Золотое кольцо Нижегородской области команды "Эрудит"
Содержание |
Городец
Путешествие по известным нижегородским центрам народного промысла лучше всего начать с Городца и воспользоваться для этого «Ракетой» - новым волжским кораблем. Не успеете вы поудобнее усесться, как «Ракета» уже будет проходить мимо стенки Горьковского порта, выходящей на волжскую сторону. После волжского железнодорожного и автотранспортного моста, под аркой которого промчится наш корабль, перед вами быстро пройдут монументальные корпуса сормовской судоверфи. Дальше почти до самого Городца и слева и справа тянутся низкие луговые берега, всего на метр поднимающиеся над водой. Панорама берега развертывается очень быстро. Когда «Ракета» пролетает мимо них, пейзаж меняется почти мгновенно и кажется удивительно разнообразным. Итак, перед нами Городец. Он расположен рядом с перегородившей Волгу плотиной, одной из ступеней волжского каскада. Новое, преобразившее жизнь этого древнего края, соседствует с памятниками глубокой старины. Городец из одного поколения с Москвой и, как теперь доказано, моложе ее всего на пять лет. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. В настоящее время Городец – крупный промышленный и культурный центр Нижегородской области, но все так же его обрамляет древний вал, поросший вековыми соснами. В настоящее время начало вала находится на улице Азина. Знакомство с Городцом мы начали с древнего вала. Это понятно: вал – единственный свидетель древней истории города. И все-таки осмотр города следует начинать с древнего центра, расположенного на «Княжей горе». А в Городецком музее можно ознакомиться с природой Городецкого района, с историей края, узнать о разных народных промыслах. Один из них – пряничный промысел.
Пряничные доски
Эта специфическая форма резьбы существовала в целом ряде городов России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Когда возник пряничный промысел в Городце, установить трудно. Вероятно, в 17 столетии. Пряников в Городце выпекалось до тридцати сортов. Пряники были любимы всеми, ими не гнушались и состоятельные люди, но истиной отрадой они были для ребят из семей, дороживших трудовой копейкой. Они были недороги, вкусны и, помимо этого, приобщали к искусству. Между тем те рельефы, которык отпечатывались на пряниках, были, к сожалению, лишь слабой копией резного штампа, их породившего. Вот здесь, в этих досках, проявлялись и талант, и изощренность руки, и фантазия резчика. Эти доски сейчас доставляют глубокое наслаждение своей пластической четкостью, законченностью форм, декоративным совершенством. Изображения, резавшиеся на пряничных досках, были необычайно разнообразны. Если их перечислять, получился большой список. Здесь и птицы-сирины и какие-то невиданные существа, тут нашла свое оригинальное отражение и поразившая резчика действительность, преображенная им и претворенная в искусство: всадники, лошади, рыбы, петухи, гуси, павлины, а также пароходы. Все что выходило из-под руки мастера приобретало такие красивые, поэтические формы, достигало такого пластического совершенства, что некоторые доски по силе художественной выразительности можно сопоставить лишь с былинным творчеством народа. Файл:Doskiу.jpg
Росписи известных городецких мастеров
Городецкие донца Профессиональное искусство украшения донец возникло в самом начале прощлого столетия. Художественное оформление донец началось с выемчатой резьбы и инкрустации. Техника выемчатой резьбы была издавна знакома резчикам. Такой резьбой украшали крылья и подкрылки изб и их наличники, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустация мореным дубом тоже была известна: эти узоры встречаются на крестьянских раздвижных столах. В наиболее развитой форме этот сюжет представляет собою двух симметрично расположенных всадников, вздыбивших коней перед деревом-цветком, над верхушкой которого парит птица. На ветках-листьях этого дерева иногда сидят птицы, а в ногах лошадей или по краям композиции изображаются собаки, как бы облаивающие дичь. Всадников сопровождабт обычно фигуры мужчин, держащие в руках мечи или ружья. Вторым очень распространенным сюжетом, занимавшим всю поверхность донечной доски, являлось изображение мчащейся кареты с женскими фигурами сидящими в ней, с лихим кучером, с лакеем на запятках. Наконец, третьим, также распространенным сюжетом было изображение воинственного всадника на вздыбленной лошади. С особенной художественной выразительностью резчики донец изображали животных и птиц, метко передавая их позу, их характерные движения.
