюционного саботажа.

Тяжело умирал Степан Воронцов от болезни желудка. Желая «явиться на суд божий с прощеными грехами», он приказал сыновьям собрать как можно больше окрестных крестьян. – «Хочу перед народом сделать громкую исповедь в своих преступлениях!» - сказал он сыновьям. Те воспротивились: зачем – де каяться принародно в своих грехах, позорить воронцовский род. «Нет – настаивал умирающий – исповедаться священнику мало, не по грехам моим. Чем больше будет молитв перед престолом Спасителя, тем надёжнее, что он простит меня, одна молитва поповская где - нибудь в пути затеряется… Лишу наследства, если мою предсмертную просьбу отринете!»

Желание Степана Воронцова было выполнено. Вынесенный на зелёный лужок, он, стоя на коленях перед иконой Христа – спасителя, громким голосом, прерываемым стонами, рассказал о том, что начал богатеть с убийства своего друга, татарина – торговца из Казани, который занимался разъездной торговлей. – «Зарезал я его, спящего… , вдовый был, ездил с девочкой, всхлипывал убийца. «А что с девочкой сделал?» - многоголосо выдохнула страшный вопрос толпа. – «Задушил сонную!»

Огласили женские рыдания зелёный лужок. Вместе с другими женщинами плакала мама рассказчика, ходившая на громкую исповедь. А убийца кулак продолжал рассказывать, что взял у убитого 800 рублей, что на эти деньги взял подряд у Смецких сплавить сойму, нанял сплавщиков и получил чистую прибыль 2342 рубля 26 копеек. На второй год он ухитрился сплавить две соймы: одну до Козьмодемьянска, другую до Царицына – получил чистую прибыль 5462 рубля. Убитого им торговца звали Ильёй, потому он, грешник Воронцов, вознамерился построить церковь с престолом святого Ильи – громовержца, но, возведя фундамент, пожалел денег и на этом кончил свою затею. – «Православные! – бил себя кулаками в грудь убийца – кулак. – Второй грех был! Ударом кистеня убил я подрядчика из деревни Шилихи Флегонта Комиссарова, думал, что едет он на своём рысаке из Козьмодемьянска с деньгами, полученными для расчёта с артелью, сплавившей его сойму. Поживился только тремя рублями и двумя копейками. Простите меня, православные! Молитесь за спасение души моей многогрешной! Большие деньги на помин моей души я в завещании пожертвовал!» Народ отказался простить преступления кулака – убийцы.

В 1930 году в д. Решетиха образуется колхоз «Трудовик», председателем был избран Немцев Александр Прохорович. В колхозе развивается животноводство, строится ферма КРС, большое внимание было уделено овцеводству, разведению поголовья свиней. В Решетихе было около 34 домов, проживало более 150 человек. Колхозная конюшня насчитывала 40 голов лошадей. В деревне была масляная, мельница, кузница, где вели ремонт инвентаря.

В деревне был пруд, обнесённый с трёх сторон брёвнами. На полях колхоза выращивали рожь, овёс, капусту, морковь, огурцы. Были годы, что собирали по 60 ц зерна с гектара. Зерно отправляли государству и выдавали колхозникам на заработанный трудодень.

Кормили скот в основном сеном, заготовляли в пойме реки Ветлуги. С началом Великой Отечественной войны большинство мужского населения ушло на фронт. Колхозники сеяли руками, пахали на быках, т.к. лошадей забрали на фронт, вся тяжесть легла на плечи детей, женщин, стариков. Не смотря, на все трудности, колхозники отправляли хлеб для фронта.

В 1950 году колхоз «Трудовик» входит в состав колхоза «Путь к коммунизму». Начался отток населения из деревни, который продолжался до 90х годов. В 1991 (2)г умер последний житель Немцев Алексей Александрович.

Деревня прекратила своё существование.


Источники

?Региональный проект «Памяти исчезнувших деревень»

Персональные инструменты
Инструменты