Из опыта работы учителя ИЗО
В названии необходимо указать, из опыта какого именно учителя ИЗО (таких учителей очень много :)). Чей опыт?
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи |
«Красота – средство воспитания чуткой совести» В.А.Сухомлинский
Позади двадцать лет работы в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений. Учительское дело сложное, и, сколько бы не работал, каждый новый учебный год для меня будто бы опять первый. Глядя на своих учеников, я думаю, сумею ли я сделать так, чтобы сохранить в них интерес и любознательность на протяжении всех встреч с ними. Опыт работы убедил меня в том, что этого можно добиться лишь в условиях доброжелательности и уважения к личности ребенка, беспредельной веры в его творческие возможности. Главное, чтобы на уроке царил дух сотрудничества. Урок изобразительного искусства - это особый урок он должен строится по законам искусства, и, прежде всего, решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Мне глубоко, не безразлично будут ли наши дети понимать и любить искусство своего народа, заслушивать русской мелодией, любоваться русским орнаментом, сохранять и беречь предметы сделанные и украшенные народными мастерами. «…Народное искусство-это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир красоты, живет своим идеалом добра и справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» Некрасов М.А. Детский рисунок – процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты. Наслаждаются этой красотой. Я счастлива, что веду уроки изобразительного искусства. Но это и ко многому обязывает: не только научить детей рисовать, самое главное научить их думать и конечно переживать, чувствовать. Урок – это импульс к глубоким рассуждениям, которые будут сопутствовать человеку на протяжении всей жизни Мой опыт работы в школе, привел меня к пониманию того, что в основе учебного процесса важно учитывать то, как организован процесс мышления. Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Я хочу рассказать о тех методах, которые применяются в начальных классах и в среднем звене, так как изобразительное искусство изучается в 1-8 классах. Как только дети покидают детский сад, они начинают свое путешествие по образовательному «конвейеру». Они приходят к нам, как преимущественно кинестетические создания. Учителя знают, что они воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая и разбирая мир на части. По мере взросления способ обучения меняется с кинестетического (все виды ощущений) на аудиальный (связанную со слухом), а по мере приближения к старшим классам, на визуальный (связанную со зрением). Задача каждого учителя - выработать свой стиль, и чем многосенсорнее будет этот стиль, тем эффективнее и качественнее будет работа с учениками. Многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников. Так, визуалам нужно представлять информацию, используя слова описывающие цвет, размер, местоположение, выделяя цветом различные пункты содержания. Для аудиалов важно использовать вариации голоса: громкость, паузы, высоту. А для кинестетиков очень важны жесты, прикосновения, проигрывание разных ролей, так как они обучаются посредством мышечной памяти. Наблюдая за поведением и реакцией ученика, можно установить к какому типу левополушарного или правополушарного мышления он относится. Так для левополушарных учеников характерно умение пользоваться символами, они хорошо воспринимают аудиальные ассоциации, умеют сосредотачиваться, им свойственно логическое мышление, анализируют информацию от части к целому. Как – правило, это основная часть класса, но, среди них обязательно встречаются и правополушарные. Эти дети лучше реагируют на межличностные отношения, чем на авторитарные, прикосновение к плечу существенно подкрепляет получение информации, им свойственно проявление цветовой чувствительности, эмоций, чувств. Они артистичны, им свойственно абстрактное мышление и интуиция, при восприятии информации, они идут от общего к частному. О чем бы мы ни рассуждали или не фантазировали, чего бы мы ни ожидали или о чем бы ни размышляли, что бы ни вставало в нашем уме в качестве ли нашего знания или в качестве мечты, все это образуется из того же материала, из которого состоят наши воспоминания. Всякое припоминание-это воспроизведение прежних впечатлений, причем впечатления эти относятся к прошлому времени. Человек, обладающий даже самым необычным воображением, не может представить себе такого цвета, которого он не видел в жизни. Тот путь, по которому весь накопленный материал соединяется в уме, психологи называют ассоциацией представлений.
Упражнения на установление ассоциативных связей.
