Деревня Чупиха Ветлужский район Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Деревня Чупиха Ветлужский район Нижегородская область Деревня Чупиха находилась в четырех верстах от уездного города Ветлуги,по переписи 1897 года в ней проживало 18 лиц мужского пола и 32 женского. Деревня входила в состав Подгорной волости Ветлужского уезда. По переписи 1907 года в деревне Чупихе насчитывалось 15 дворов и проживало 75 человек. Рядом с деревней Чупихой были деревня М.Микриха (по переписи 1907года там было 24 двора с населением 158 человек) и деревня Хохониха (37 домов с населением 174 человека). Пустоши и выделенные церковные земли этих деревень принадлежали Федору Глебовичу Салтыкову. Всего 1 село (село Спасское) и 23 деревни при 277 дворах, в том числе и деревня Чупиха. С 1950 по 1959 год проходило укрупнение колхозов. Колхозы Микринского сельского совета : «Коммунар», «Пламя», «Ленинский путь» объединились в колхоз « Коммунар» с центром - Маркуша.Микрихинский сельский совет объединил следующие населенные пункты: Маркуша, Афимино, Хохониха, Нестериха, Зиновьиха,Б.Микриха, М.Микриха, Чупиха,Песниха со Спирихой, Погорелка,Ефаниха. Преобладающий промысел, кроме земледелия, был лесной. Всё! Всё не так, как когда-то было! Зарастает бурьяном земля. Умирают деревни тихо, Лишь грустят о былом тополя. Сейчас на месте деревни Чупихи заросшие бурьяном поля, остатки домов бульдозерами убрали. Но не забывают жители свою деревню, приезжают, вспоминают, как жили, трудились, чтоб рассказать внукам и правнукам. Деревня Чупиха перед объединением в колхоз насчитывала 24 двора.Дома располагались по одной стороне ( в один порядок). В деревне проживали Тихомировы, Кудрявцевы, Бородины, Соловьевы, Походяевы.Две семьи оставались единоличниками. Трудно было крестьянам расставаться с привычками единоличной жизни. До войны председателем был Кудрявцев Николай Федорович, а счетоводом Тихомиров Александр Иванович(отец моей прабабушки). В войну председателем был Тихомиров Николай Иванович. В его обязанность входило выписывать повестки на сплав. Сплавная контора была в городе Ветлуге. Набирали мужчин собирать клетки из леса, матки, соймы. Клетки делали и на Алёшинском озере и на Студенце. В годы войны с 15 лет посылали по 1-2 человека от деревни сплавлять лес по реке Ветлуге в Космодемьянск. В основном посылали женщин и подростков. На каждой сойме был свой лоцман. Женщины и подростки крутили большое колесо, поднимали якорь и соймашла по течению реки. В Чупихе была своя бригада. Выполняли работу в поле, сенокосничали, пахали на быках и на них же возили урожай. В деревне развернулось строительство: построили конюшню и дом для сбруи, где хранили хомуты, вожжи, седла. Затем построили два овина и гуменник, ,там сушили и молотили зерно. Вокруг деревни были большие поля, где сеяли рожь, пшеницу, овес, горох, лён. Работали с утра до вечера, за это получалитрудодни(бригадир отмечал «палочками» в ведомости). Урожай убирали вручную, жали серпами, молотили молотилами, зерно сортировали через специальные решета, семена хранили отдельно. Специально для зерна посреди деревни построили склад. Он охранялся сторожем. Небольшая часть зерна выдавалась крестьянам за трудодни. У каждого колхозника были свои земельные участки по 50 соток, их, в основном, обрабатывали бабушки с ребятишками. Силы рабочей было много, в каждой семье по 5-6 детей росло, но все взрослые работали в колхозе. Детей учиться не отпускали, так как по дому много дела. Школа была в селе Спасском, от Чупихи до Спасского- 40-50 километров. Перед самой войной в церкви села Спасского поместили школу.( Моя прабабушка училась в этой школе и жила на квартире у попадьи.) Как бы ни тяжела была крестьянская жизнь, работали с задором, весело. Особенно любили сенокосную пору. Покосы деревни Чупихи были наБроду под Афимино, надо переправляться на другой берег реки Ветлуги. Весело работали на покосе, молодежь училась косить в ложках, где рос дикий лук, там трава мягче и поэтому косить легче. Взрослые вставали в ряд, захватывая большую территорию. Мужчины во время сенокоса домой не ходили, спали в пологах, а женщины на ночь уходили домой- там оставались маленькие ребятишки да корову надо подоить, да хлеб испечь. А утром принесут на покос разных пирогов, караваев, а мужчины до них наварят суп на костре ведра 2-3, завтракали все вместе. Работали дружно, успевали всё: и сеять и с полей урожай убирать. « Сенокос да жнивушка тяжелая работушка, сенокос-от ничего, только жнива тяжело» -так приговаривали и работали во всю силушку. А для отдыха от работы были Престольные праздники. Гуляли по 2-3 дня. В Чупихе Престольный праздник был Казанская Божья Матерь, его праздновали и в Хохонихе, Нестерихе и Маркуше. Гулять молодежь ходила в Маркушу. Впереди шли парни с гармошкой, а за ними девчата, с песнями да частушками. М. Микриха и Б.Микриха отмечали Тихонов день, гуляли в Б.Микрихе. В Погорелке, Песнихе, Спирихе отмечали Иванов день. А гуляли в Погорелке. Эти праздники почитали, с утра собирали праздничные столы, ждали родственников из города в гости. Все шло своим чередом. Но в 70-е годы люди стали переезжать в центральные усадьбы. Молодежь уехала учиться в города да и осталась там. Затихла жизнь деревни, а потом и совсем « умерла». Умирают деревни тихо,зарастают бурьяном они, И не слышно веселого крика Босоногой смешной ребятни. И не рожь на полях колосится Теплым золотом радуя глаз. Там пырей да крапива куститься, Выставляя себя на показ…. Записано со слов Тихомировой Александры Александровны,1927 года рождения (моей прабабушки по маминой линии родства).Использованы материалы Ветлужского краеведческого музея.

Персональные инструменты
Инструменты