Жуков, Иван Тимофеевич
Я хочу рассказать о судьбе семьи моих прадедушки и прабабушки по материнской линии Жуковых Ивана Тимофеевича (1917 г.р.) и Марии Ивановны (1922 г.р.).
Иван Тимофеевич после окончания семилетней сельской школы, как многие тогда юноши, поступил в ленинградское военно-артиллерийское училище. В 1940 году закончил его в звании лейтенанта (погон еще в то время не было, только лычки на вороте). Молодой лейтенант приехал в отпуск в родное село Вычурки Гагинского района Нижегородской области, где познакомился с девушкой из соседнего села Ляпня. Марии Ивановне на тот момент было восемнадцать лет. Ей сразу же понравился молодой военный. Он отличался от сельских ребят своей военной выправкой, серьезностью, рассудительностью. В марте 1941года Мария Ивановна и Иван Тимофеевич поженились и сразу же после свадьбы молодые уехали по направлению в Западную Белоруссию, под Белосток. Жить пришлось на квартире. Хозяйка-полячка довольно холодно и настороженно общалась с русскими. Но Мария Ивановна этого не замечала. Она была счастлива. О войне говорили, но до конца не верили в ее начало. Однажды Иван Тимофеевич вбежал на квартиру с кучей свертков, смел рукой все со стола и радостно сказал, обращаясь к хозяйке квартиры: «Пани, смотрите, что я купил Марии». В свертках было новое пальто, шелковые сорочки и новое платье. Мария Ивановна никогда не видела таких красивых вещей и расплакалась. Но счастье молодых было недолгим. Рано утром 22 июня 1941 года началась война. Жен офицеров известили о начале военных действий, им был дан приказ на грузовых машинах продвигаться к Минску. Когда Мария Ивановна узнала о начавшейся войне, муж был в части. Как рассказывала прабабушка, от растерянности она надела на себя все подарки Ивана Тимофеевича. Уже сидя в грузовике, Мария до последнего момента ждала своего лейтенанта. Верила, что он придет проститься. И Иван прибежал к колонне. «Мария, прощай, война», – были его последние слова. Больше она никогда не видела своего мужа. Батарея тяжелой артиллерии лейтенанта Жукова одна из первых тем ранним утром встретила атаку наступающих танков и пехоты немцев. Бой закончился окружением и уничтожением наших войск. Большинство солдат были взяты в плен.
Колонна, в которой ехали офицерские жены с детьми, подверглась бомбежке. Людям пришлось идти пешком, но вскоре они попали в окружение. Мария Жукова провела долгие дни и месяцы в оккупации. Она бегала к дорогам, где немцы вели колоны пленных советских солдат, пытаясь, что-нибудь узнать о своем муже. Это было небезопасно. Немцы, сопровождавшие колонну, в любой момент могли спустить собак или проткнуть штыком. Возвратиться домой не было возможности, Белоруссия была оккупирована фашистами. Марию приютила семья стахановцев. Вместе с ними она стала помогать белорусским партизанам, была их связной. Там в оккупации в феврале 1942 года родилась дочь Тамара, которую Иван Тимофеевич так никогда и не увидел. Голод, бесчинства немецких полицаев, предательства местных жителей и еще много тяжелых моментов пришлось пережить девятнадцатилетней Марии Жуковой.
Однажды в поисках партизан немцы вывели всю деревню на площадь и приказали лечь. Мария закрыла дочку своим телом, надеясь: «Убьют меня, а она останется». Но Бог миловал: немцы лишь помахали автоматами и никого не тронули.
После освобождения Белоруссии в 1944 году Мария Ивановна решила возвращаться домой. К этому времени жена и пятилетняя дочка хозяина приютившей их семьи подорвались на мине. Он предлагал Марии Ивановне остаться и выйти за него замуж. Но она все не верила в смерть Ивана Тимофеевича. Добиралась домой долго: где пешком, где на поезде. Марии Ивановне несколько раз предлагали избавиться от двухлетней дочки. Ей говорили: «Выброси её из поезда, все равно не выживет, и тебе молодой легче будет свою жизнь устроить».
Несмотря на все трудности, Мария Ивановна вернулась в 1944 году в родное село Ляпня с маленькой Томочкой, где долгие годы проработала в школе учителем русского языка и литературы. В течение нескольких лет ее вызывали на допросы в НКВД с целью узнать, что она делала на оккупированной территории, не помогала ли немцам? Мария Ивановна еще много лет после окончания войны верила, что муж жив, и ждала его. На все ее запросы приходил один ответ: без вести пропал. В 2009 году прабабушки не стало. Она умерла в возрасте 86 лет, но до последних дней любила рассказывать о нескольких месяцах счастливой семейной жизни, размышляла, как бы могла сложиться ее судьба, если бы не война.
Война. Казалось бы, это слово должно исчезнуть из нашей жизни. Но не прошло и столетия, а люди так и не научились решать проблемы мирным путем. Слово «война» постоянно слышится с экранов телевизоров, появляется в газетных статьях. По-видимому, люди стали забывать свою историю, перестали ценить то, за что боролись наши ветераны. Страшно даже представить, что подобное может повториться. Мы должны научиться ценить мирную жизнь, ведь именно ради нее бились и отдавали жизни те, кто был на фронте, стойко переносили все тяготы и помогали фронту находившиеся в тылу.