Заповедник Верхнебуреинский
«Заповедник «Буреинский» прошлое и будущее».
В центральной части Хабаровского края есть красивейший уголок, где горы покрыты таежными лесами и увенчаны снеговыми шапками, где бурлящие реки пробивают себе путь через каменные преграды, а животный и растительный мир настолько необычный, что с непривычки трудно поверить в их реальность. Двадцать лет назад эти места стали заповедной территорией. Заповедник «Буреинский» образован 12 августа 1987г. на площади 358,4 тыс. га в верховьях р. Бурея, первозданный характер природы заповедника, неподверженной прямому антропогенному влиянию, обусловливает привлекательность проведения здесь широких научных исследований. Расположенный в среднегорьях хребтов Эзоп, Дуссе-Алинь и Буреинского, он вобрал в себя ландшафтные особенности каждого из них, объединив территориально и подчеркивая их генетическое родство. Поэтому заповедник является ландшафтно-экологическим ядром, как бы связывающим между собой бассейны рек Буреи, Амгуни и Селемджи и в то же время, сохраняя свою, свойственную только ему, природную специфику, располагается в центральной части Хингано - Буреинского нагорья. Высшая точка заповедника 2138м над уровнем моря, низшая точка - 550м. Заповедана эта территория неслучайно. Здесь сохранились девственные леса и горные ландшафты. Леса заповедника никогда не подвергались промышленным рубкам. Если бы не своевременная организация заповедника, то северо-корейские лесозаготовители еще в 80-х годах серьезно нарушили экологический баланс этой территории Верхнебуреинского района. Такой вопрос стоял остро, победил, к счастью разум и огромная площадь девственной тайги была спасена и теперь строго охраняется.
20 лет срок небольшой, но за этот период проделана огромная работа. Государственному природному заповеднику "Буреинский" уже двадцать лет. Все это время он живет, работает, борется, как и многие другие заповедники России. В первые пять лет становления для заповедни¬ка прошли довольно бурно и тяжело. Сложно складывался морально-психологический климат в коллективе. В это время две комиссии» организованные Госкомэкологией, по проверке деятельности заповедника побивали у нас. Имела место частая смена директоров. К тому времени не были организована и создана надлежащая материально-техническая база, не возведено жилье, не приобретено достаточное количество мобильных технических средств. Не был укомплектован штат научных сотрудников. Подобная обстановка и текучесть кадров не служили повышению престижа заповедника. Непонимание проблем молодой организации сказывалось со всех сторон. Со стороны населения тоже приходилось ощущать непонимание, недоверие, раздражение и даже злословие. Разрушать проще, чем восстанавливать. В последующие годы пришлось приложить грандиозные усилия для самореабилитации. Все это время, по сегодняшний день, ведется огромная, кропотливая работа всего коллектива заповедника. Состав коллектива к сегодняшнему дню обновился почти полностью, и именно этот факт плодотворно сказался на судьбе заповедника.
Научно - исследовательская работа
Исследования флоры и фауны Буреинского заповедника начались вскоре после его организации. К настоящему времени опубликованы списки флоры сосудистых растений и ряд статей с дополнениями по флоре заповедника. Проводились специальные исследования флоры мхов и лишайников. В этих работах принимали участие как российские специалисты из Москвы и Владивостока, так и зарубежные коллеги из США и Японии. Изучением структуры растительных сообществ заповедника занимается С.В. Осипов (Биолого-почвенный институт, Владивосток, Буреинский заповедник). Не менее активно ведутся исследования по фауне заповедника. Несколько лет изучением фауны птиц занимались М.Ф. Бисеров и Е.А Медведева. Фауну и экологию млекопитающих изучали А. Антонов и А. Олейников (Институт водных и экологических проблем, Хабаровск).
