Демидовы
Сын Никиты Акинфий Демидов (1678-1745 гг.)учился секретам металлургического производства в Саксонии. Он рьяно принялся за дело и стал создателем "империи" Демидовых, которая к середине XVIII века производила 52% всего русского металла.
В 1720 г., выкупив у Николая Федоровича Головина, вотчину в Барминской волости Нижегородского уезда, Демидовы получили от Петра I грамоту на дворянство. В 1740 г. Акинфий Демидов получил чин статского, а в 1744 г. — действительного статского советника. Елизавета Петровна объявила об особом покровительстве, братья Демидовы освобождались от обязательной службы и многих налогов. Демидовы оказались самыми свободными, по замечанию одного из биографов рода, людьми в России.
После смерти Акинфия принадлежавшие ему заводы перешли к его сыновьям — Прокопию, Григорию и Никите. Прокопий металлургией не интересовался и продал свою долю купцу Яковлеву. Он активно занимался благотворительностью, неслучайно на портрете кисти Левицкого Прокопий Акинфиевич изображен на фоне Московского воспитательного дома. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад.
Разведением разнообразных растений прославился Григорий Демидов , также не пожелавший заниматься заводами. Известный естествоиспытатель Павел Григорьевич демидов в 1803 году подарил Московскому университету свою коллекцию минералов и обширную библиотеку. Знаменитый Демидовский лицей в Ярославле также является детищем П.Г. Демидова. В 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт университет в Томске.
Проджолжателем дела предков стал Никита Акинфиевич, он построил ряд новых заводов. Его сын Николай предпочел предпринимательству военную и дипломатическую карьеру. Будучи посланником России во Флоренции он открыл там картинную галерею. Павел Николаевич и Анатолий Николаевич управляли доставшимися им в наследство заводами через служащих, не заботясь о расширении и совершенствовании производства. Павел Николаевич в 1831 году учредил за достижения в области науки, техники и искусства Демидовские премии Петербургской Академии наук, считавшиеся самыми почетными в России до 1917 года. Анатолий Николаевич был дипломатом, много времени проводил за границей, женился на племяннице Наполеона I, а затем купил титул князя Сан-Донато.
К концу XIX - началу XX в. большая часть демидовских заводов была либо продана либо заложена, их собственная доля составляла не многим более 20%.
А Нижегородские владения переходила по наследству от Никиты к Акинфия, затем к Прокопию. Екатерина II приказала этому денежному тражиру передать имение детям Акакию, Льву и Аммосу, опасаясь, что последние останутся без средств к существованию. 5 мая 1769 года после братского раздела Льву Прокофьевичу досталаось село Быковка. Ветвь потомков Прокопия, старшую в родословном древе Демидовых, называют нижегородской ветвью, а село Быковку – ее основным родовым гнездом.
Николай Демидов в «Историческом очерке» пишет, что быковская вотчина в конце XVIII века влачила жалкое существование: имения были «не только без всякой организации, но едва обитаемы. Большая часть земли была покрыта лесами дремучими, порослью, болотами». Говорить о каком-то особом богатстве Льва Демидова не приходится. Сельское хозяйство велось дедовскими методами, урожаи были крайне низкими. Результаты генерального межевания и переписи населения в 1784 г. показали, что село практически обезлюдело и еле-еле может справиться с выращиванием хлеба. Произошло это видимо оттого, что часть крепостных крестьян была переведена на уральские заводы.
Наступавший XIX век для Быковки неразрывно связан с именем Василия Львовича Демидова, который после смерти своего отца становится полноправным хозяином, притом хозяином талантливым, рачительным и заботливым. Трехпольный севооборот и посевы кормовых культур (клевер, эспарцет и люцерну) - это было в новинку. Василий Львович произвел первую посадку картофеля, который еще не сажали в Нижегородской губернии. Картофель дал отличный урожай. И мы можем с полным правом считать Быковку родиной воротынского и даже нижегородского картофеля.
Выражаясь современным языком Быковское имение было многоотраслевым хозяйством: зерновые культуры и пчеловодство, разведение коров холмогорской породы и орловских скакунов, свиноводство и пчеловодство, садоводство и тепличное (оранжереи, в которых вызревали персики, абрикосы, сливы и даже виноград. ) хозяйство. Хозяйство было доведено до совершенства, для знакомства с ним приезжал даже директор Петровской академии, бывала здесь и докучаевская экспедиция.
Умер Василий Львович в 1861 году, когда быковские крестьяне с помощью общественного капитала, созданного по его инициативе, смогли выкупить свои наделы. Уникальный случай в истории России!
Заслуга Василия Львовича была в том, что он создал крепкую дружную семью, в которой на протяжении нескольких поколений родственники любили друг друга и поддерживали тесные связи. Духовным центром, как бы столицей этой ветви рода, оставалась Быковка. Она была подлинным родовым гнездом, в котором родились не только все дети Василия Львовича, но и почти все внуки и большая часть правнуков. Почти все они, даже если служили где-то, старались хотя бы на лето приехать в Быковку, а, выйдя в отставку, возвращались если не в Быковку, то хотя бы в уездный Васильсурск, по старинке называемый Василь, или губернский город Нижний Новгород. Практически все занимались земской деятельностью. Если посмотреть на список официальных лиц Васильсурского уезда за любой год, то там чуть не половина или Демидовых, или их родственников.
Александр Васильевич Демидов (1811 — 1872 гг.) в 1841 году был избран председатель дворянства Васильского уезда.
