Дом Ленина

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Историческая справка

В Новониколаевске борьба за идейно-выразительную архитектуру ярко проявилась при проектировании и строительстве Дома Ленина — здания-памятника В.И. Ленину.

Уже сама тема архитектурного объекта стала полем острой дискуссии и поисков новых средств выразительности, призванных отразить, в меру специфики архитектуры как искусства, новые идейные устремления времени. Идея увековечения памяти В.И. Ленина вылилась в Новониколаевске в предложение о постройке на средства самих трудящихся Дома Ленина — центра распространения ленинских идей. Собрания рабочих и служащих принимали единодушные решения об отчислении однодневного заработка на строительство дома-памятника Ленину. Первое постановление об увековечении памяти В.И. Ленина было принято на пленуме Новониколаевского губкома РКП (б) 10 февраля 1924 г. Тогда был создан фонд Ильича, открыты Дом крестьянина и Дом беспризорных его имени, принято решение построить на площади Дом народных собраний — будущий Дом Ленина. В Доме Ленина должны были разместиться партийные организации и центр пропаганды ленинских идей.

В феврале 1924 г. губком партии поручил городским инженерам-строителям разработку проекта Дома Ленина с залом на 2,5-3 тыс. человек, стоимостью не выше 100 тыс. рублей золотом. Проект был создан в короткие сроки. Но проектировщики подошли к решению задачи чрезвычайно утилитарно, трактуя здание-памятник как обычный клуб. Подобный подход к замыслу сооружения встретил горячие возражения со стороны деятелей искусств, художников, журналистов, которые хотели видеть Дом Ленина не обычным клубом, а центром «средоточия жизни», вокруг которого «складывается жизнь коллектива и без которого не мыслится никакая общественная жизнь». Высказывались пожелания, чтобы «в каждом углу этого дома чувствовалось бы дыхание творческой мысли Ленина и заметно ощущалось бы биение его живой жизни, чтоб, войдя в этот дом, каждый сразу начинал проникаться коммунистическим сознанием, чтобы здесь всемерно будировался бы Ленинизм» ( «Советская Сибирь» 16 марта 1924 года)

Предлагали возвести сооружение с «колоссальным залом» на несколько тысяч человек — для митингов, собраний и т. п., с библиотекой трудов В.И. Ленина и трудов по ленинизму. Высказывались пожелания о том, чтобы Дом Ленина стал центром информации, в котором бы разместились редакции газет, радиостанция и телеграф, чтобы на его фасаде был устроен огромный экран, который в вечернее время путем световых надписей кинематографа передавал бы последние известия. А станция прожекторов, расположенная на доме, должна была проецировать «на облака» световые надписи — лозунги дня. Дом Ленина предлагали построить над братской могилой 104-х погибших в борьбе с колчаковщиной, возведя над ней «особый зал, украшенный ч`рными знаменами, мемориальными досками, портретами павших, чтобы могилы павших за дело, на которое их всю жизнь вдохновлял В.И. Ленин», вошли бы в основание, в «базис» памятника Ленину.

В архитектуру здания художник В. Гуляев считал необходимым положить «основной принцип современности, экономики и наибольшей целесообразности» и лозунг «Пролетариат — творец будущего, а не наследник прошлого». В. Гуляев говорил, что Дом Ленина должен быть таким, который даёт представление не об «излишестве и расточительном изяществе», а об «осмысленной простоте, обаятельной по своему выразительному величию». Художник А. Иванов предлагал широко использовать синтез искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, «отвечающий целям просвещения пролетарских масс в духе Ленинизма», отказаться от украшений «в виде классических шаблонов».

«Синтез искусств» понимался художниками широко: «Нет живописи без пространственного понимания формы, нет ваяния без архитектонической и живописной культуры, нет архитектуры без живописи и пространства. В разработке проекта и постройке должны в одинаковой мере принять участие архитектор, скульптор и живописец. Это, конечно, не значит, что здание, спроектированное и выстроенное архитектором, должно быть расписано живописцем и украшено лепкой. Именно при таком положении дела, столь обычном в прежнее время, не может быть и намёка на какой-либо синтез. Самый проект, самый подход к плану, материалу, организации этих материалов должны одинаково прорабатываться ими всеми и удовлетворять их всех, форма реалистического овеществления личности современным передовым искусством уже изжита...». Художники предлагали даже находящуюся «тут же рядом электрическую станцию примкнуть к Дому Ленина, как одно из крыльев здания. Это даст возможность Дому Ленина давать от себя свет всему городу и окрестностям. Это важно тем более, что электрификация всегда была так близка сердцу Ильича...».