В 2006 году в верховьях р. Корбохон обнаружен новый вид для фауны заповедника - лемминговидная полевка. В верховьях Правой Буреи впервые наблюдали снежного барана. В этом же году материалы по распределению мелких млекопитающих в основных биотопах заповедника были получены латвийским коллегой В. Пилатсом на стационаре "Стрелка". Ихтиофауна верховий Буреи на протяжении многих лет - главный объект исследований А.Л. Антонова, описавшего новый вид хариуса из заповедника. Фауна амфибий и рептилий заповедника и верхней части бассейна Буреи изучали Л.А. Триликаускас и Н.Н. Колобаев (Норский заповедник). Особенно интенсивно ведутся исследования по фауне целого ряда групп беспозвоночных.
К работе привлекаются ведущие специалисты учреждений академии наук и зарубежные ученые. В изучении фауны насекомых принимали участие Блюммер А.Г., Триликаускас Л.А, Будилов П.В.(Буреинский заповедник), Р.Ю.Дудко, И.И. Любечанский, В.В Дубатолов, С.В. Василенко (Институт систематики и экологии животных, Новосибирск), Н.Н. Винокуров (Якутск), А.Б. Рывкин (Буреинский заповедник), А. Баршевскис, У. Валайнис, А. Панкянс (Даугавпилс, Латвия) и др. С 1999 года ведутся планомерные исследования фауны и экологии паукообразных. К настоящему времени фауна пауков верховий Буреи насчитывает 452 вида и может считаться одной из наиболее хорошо изученных в Северной Азии. Вклад в познание этой группы беспозвоночных внесли Л.А. Триликаускас, А.В. Танасевич (Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН), Д.В. Логунов (Зоологический музей Манчестера, Великобритания). Из других групп паукообразных изучаются сенокосцы и ложноскорпионы. Для изучения последних к работе был привлечен один из немногих специалистов по этой группе в мире - М. Джадсон (Франция). В заповеднике и его окрестностях установлено обитание шести видов сенокосцев, которые являются объектами исследований Л.А. Триликаускаса и А.Н. Чемериса (Томск). Охрана заповедника
Отдел охраны функционирует с момента создания заповедника. Служба охраны заповедника осуществляет государственный контроль за соблюдением установленного режима охраны на территории обхода или иной закрепленной территории в границах государственного природного заповедника, проводит природоохранные мероприятия, предусмотренные режимом особой охраны заповедной территории, и противопожарные мероприятия, учет диких зверей и птиц. Ведет служебный дневник и прочую документацию для фиксирования систематических фенологических и иных наблюдений. Участвует в учетных и инвентаризационных работах, связанных с выполнением научных задач государственного природного заповедника. Проводит разъяснительную работу среди населения по предупреждению нарушений режима особой охраны заповедной территории и правил противопожарной безопасности в лесах.
В настоящее время в отделе охраны заповедника работает 15 человек. Отдел обеспечен оружейной комнатой для хранения табельного оружия (карабинов), автомобилями повышенной проходимости (ЗИЛ-131, ГАЗ-6611, УАЗ-31514 и др.), снегоходами «Буран», лодками с подвесными моторами, средствами радиосвязи (MIKOM-2, «MOTOROLA» УКВ, спутниковые телефоны), соответствующей одеждой. По проекту организации государственного заповедника Буреинский, подготовленному Западносибирской проектно-изыскательской экспедицией, в связи с отсутствием в его пределах населенных пунктов и невозможности постоянного проживания там населения, охрана должна производиться путем патрулирования заповедника группами лесников (госинспекторов) по вахтовому методу. Учитывая ограниченность путей подхода к заповеднику, необходимо использовать авиацию для заброски патрульных групп. Это должно осуществляться централизованно из одного населенного пункта вне границ заповедника, где по возможности и должен быть сосредоточен основной контингент лесоохраны. Патрульные группы должны периодически сменять одна другую. Характер работы госинспекторов и время патрулирование ими обходов в зимнее и летнее время различны. Это определяется различными методами контроля за территорией зимой и летом, а также методами заброски патрулей на обходы в разные периоды времени. Зимой заповедник оказывается наиболее доступным. По замерзшим рекам на снегоходах и вездеходах появляется возможность проникать довольно далеко вглубь его территории. Этот период года для браконьеров является и наиболее притягательным. По этому проектировщики предложили продолжительность патруля для каждой группы 3 недели, из них 10 дней на заход до крайней точки маршрута - верховья основных рек - Правая и Левая Буреи и столько же на выход в п. Шахтинск. При этом, когда предыдущая группа достигает крайней точки, следующая - начинает патрулирование от южной границы заповедника, идя навстречу возвращающейся. Встречаются и расходятся группы в серединах обходов. Одну неделю каждая группа отдыхает. Этот метод планирования и характер работы требует 3-х групп из 2-х человек на каждый из 2-х обходов - всего 12 человек. Из этого расчета и планировался штат лесников - наблюдателей.