Семенов
На севере Нижегородской области, рядом со старинным Городцом, расположен небольшой город Семенов. Его имя известно и у нас, и за рубежом благодаря уникальному художественному промыслу –хохломской росписи.
История города Семенов впервые упоминается в платежнице под 1664 годом, а возникло оно, видимо в самом начале 17 столетия, когда беглые люди «посошлись из верхних мест и дворы поставили, и лес секли, и перелоги раздирали и земли распахали». Семенов постепенно становился главным скупочным пунктом так называемого «щепного товара» - разных деревянных изделий: посуды, чашек, ложек, игрушек и т.д., в громадных количествах изготовлявшихся в этом богатом лесном районе. Этим делом в конце прошлого века занимались жители ста тридцати деревень. Итак, Семенов – один из религиозных центров, центр производства и продажи щепного товара, центр своеобразной окраски деревянных изделий и вместе с тем невзрачный провинциальный городок царской России. Таким он и оставался вплоть до Октября. Теперь это живой, бойкий город, крупнейший центр оригинальной отрасли народного искусства – хохломской роспись.
Хохломская роспись
Изделия, покрытые хохломской росписью, восхищают всех: и человека, казалось бы, совершенно равнодушного к искусству, и человека, искушенного во всех его тонкостях. Секрет воздействия хохломской росписи лежит, видимо, в мастерстве ее создателей, облагородивших простую вещь, в необыкновенной колористической прелести этих изделий, перед которой никто устоять не может. Цехи росписи большие, светлые, в них сидит много народа, и все в одинаковых позах, стоит тишина, пахнет краской и свежим деревом. Когда вы переведете взгляд на руки мастера, то уже не сможете от них оторваться. Под мягкими, грациозными движениями пальцев, вооруженных небольшой кистью, перед вами, как в замедленной киносъемке, рождается в плавном ритме рисунок орнамента, сначала его основа, а затем, на ваших же глазах, эта основа начинает наполняться подробностями, расцветает, оживает. Вы чувствуете необыкновенную уверенность в каждом, иногда почти незаметном движении руки мастера, вы чувствуете, что перед вами раскрывается таинственный процесс искусства. Каждое изделие перед росписью покрывается так называемой полудой – алюминиевым порошком, который наносится на поверхность предмета, предварительно покрытого олифой. Не совсем просохшая олифа, соединяясь с порошком, создает эффект серебряной металлической поверхности. Так вот, на эту серебряную поверхность и наносится кистью орнамент, и в данном случае в окончательном виде в росписи преобладает золотой фон, а орнамент действительно будто идет поверх этого фона. Это и есть «верховое письмо». При «фоновом письме» получается как бы обратный эффект: золотой фон исчезает под слоем краски, золото блестит лишь в орнаменте. Делается это так: черной краской по полуде рисуется контур орнамента и затем весь фон, окружающий этот орнамент, закрашивается какой-либо краской. Всего два «письма», да и разновидностей в них немного: «травка», «кудрина», да «древко», а как многообразно впечатление от хохломских росписей!
Файл:Lozhki.jpg Файл:Rospis.jpg
Хохломская роспись (набор посуды, ложек и чашек)
Богородск
Город Богородск находится примерно в 8,00 км от берега Оки и в 40 км от нагорной части города Нижнего Новгорода. Село кустарей, ставшее крупнейшим в стране центром кожевенной промышленности с современным высокоразвитым производством - такова основная особенность этого удивительного поселения - единственного в своем роде города кожевников. Первоначальному выдвижению села Богородского в качестве местного экономического центра способствовало его положение на гужевом тракте, прошедшем из Нижнего Новгорода через Муром на Суздаль и далее на Москву. Этот путь в то время рассматривался как наиболее безопасный и удобный для связи между Н.Новгородом и Москвой и по нему происходило оживленное движение. Возникновение основного Богородского промысла - кожевенного, который уже значился среди занятий жителей села в XVII веке, было связано, как предполагают, с поселением во второй половине XVI века на территории Нижегородья, в том числе и в Богородске, ссыльных новгородцев, знакомых с этим промыслом.