Для выполнения этого упражнения детям произносится слово, или можно показать картину или написанное слово.Например: слово-снег. Предлагается подобрать слова связанные с ним. Снег-зима, холод, мороз, белая простыня, падают снежинки, , сугробы, метет метель, воет вьюга, звездочки, сияние, новый год, деревья со снегом. Мы видим, что у кого-то ассоциации связаны с образами, у кого то с движениями, а кто-то слышит звуки. Следующее упражнение помогает развивать цветовые ассоциации. Например: теплые цвета - танцевать, нежность, жизнь, мама, солнце; холодные цвета – ночь, плач, морозный, сожаление, грусть. Чтобы умственная жизнь человека была богата, для этого важнее способность соединять представления, нежели обширность запаса представлений. Двадцати двух букв достаточно, чтобы из них слагались все трагедии Шекспира.
Использование метафор Во время занятий я часто рассказываю истории, не имеющие отношения к моему предмету, они называются метафорами. Метафоры-притчи, в контексте спора, разговора они что-то иллюстрируют. Метафора основана на сходстве, использует обобщенный язык. Если вы хотите, чтобы метафора была понята неверно, обязательно разберите ее содержание. Объяснив смысл метафоры, мы суживаем, ограничиваем ее понимание, тогда как без объяснения каждый воспринимает рассказанную историю так, как это удобно и важно для него. Тот, кто останавливается у портрета Джоконды, понимает ее загадочную улыбку по-своему. Каждый понимает что-то свое, что нужно ему именно сейчас. Метафоры активизируют мышление, задействуют глубинные структуры памяти, устанавливают индивидуальные связи. Метафора «Все в твоих руках». «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто же из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладоней и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая? И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках»…
Упражнение на развитие мышечной (тактильной) памяти
Иногда, для того, чтобы лучше представить какой-то образ, нужны движения. Почувствовав, увидев и запомнив их, дети быстрее включаются в работу. Например: для того чтобы понять, что такое кружево, ребенку нужно прикоснуться к нему, почувствовать переплетение нитей и узелков, чтобы передать красоту линии нужно прикоснуться к ней кончиком карандаша, нарисовать или провести эту линию в воздухе, а потом перенести на работу. Очень хорошо использовать во время упражнения «Рисование в воздухе» обе руки, так как задействуются оба полушария головного мозга. Имитация движений животных, птиц, людей разных профессий, использование мимики, жестов - помогает ребятам лучше войти в образ, запомнить материал. Организация классной доски.
Необходимо учитывать некоторые правила восприятия информации для расположения учебного дидактического материала на классной доске. 1. Слова для запоминания нужно располагать слева. 2. Их не должно быть больше 5-7, так как возможности нашей памяти на коротком отрезке урока ограничены, человек не может запомнить более 7 определений одновременно. Можно выделить цветом самое важное слово, определение. 3. Для того чтобы ребенку можно было пофантазировать, помечтать нужно с правой верхней стороны доски расположить белый лист или экран. Туда ученик обращает свой взгляд, включая свое воображение. 4. По мере изучения материала, следует убирать его с доски или закрывать, чтобы ученик не копировал предложенные образцы. 5. Излишняя перегруженность наглядностью мешает сосредоточиться, загромождает доску.
Мотивация обучения
Всегда связывайте процесс обучения с радостью и удовольствием. Как часто можно услышать: «Я совсем не умею рисовать, у меня ничего не получиться». Дети бояться не того, что не справятся с заданием, а насмешливых взглядов, ущемленной гордости, плохих отметок. Они с удовольствием и желанием будут делать лишь то, что приносит им пользу, удовлетворение. Поэтому нужно научить их отвечать на вопросы: «Зачем я это делаю? Где мне в жизни это может пригодиться? Чему я смогу научиться?» В конце урока обязательно спросите: «Как вы узнали, что вы добились своей цели? Какие возможности, знания вы использовали для достижения своей цели? Как вы справлялись с трудностями на своем пути?»
