Деревня Ченебечиха, Ветлужский район Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
 Не могу уйти от прошлого,
 Разорвать живую нить…
             А.Д.Дементьев
         

Деревня…Слово столь близкое каждому русскому человеку .И это не случайно. Ведь деревня – это душа России. А сколько их на карте страны сегодня? Сколько, увы, исчезло? Так, в повести «Прощание с Матерой» известный писатель В.Г.Распутин поднимает тему вымирания деревни, заставляя задуматься нас, будет ли человек ,покинувший свою родную землю, счастливым, не теряет ли он свою душу ,свою нравственную опору!

Сегодня мне хотелось бы вспомнить о деревне Ченебечиха , которая исчезла с карты Ветлужского района Это одно из старейших поселений на территории Ветлужского района, о котором сохранились документальные упоминания. Название «Ченебечиха» осталось от аборигенов здешнего края, народности МЕРИ, но его частично изменили славяне. Если обратиться к словарю марийского языка, (который близок к языку мери), то слово «цебер» означает «красивый луг». Новгородцы, проникнувшие на Ветлугу, в своём произношении звук «ц» смешивали с «ч», например, вместо «цепь» они говорили «чепь», вместо «чулок» - «цулок» и т.д., а к окончанию названий прибавляли «ха». Так из марийского слова «цебер» появилось слово «Ченебечиха». В документах Макарьевского, что на Унже, монастыря имеется запись: « В 1644 году старцы (монахи) Тихон, Пансий, Козьма и Пафнутий поселились в диком лесу Унвежской осады Ветлужской волости Воскресенского стану за рекой за Ветлугой по реке Какше в пустоше Ченебечихи»,. В 1655 году была построена церковь , а 1659 году эту Воздвиженскую церковь в Ченебечихе указом царя приписали к Макарьевскому, на Унже, монастырю.. В глухом лесу, на правом берегу реки Большая Какша, в 22 км от г. Ветлуги, расположилась небольшая деревня Ченебечиха. «Большая дорога», идущая из г. Ветлуги в пос. Сява, проходит в 2 км от деревни. Дорога проходит полями и перелесками через д. Сергино до д. Минино, расположенной на правом (гористом) берегу реки Ветлуги. Летом через реку переправлялись на лодке (дощечке) или пароме. Река здесь была шириной около 100 метров, но в весенние паводки иногда разливалась до 3 км. Большая часть домов была построена в 30-е годы, когда стали заселяться заброшенные земли и создаваться колхозы. Сюда приехали жить, в основном, жители из правобережных деревень Ветлужского района. Самыми первыми переехали жить в Ченебечиху семьи Соколова Андрея и Батанова Ивана. Первое время в колхоз входила только д. Ченебечиха, а позднее в этот же колхоз вошли деревни Аверьяновское, Половинное, Горелая, которые находились в 2-х км от Ченебечихи. Когда колхозы стали укрупнять, все эти лесные деревушки вошли в колхоз «Россия», центром которого стала деревня Пустошь, расположенная за Мининым и Сергиным в 15 км от Ченебечихи. Рассказывали, что раньше в Ченебечихе была только часовня. Колокол с неё был сброшен в Заводь. Была когда - то и водяная мельница, от которой сохранились остатки свай в реке и глубокий омут. Наибольшее развитие деревни было в 50-е годы. Тогда впервые в деревне появились трактора, автомашины, велосипеды, мотоциклы, телефон, радио. Привозили и показывали кинофильмы. В деревне Горелой была построена гидроэлектростанция, в избах загорелись лампочки вместо керосиновых ламп. Но люди, особенно молодежь, старались любыми путями покинуть деревню, так как в колхозе работали фактически бесплатно, за « палочки-трудодни».В 50-е годы в Ченебечихе была построена начальная школа, в которой было 2 класса: в одном учились ученики 1-го и 3-го классов, в другом -2-го и 4-го классов. В школе в то время училось около 40 учеников из Ченебечихи, Половинной и Горелой, а Аверьяновское уже не существовало.

В те годы продолжали праздновать запрещенные религиозные праздники. В каждой деревне отмечался свой какой – либо религиозный праздник или несколько. В деревне Ченебечихе был «престольным» праздником Покров, который отмечался 14 октября. Обычно в такие праздники гуляли три дня. На праздник приезжали родственники, знакомые и молодёжь из близлежащих деревень. В каждом доме готовились к этому празднику. Приготовляли домашнее пиво, пекли пироги, накрывали праздничные столы. Устраивались народные гуляния. С песнями под гармошку ходили по улице деревни, плясали. В начале ноября на реках устанавливался лёд. Зимой морозы доходили до 35 – 40 градусов. Снега выпадало в некоторые зимы до метра. В конце апреля реки вскрывались и начинался весенний паводок. Вода в Большой Какше поднималась на 2 – 3 метра. В это время сплавляли лес по рекам. Летом часто были грозы. Жара доходила до 25 – 30 градусов. Избы в деревне были все деревянные. Крыши крылись соломой, приходилось дежурить: ходили по улице и смотрели, чтобы где–либо не вспыхнул пожар.

Постепенно из деревни молодёжь уехала, а пожилые люди стали перебираться к детям или уходили из жизни. В 80-е годы перестал существовать колхоз, а в 90-е годы был ликвидирован лесоучасток. Деревня прекратила своё существование.

Поле заросло мелколесьем, а деревня – бурьяном. Но любовь к малой родине осталась в сердцах сельчан на всю жизнь . Так , местный житель - В. В. Соколов - посвятил родной деревне строки , полные восхищения и любви :

За что же я тебя люблю,

Деревня милая моя?

Возможно , только потому,

Что ты есть – родина моя!

Здесь родился и вырос я.

Здесь молодость моя прошла.

И здесь стоял мой отчий дом,

Который продан был потом.

Ты научила меня жить.

Работать честно, жизнь любить.

Тебя всегда благодарю,

Что твёрдо на земле стою.

Горжусь я тем, что здесь я жил!

И всей душой тебя любил!

И буду я всегда любить,

Пока на свете буду жить!!!...

Персональные инструменты
Инструменты