Горячая полемика привела к тому, что 22 марта был объявлен конкурс на новый эскизный проект со сроком его подачи к 30 марта. Из конкурсных решений был выбран проект центрического здания с одинаковыми фасадами со всех его четырёх сторон, с залом в центре, перекрытым большим куполом, пролёт и конструкция которого были бы уникальны для Сибири. Расчёт и конструирование такого купола хотели передать в Москву, не надеясь на свои силы. Фасады здания с четырёх сторон украшались портиками, несущими балконы, «украшенные» статуями В.И. Ленина. Внутри здания, в зале, в глубине эстрады, также устанавливалась статуя Ленина. Скульптуры предлагалось изваять скульптору С.Р. Надольскому, приглашённому из Москвы (уроженцу Сибири). 10 мая 1924 года был заложен первый камень в основание Дома Ленина на бывшей Ярмарочной площади за городским Торговым корпусом. Предполагали все основные работы выполнить за один строительный сезон 1924 года и открыть здание в день 7-й годовщины Октября.

Но проект здания оказался малопроработанным и технически очень сложным. Возвести сооружение быстро было невозможно. Вернулись к более реалистическому проекту и снова заложили здание 13 июля 1924 г. на площади перед памятником жертвам Революции. Главный фасад здания выходил на Красный проспект. Был создан комитет в составе 21 человека из представителей общественности города для содействия ускорению строительства.

Проект Дома Ленина. Арх. И.А. Бурлаков, инженеры И.И. Загривко, М.А. Купцов Двухэтажное здание стало быстро расти. Большой зал его был открыт 21 января 1925 г. в 10 час. 50 мин. Дом продолжали строить, и он был закончен вчерне к 1 мая 1925 г. Однако его внешняя архитектура, носящая несколько провинциальный характер, была неудовлетворительна. Сразу был сделан проект его надстройки и реконструкции, и вновь развернулось строительство. Комиссия при губкоме РКП (б) взяла на себя наблюдение за перестройкой здания. Окончательный облик здание получило по проекту архитектора И.А. Бурлакова, инженеров И.И. Загривко и М.А. Купцова.

Двухэтажное здание повысилось на этаж по всей длине, а в центральной части — на 2 этажа. Четвёртый этаж центральной части своими формами и уступчатым силуэтом был близок к композиции мавзолея В.И. Ленина. Дом Ленина получил, наконец, крупномасштабные архитектурные формы и монументальность, отвечающую образу общественного сооружения. Фасад здания был не лишён эмоциональной силы. В его центральной части были вкомпонованы слова: «Ленин умер, жив ленинизм» и даты рождения и смерти В.И. Ленина

В Доме Ленина работали Новониколаевский окружной комитет партии, первая сибирская широковещательная радиостанция, Сибрадиоцентр, Западно-Сибирский краевой научно-исследовательский институт коммунистического воспитания. В Доме Ленина находились центральная библиотека, краевая научная педагогическая лаборатория, институт повышения квалификации учителей, «Кузбасстрой», общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Дом Ленина стал действительно центром политической жизни города и края. Здесь проходили партийные и профсоюзные конференции, заседания городского Совета, собрания комсомольцев, торжественные заседания, посвящённые революционным праздникам.

В Доме Ленина с 3 по 9 декабря проходил 1-й краевой съезд Советов Сибири, на котором обсуждались перспективы развития социалистической Сибири. На съезде рассматривался и вопрос о переименовании города Новониколаевска. Желание дать городу новое имя, стремление стереть в его названии всякую память возникло уже в первые годы Советской власти. Рождалось много названий сибирской столицы, которой было «неприлично носить имя свергнутого царя».

Предлагалось назвать город именем, связанным, прежде всего, с B.И.Лениным — вождём мирового пролетариата: «Новоленинск»,«Сибленинск», «Владлен», или с именем М.И. Калинина, уже дважды приезжавшего в город: «Калининград». Другие названия должны были отражать революционные преобразования в стране после Октябрьской революции: «Краснооктябрьск», «Коммунград», «Красносибирск», «Новый луч Сибири», «Совлавры», «Курултай» (народный съезд) и др. Однако лучшим из 50 названий было признано простое и гордое имя — Новосибирск, которое быстро распространилось по стране. И первый Новониколаевский окружной съезд Советов постановил назвать город Новониколаевск новым именем Новосибирск и обратиться с просьбой к 1-му Сибирскому краевому съезду Советов утвердить его своим постановлением. 7 декабря 1925 г. краевой съезд большинством голосов утвердил новое имя города — Новосибирск. 9 декабря на последнем заседании съезда было принято решение: «1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК». 12 февраля 1926 г. ВЦИК постановил переименовать город Новониколаевск в Новосибирск.

В 1944 г. закончилась реконструкция здания Дома Ленина по проекту архитектора В.М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую образную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер: колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профилей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тонким карнизом. Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные проёмы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвёртый этаж получил менее дробные членения, его объём увенчала балюстрада с тумбами и обелисками по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная скульптура — лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более приобрело в композиционной законченности и художественной целостности, но утратило временную выразительность и образ здания-памятника, посвящённого конкретному событию.


Источники информации

  • С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»
Персональные инструменты
Инструменты