Как создавать ситуацию успеха. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту становится для него фактором развития. Более того, человек занимаясь нелюбимым делом, по окончании его тут же пытается о нем забыть. Педагог должен позаботиться о том, чтобы организуемая деятельность скрывала в себе ситуацию успеха – иначе результаты будут прямо противоположными, например: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, презрение этикета, пренебрежение научными знаниями, враждебность по отношению к людям, злобу к чужому успеху. Существует так называемое счастье творчества как созидательного усилия, направленного на воображаемый результат-продукт деятельности. Успех такого рода усилий - основа для переживания глубокого и длительного удовлетворения. Оно более чем что-то другое приносит детям счастье. Ситуация успеха - это субъективное чувствование, ощущение рождается когда ученик преодолевает свой страх, свое неумение, свою застенчивость непонимание, робость, растерянность. Ситуация успеха – некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. Американский психолог У.Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми риска, пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, культуры, цвета кожи, происхождения, уровня благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем то для него важном…Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.» В первую очередь необходимым условием в достижении поставленной цели снятие страха перед деятельностью как непременный прием освобождение ребенка от психологического зажима. Он говорит: «Я не умею, я не знаю, у меня не получиться…» - и впадает в состояние угрюмой пассивности, печально наблюдает успех товарищей, страдает от своей позиции. Но, если сказать: «Это просто, это легко, не получится ничего страшного, попробуй - ты ничего не потеряешь, давайте попробуем, если не получиться поищем другой способ» - тогда зажим снимется ребенок ,освободится от навязчивого ожидания неудачи. Ее заранее как бы с улыбкой встречают, отмечая драматичность ее возникновения. Сегодняшнее воспитание в семье и в школе выстраивается прямо противоположным образом. Нагнетается страх перед неудачей: «Это трудно, но вы обязаны, напряги все свои силы на трудную работу, не так то просто это сделать и так далее»- словно мы хотим запугать ребенка, ввергнуть его в состояние психологического ступора. Возникает вопрос: «Не обманываем ли мы, суля удачу заранее». Ответом на это может служить следующее. Во-первых, мы не предлагаем детям то, что для них недоступно. Во-вторых, каждый в меру своих способностей и силу своей индивидуальности, достигает искомого результата при максимальной активности. И наконец, -третьих, педагог обязан сопровождать предложенное для исполнения ясной инструкцией, давая совет, как лучше всего выполнить планируемое. Это можно назвать скрытой помощью, когда в контексте слов вплетаются незаметные, но основополагающие подсказки: «Я полагаю, что удобнее было бы делать…, мне кажется, в центре должно находиться…, я знаю, что лучше начинать с…,достаточно выполнить…,мне бы хотелось, чтобы вы не забыли…,я прямо не дождусь когда появится эта деталь…, ты, конечно, не забудешь о…». До того, как ученик приступит к исполнению, необходимо авансирование Личности. «У тебя это получится непременно, потому что ты наблюдательный, ты сделаешь это отлично, у тебя хорошая зрительная память». Очень сильным побудителем выступает пример персональной исключительности. Его , форма такова: «Только ты и можешь…, никто кроме тебя…, именно ты способен это сделать». Это становится залогом успеха, так как свободные проявления индивидуального своеобразия личности придают исполненному делу отличительность, исключительную окрашенность. Например, если ребенок рисует яблоко, то не следует хвалить весь рисунок. Настоящий художник выполнит это несравненно лучше, и дети не могут не понимать условности педагогической похвалы. Но если педагог отмечает удачный фон, особенный колорит, живой блеск и мягкость линий, ребенок верит этой оценке и радостно переживает успех своих творческих усилий. Детальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в ней заложен огромный потенциал стимулирующего влияния на всю последующую деятельность. Практическая организация ситуации успеха для каждого ребенка снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности его в группе, лености и склонности к разрушению. Нельзя не признавать, что ситуация успеха в какой то части своей носит характер искусственно создаваемой, педагог должен в дальнейшем корректировать путем постепенного указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление.
Успех учителя – это не его познание, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего призвания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе. Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Об учителе, как о священнике можно сказать, что, не имея веры в сердце, он осужден. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Учитель, помни: «Все в твоих руках!»