Работы мастеров.
Другим наиболее старым промыслом в Богородске был гончарный, который, как предполагают, тоже был занесен из Новгорода.
Кожевенное и гончарное производства получили в Новгороде большое развитие в XV - XVI веках, а в Богородске существовали уже в начале XVII века. Поэтому превращение села Богородского из земледельческого в промысловый центр произошло очень рано. На первом месте стояли промыслы по выделке кож и овчин с производством из кож рукавиц, шорных и прочих изделий (кожевенный и скорняжный промыслы). Широко было распространено "отходничество" с промысловыми занятиями (по выделке на стороне из сырья потребителя овчин, пошиву рукавиц и т.д.), вызванное недостаточной емкостью местного рынка. Кожевенный и скорняжный промыслы распространились и по соседним с Богородском селениям, но нигде не достигали такого развития, как в Богородском, оставаясь подсобным занятием жителей.
Возникновению и развитию кожевенных промыслов способствовало наличие местных материалов, употреблявшихся в производстве (дубового корья, извести, поташа). Сырые кожи очень рано стали закупаться на стороне, на ярмарках, в дальних местах Поволжья и юга России. Развитию промыслов, делавших крепостных крестьян более платёжеспособными, способствовали подчас и местные помещики. В истории Богородского кожевенного промысла «особенно памятны» помещики Шереметевы, владевшие селом Богородским с приписанными к нему пятью деревнями с начала XVIII века до крестьянской реформы. Они всячески поощряли этот промысел и перенесли его из села Богородского в другие свои имения. В настоящее время единственным предприятием Нижегородской области по художественной обработке кожи является объединение «Ренессанс». «Ренессанс» специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения и т.д. Всевозможные шкатулки, коробочки, фотоальбомы с любым рисунком или надписью, эксклюзивные кожаные футляры, фляжки, настенные панно придутся по душе вам и вашим близким. Элегантные папки-меню, папки-счета, карты вин и многие другие аксессуары подчеркнут неповторимую атмосферу вашего ресторана или кафе. Объединение развивает новое направление в производстве продукции из кожи — изделия для обихода православной церкви: обложки для книг, футляры для кадил, книги регистрации венчаний и крещений.
Павлово.
Файл:Pavlovo.gif Герб города
В Павлове-на-Оке возрождаются традиции русского эмальерного искусства. О павловских умельцах ходила легенда, что они сделали для металлической блохи, которую подковал тульский левша, наборный ошейник, посадили блоху на цепь и закрыли ее на замочек с секретом и музыкой. Павловские мастера умеют с большим вкусом превращать обыкновенный нож, вилку в привлекательные сувениры.
Балахна.
Балахна-старинный русский город. Год основания 1474-й. Город Балахна расположен в 30 километрах от Нижнего Новгорода вверх по Волге на низком правом берегу у устья речки Железницы.
==Соляной промысел.==
В Балахне отчетливо прослеживается подчинение хозяйственной жизни города соледобывающей и кирпично-керамической промышленности. К 1678 году в городе появились свои кормщики, гусельники, угольники, что отразило не только дальнейшее развитие здесь судостроения, кузнечного и ткацко-прядильного производств, но и факт изготовления любимых в народе музыкальных инструментов – звончатых гуслей.