Однако этот метод охраны территории заповедника получился бы идеальным только в случае, если бы не мешали некоторые обстоятельства. Во-первых, необходимо 12 снегоходов и один вездеход, которые заповедник никогда не имел. Во-вторых, где можно разыскать таких госинспекторов, которые могли бы владеть навыками управления и ремонта снегоходов. В-третьих, надо считаться с нашей суровой зимой, когда температура воздуха опускается до -50 ºC и ниже. Кроме того, пока образовывается устойчивый лед на реках и удобный для движения снежный покров мы как осенью, так и весной теряем по 2 месяца времени. За время существования заповедника мы всего дважды смогли организовать проезд на снегоходах от устья рек Левой и Правой Буреи до верховья р. Правой Буреи. Что касается р. Левой Буреи, мы добирались только до р. Ванкищ и то в редких случаях.
Летом характер патрулирования должен быть несколько иным. В этот период доставка в заповедник наземным или водным транспортом затруднена мелководностью и ограниченностью сухопутных путей подъезда к границам заповедника. С одной стороны это ограничивает проникновение в заповедник посторонних, но не исключает этого полностью, а с другой стороны, вынуждает заповедник для заброски патрульных групп использовать вертолеты. К сожалению, за 20 лет существования заповедника мы могли позволить себе использовать вертолет только в первые три года работы, тогда как в зимний период, так и в летний, заброска и вывоз госинспекторов, а также научных сотрудников, происходила с использованием вертолета, как было предусмотрено в проекте. В перспективе, по мере поступления в заповедник техники высокой проходимости, затраты на авиацию по завозу патрульных групп сократятся. Но затраты на авиацию прекратили финансировать, а предусмотренной высоко проходимой техники мы вообще не получили и до сих пор не имеем возможности ее приобретать. В лучшем случае нам было выделено - три автомобиля ЗИЛ - 157 (два после капитального ремонта), по одному ГАЗ-52, бортовой УАЗ и один ЕРАЗ, а также 4 мотоцикла - 2 марки УРАЛ и 2 - Юпитера и все это постепенно, за первые три года становления. Это техника оправдала себя только тогда, когда мы имели возможность заказать вертолет для заброски и вывоза людей, использовали ее для доставки табора и людей до аэропорта и назад, при возвращении. Дежурства на кордонах «Ниман» и «Стрелка» ведутся вахтовым методом: там работают по нескольку госинспекторов по два-три месяца безвыездно. Связь с конторой осуществляется по радиосвязи ежедневно.
В летний период Госинспектора наблюдают за лесными пожарами и занимаются их своевременной ликвидацией.
Удаленность территории заповедника от населенных пунктов, правильный выбор расположение кордонов и ее труднодоступность для наземного транспорта способствуют относительно редкому проникновению на ООПТ нарушителей заповедного режима. С 2000 по 2007 год выявлено 17 нарушений заповедного режима. Экопросвещение
Хотелось бы коротко осветить экопросветительскую деятельность. Этот вид деятельности очень важен в поддержании престижа заповедного дела перед органами местной власти и населением.