Аркадий Васильевич Демидов (1819—1902) в 1861 году был назначен членом Нижегородского Губернского по крестьянским делам присутствия. Получил награду — серебряную медаль на Александровской ленте за труды по освобождению крестьян. Несколько трехлетий избирался в Губернском собрании в должность непременного члена Васильского уездного по крестьянским делам присутствия.
Внук Платон Александрович Демидов (1840—1892 гг.) был участковым мировым судьей Васильского округа, потом почетным мировым судьей и губернским председателем съезда мировых судей. Женат был на Ольге, дочери Владимира Ивановича Даля.
Его сын Игорь Платонович (1873 — 1946 гг.) — крупный общественный деятель и журналист, депутат IV Государственной Думы от кадетской партии, активный участник Февральской революции, очень недолго состоял во Временном правительстве, участвовал в Белом движении (контрразведка), эмигрировал. В Париже с 1920-х годов до прихода немцев был многие годы помощником редактора (П.Н. Милюкова) в газете «Последние новости». Сейчас во Франции живут три его правнука.
Второй сын Александра Васильевича — Александр Александрович (1842 - 1918 (?)гг) начал службу с должности писца в канцелярии Васильского уездного предводителя дворянства, потом был столоначальником в полицейском управлении, участковым мировым судьей и даже председателем Васильской уездной земской управы. Много и серьезно занимался музыкой, переписывался с композиторами Мусоргским и Балакиревым, бывавшим в Быковке, и, конечно, был хорошо знаком с композитором Ляпуновым, женатым на дочери брата Платона — Евгении.
Третий сын — Михаил Александрович (1850—1871 гг.) умер совсем молодым.
Четвертый — Николай Александрович (1859—1891 гг.) тоже умер молодым, но оставил после себя уже упоминавшуюся книгу «Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии».
Павел Аркадьевич Демидов (1858—1927 гг.) окончил юридический факультет Петербургского университета, избрался участковым мировым судьей Нижегородского округа. Затем был назначен земским начальником в Васильском уезде. В 1908 году назначен членом Нижегородской губернской земской управы, вскоре был избран на должность председателя Губернской земской управы и затем неоднократно переизбирался на очередное трехлетие.
В 1917 году он получил телеграмму, подписанную председателем Временного правительства и министром внутренних дел князем Г.Е. Львовым,: «Придавая самое серьезное значение в целях устроения порядка внутри страны и для успеха обороны государства безостановочной деятельности всех правительственных и общественных учреждений Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей тчк управление губерниею временно возлагается на Вас в качестве губернского комиссара Временного правительства».
В 1918—1919 годах он был членом ликвидационной земской комиссии, недолго служил заведующим орготделом кустарного управления при ВСНХ в Москве, затем в Главкустпроме, Наркомпроде, Госстрахе и с 1923 года состоял на службе уже снова в Нижнем Новгороде в Губернской плановой комиссии (Губплан) в должности заведующего секцией местного хозяйства. 2 февраля 1927 года на 69-м году жизни Павел Аркадьевич скончался. Газета «Нижегородская коммуна» поместила извещение и некролог. В некрологе писалось, что «В лице умершего Павла Аркадьевича Демидова Губплан потерял прекрасно образованного, крупного и незаменимого работника, с широким кругозором, отлично знающего губернию и ее хозяйство, а сотрудники прекрасного и отзывчивого сотоварища. До Октябрьской революции в период своей работы на посту Председателя Нижегородской земской управы Павел Аркадьевич немало потрудился над улучшением благоустройства губернии. При нем была значительно увеличена сеть земских школ, народных библиотек... организован земский музей, поставлены мероприятия... по изучению кустарных промыслов и содействию их развитию усовершенствованию... Последней работой Павла Аркадьевича было составление генерального плана коммунального хозяйства губернии. Эту работу он выполнял, прикованный к постели тяжелой болезнью и до самого конца не переставал проявлять к ней живейший интерес». Павел Аркадьевич умер вовремя — его не коснулись репрессии.
Сын Павла Аркадьевича — Аркадий Павлович (1902—1937 гг.) не был близок с отцом. В начале 1920-х годов он служил в органах народного образования, в 1926-м стал монахом, приняв при постриге имя Руфин (так в церковных документах). После разгона монастыря стал деревенским священником. Первый раз был арестован и осужден в 1932 году, второй — в 1937-м. Руфим (так в документах НКВД) Павлович Демидов обвинялся в организации контрреволюционной группы кулаков, но этот пункт обвинения доказать не удалось. Осталось обвинение в агитации против переписи населения (некоторые крестьяне считали, что она от Антихриста) и в том, что методами понуждения стремился противопоставить массы Советской власти. Методы понуждения заключались в том, что он отказывался крестить, венчать и отпевать в тех семьях, которые не ходили в церковь. Однако этого оказалось достаточно, чтобы тройка УНКВД приговорила его к расстрелу. Расстрелян он был 4 ноября 1937 года. В 1989 году был реабилитирован.
Еще один сын Аркадия Васильевича — Валерий Аркадьевич (1861—?) в 1891 году был утвержден земским начальником в Васильсурском уезде, исполнял обязанности непременного члена Нижегородского Губернского присутствия. В 1917 году был действительным статским советником.
От всей большой семьи потомков Василия Львовича, да и, по-видимому, Прокопия Акинфиевича, сейчас остались только несколько человек Демидовых в Париже — Жорж, Игорь и Александр Игоревичи. Они соответственно — 1963, 1965 и 1971 годов рождения.
См. также статья Демидовы в Википедия [[1]]
Е. И. Краснова, Нижегородские Демидовы в родовом имении Быковка(Васильсурский уезд)[2]