Файл:Gysli.jpg
Как центр добычи соли Балахна известна в России издавна. Крупными солеварами из посадских в 17 веке почитались братья Михаил и Андреян Спирины. Соляные источники в Балахне располагались на глубине 50 метров в слоях сланца. Важным положительным фактором было выгодное положение Балахны в центре Поволжья, а также наличие достаточного количества дешевых дров – основного вида топлива для варниц. Кроме выварки соли из местных рассолов балахнинские промышленники занимались переваром самосадочной соли бузуна. Продавали свою соль балахнинцы далеко за пределами Нижегородского края. С середины XVII века Балахна стала крупным центром судостроения. Местные корабелы строили струги для Азовского похода, участвовали в постройке кораблей для Голштинского посольства. Корабли, особенно торговые расшивы, украшались богатой резьбой. Былая слава города отражена на гербе, где изображены две кокоры в серебряном поле, означающие собой знатное строение судов. Ежегодно с балахнинской верфи спускалось более 60 самых различных судов.
Файл:Gerb%.jpg Герб Балахны
Известный солепромышленник и купец гостиной сотни Григорий Добрынин в память об отце и брате построил в Балахне, в Кузнечной слободе, домовую церковь Спаса (1668-1702). Церковь была богато украшена полихромными балахнинскими изразцами. В самом центре города, на территории бывшего Покровского монастыря находится второй по древности памятник архитектуры Нижегородской области - каменный шатровый храм - Никольская церковь. Она была построена в 1552 году в честь покорения Казани. Прекрасными образцами русской архитектуры XVI и XVII веков являются Покровская церковь и церковь Рождества Христова (1675), в которой сохранился иконостас второй половины XVIII века украшенный барочной резьбой. На рубеже XVII - XVIII веков
==Церкви Балахны.==
Файл:Hristov.gif Файл:Nikol.jpg
Рождества Христова Никольская
Файл:Spasskay.jpg Спасская
Производство изразцов.
Файл:Kir.jpg Образец
Балахна стала одним из центров изразцового производства в Русском государстве. Балахнинскими изразцами украшен храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади. Все каменные здания XVII века в Нижнем Новгороде возведены из балахнинского кирпича.
Балахнинское кружево. В Балахне развивались и женские промысла, одним из которых было кружевоплетение. Коклюшечное кружево имеет многовековую историю. Оно зародилось в Западной Европе и пришло в Россию во второй половине XVII в. В XVIII столетии в России шел процесс формирования центров кружевоплетения. Таковыми стали Вологда, Елец, Рязань, Торжок и другие. Балахна стала центром кружевоплетения Нижегородского Поволжья в XIX веке. С незапамятных времен Балахна славилась своими самобытными промыслами и ремеслами, но особое место среди них занимал чисто женский, кружевной промысел. Самый расцвет кружевоплетения пришелся на вторую половину XIX века. К 1880 году женское население города составляло 2387 человек, половина которого занималась плетением кружев, как промыслом, то есть на продажу. Кружевоплетение стало широко распространяться в крестьянскую среду, охватив близлежащие волости обширного Балахнинского уезда, но центром плетения всей Нижегородской губернии оставалась Балахна, где сложился свой балахонский манер плетения кружев. На развитие кружевного промысла большое влияние оказала Нижегородская ярмарка, которая поставляла сырье (нитки) и высокохудожественные образцы кружевных изделий из Западной Европы. Через ярмарку кружева балахнинских мастериц попадали в разные города России: Москву, Орел, Казань, Астрахань, Самару, Владимир и за границу: в Англию, Францию, Германию и др. На выставке 1896 г. искусницы Балахны представили мастерски выплетенные виноградные черные платки, косынки с клюнелевым краем, сухарки на поднос. В начале 20 века лучшими кружевницами Балахны были А. П. Фурина, М. М. Траутман, Е. А. Беднягина, Е. А. Онохина, М. Е. Богдарина, А. И. Винокурова, А. М. Ожигина. В 1912 г. на улице Б. Христорождественской была открыта школа кружевниц. Руководила ей и вела занятия по плетению Дарья Ивановна Сергеева, окончившая специальную Мариинскую практическую школу кружевниц в С. Петербурге
Файл:Krug.jpg Работы кружевниц Файл:Kar.jpg