В 1995 году заповедник стал инициатором организации Эколого-просветительского центра "Бурея", деятельность которого направлена на поддержку экопросветительской работы заповедника. «Экоцентр», экопросветительский и научный отдел сотрудничают в тесной творческой связи. Общими усилиями они добились открытия собственной рубрики "Вести из заповедника" в районной газете "Рабочее слово". В ней регулярно освещалась научная и практическая деятельность заповедника, работа лесного отдела. Через газету мы делились с жителями района нашими успехами, достижениями и, даже, проблемами. При непосредственном участии заповедника в той же газете была создана рубрика для детей "Живой родник". Эта экологическая страничка являлась еще одним мостиком общения с населением района. Но в 2007 году эти рубрики перестали публиковаться. В связи, с чем сотрудниками заповедника был проведен социологический опрос, после которого выяснилось, что из числа опрошенных большинство хотели бы, чтобы эти рубрики публиковались.
Заслуживает внимания и активное сотрудничество со школами и детскими садами. Наших сотрудников с удовольствием приглашают на лекции, семинары и уроки природы. Все эти мероприятия проходят интересно и плодотворно для всех участников. В месяцы летних школьных каникул работа с детьми не прекращается. Постоянно приходят экологические праздники и акции. Уже два года функционирует музей-природы и визит центр, где проходят круглые столы, конференции, проводятся экскурсии, читаются лекции на природоохранную тематику, с использованием видеоаппаратуры.
Неоднозначна проблема экологического туризма на территории заповедника. Девственность ландшафтов горной тайги на фоне повсеместной технической агрессии на природу, безусловно, привлекательна для интересующихся экологическими проблемами. В то же время отсутствие инфраструктуры туризма на нашей территории, труднодоступность ее с земли ограничивают возможность проведения регулярных природоведческих мероприятий. Бурные горные реки бассейна Правой и Левой Буреи с бесчисленными мелями, порогами, перекатами пригодны разве только для «экстремального туризма». Более перспективным мы считаем развитие экотуризма в планируемом нами природном парке «Усть-Ургальский». Этот участок с хорошими подъездными путями, расположенный недалеко от райцентра, в то же время наиболее подходит для решения целого ряда краеведческих, экологических и природоохранных вопросов. В случае организации парка, это оградит собственно заповедную территорию от излишней антропогенной нагрузки.
В пределах же самого заповедника логично продолжать научные исследования с участием профессионалов-биологов российских и зарубежных научно-исследовательских учреждений в периоды проведения учетных фенологических наблюдений нашими сотрудниками.
Перспективы развития
В целях обеспечения полной региональной репрезентативности заповедной территории, ее эффективной сохранности, согласно многолетнего анализа ландшафтного и биологического разнообразия, необходимо включение в состав заповедника имеющейся охранной зоны заповедника площадью 53.3 тыс. га. Создание новой охранной зоны по его периметру в пределах административных районов Верхнебуреинский, Полино-Осипенко и Солнечного общей площадью 92 тыс. га, а также присоединение других кластерных участков, как биосферного полигона для придания заповеднику статуса биосферного. Предлагаемые меры дважды (в 2002 и 2005 гг.) были поддержаны Комиссией при МПР Хабаровского края. В 2007г. министерством природных ресурсов края подготовлен проект постановление Правительства края «Об утверждении концепции экологического развития Хабаровского края до 2010 года». В числе мероприятий по реализации указанной Концепции предусмотрено создание природного парка «Усть-Ургал» в Верхнебуреинском районе. Кроме этого, в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности организации на территории района в период до 2015 года двух государственных природных заказников краевого значения «Нижнемельгинский» и «Тырминский». Указанные особо охраняемые природные территории, а также государственный природный заказник краевого значения «Дубликанский», в перспективе могут быть использованы, как биосферные полигоны Государственного природного заповедника «Буреинский».
Придание заповеднику «Буреинский» международного статуса биосферного резервата под эгидой ЮНЕСКО будет способствовать решения вопроса урегулирования отношений с разными ведомствами, землепользователями, местным населением и поможет объединить Особо охраняемые природные территории федерального и местного значения.