Дворец дожей в Венеции
Дворец | |
Дворец Дожей
Palazzo Doge | |
Дворец Дожей | |
Страна | Италия |
Автор проекта | Филиппо Календарио |
Дата основания | начало 9 века |
Строительство | начало 9 века—15 век |
Строительство дворца для правителей Венеции - дожей велось с начала 9 века. Первое здание, построенное в 810 г., представляло собой окруженный водой укрепленный замок с высокими стенами и башнями, рвами и подъемными мостами. Дважды дворец горел — в 976 г. во время народного восстания против дожа Пьетро Кандиани IV, и в 1106 г., но каждый раз восстанавливался. Коренная перестройка дворца была предпринята в XII в. при доже Себастьяно Дзиани. Тогда были засыпаны рвы, разрушены стены, снесены башни. Венецианские зодчие возвели новое сооружение, уже ничем не напоминавшее крепость. В прежних мощных укреплениях уже не было необходимости - Венеция имела сильный флот,кроме то её защищало от врагов море.
Основное строительство дворца дожей было осуществлено в 1309—1424 гг. Готический облик и византийскую пышность дворец приобрёл в 14 веке. Внешний вид и внутреннее убранство дворца воплотили идеалы Венецианской республики и отобразили её финансовое благополучие. Это и готические стрельчатые арки лоджий с изысканным мраморным ажурным узором над ними, и капители колонн с пышными растительными мотивами, и большие оконные проемы со слегка заостренным завершением, и изящный зубчатый карниз, и богато орнаментированное обрамление балконов и входа, и роскошная мраморная облицовка стен.Нижняя часть — портик с аркадой — опирается на колонны. Три главные из них, наиболее массивные, на трех углах здания, несут конструктивную и смысловую нагрузку. Это опоры сооружения и символические опоры государства. Над их капителями изображены скульптурные группы — Адам и Ева и змий-искуситель, суд Соломона, опьянение Ноя, — являющиеся символами божественной справедливости и правосудия. Над нижним портиком — открытая лоджия с пробегающей вдоль обоих главных фасадов изысканно-прихотливой изящной аркадой, увенчанной тонким мраморным кружевом. По углам лоджии, над скульптурными группами, высятся фигуры архангелов. В 36 капителях портика помещены скульптурные изображения выдающихся исторических деятелей древности (Тита, Траяна, Навуходоносора), мудрецов и ученых (Соломона, Аристотеля, Цицерона, Пифагора), олицетворение добродетелей и пороков, символы планет (Сатурна, Юпитера, Марса и др.), аллегорические изображения ремесел (каменотес, ювелир, чулочник, плотник) и месяцев года. Это своего рода энциклопедия знаний, призванная просвещать народ.
Поверхность стен Дворца дожей покрыта белыми и розовыми плитами, уложенными геометрическим узором. Центральную часть обоих фасадов украшают два богато отделанных балкона, предназначенных для того, чтобы дож мог появляться перед народом. Один балкон обрамлен сильно вытянутыми вверх заостренными готическими башенками, над ним вознеслась аллегорическая статуя Правосудия. Второй балкон воспроизводит формы предыдущего. Над ним — скульптура, олицетворяющая Венецию.
Вход во дворец называется Порта делла Карта. Сarta в переводес итальянского — бумага. Возможно, название возникло оттого, что неподалеку находился архив документов. А может быть, название связано с тем, что когда-то здесь сидели писцы, помогавшие венецианцам составлять прошения, жалобы и другие бумаги.
Порта делла Карта — настоящий шедевр готики. Обилие орнаментации — фантастическое кружево, блиставшее когда-то позолотой и лазурью, — здесь доведено до совершенства, а тонкость ее выполнения граничит с ювелирным искусством. Вход окружен четырьмя статуями в нишах, олицетворяющими добродетели. Скульптурная группа над входом изображает крылатого льва Св. Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Франческо Фоскари, которому республика обязана многими победами.
От Порта делла Карта длинная колоннада — портик Фоскари — ведет во внутренний двор, со стороны которого вход оформлен аркой, украшенной скульптурой, башенками и фронтонами. К арке Фоскари примыкает небольшой фасад с часами. Двор украшают два бронзовых бассейна для воды. Напротив арки Фоскари находится главный вход во внутренние помещения дворца. К нему ведет великолепный памятник эпохи Возрождения — лестница Гигантов. Свое название лестница получила благодаря огромным статуям Марса и Нептуна, установленным в ее верхней части. Марс и Нептун — бог войны и бог моря — символы венецианского владычества на суше и на море. На лестнице Гигантов происходили торжественные церемонии, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница как бы превращалась в гигантский трон, где старейший из членов Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный «корно дукале» — головной убор, служивший символом власти дожа.
Лестница Гигантов ведет в лоджию, откуда во внутренние апартаменты поднимается сверкающая «екала д'оро» (в переводе с итальянского Золотая лестница), покрытая позолотой. По ней во дворец могли входить только те венецианцы, чьи имена значились в «Золотой книге», в которой регистрировались рождение, смерть и браки членов аристократических семей. Внутренние помещения Дворца дожей многочисленны и тоже великолепно отделаны. Залы украшены деревянными панелями, богатой золоченой резьбой и многочисленными произведениями живописи крупнейших венецианских мастеров. На первом этаже дворца находились судейские конторы, Канцелярия и Морское управление, заведующее строительством и оснасткой судов.
В здании размещадись апартаменты дожа, судебные ведомства (Сенат и Коллегия), оружейная палата, книгохранилище, Дворец правосудия с залами суда и тюремными камерами. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями площади Сан Марко дворец дожей образует центр Венеции.
Самое большое помещение дворца — Зал Большого Совета, который занимает все южное крыло. Его длина 54 м, ширина — 25 м, а высота — 15 метров. Заседания Большого Совета проходили под председательством дожа в присутствии Синьории, члены которой размещались на трибуне по обе стороны от трона дожа. Над отделкой и украшением этого зала трудились лучшие художники того времени. В центре потолка огромная роспись, выполненная Якопо Тинторетто и его помощниками. Роспись изображает Венецию среди морских божеств. В овалах: «Венеция, венчаемая Победой, принимает подвластные ей народы и покоренные города» Якопо Пальмы Младшего и «Апофеоз Венеции» — шедевр Паоло Веронезе, красочная композиция, прославляющая вознесенную на облака Венецию в образе прекрасной женщины, которую окружают жизнерадостные праздничные боги Олимпа и приветствует восторженная нарядная толпа. Стену над трибуной заполняет гигантское полотно «Рай», созданное Якопо Тинторетто и его учениками. Это самая большая картина, написанная на холсте, размером 7x22 метра. Гигантская композиция, наполненная игрой света и тени, показывает беспредельное пространство небес, в котором вокруг Христа и Богоматери, расположились на облаках святые и проповедники. Картина написана с размахом и пафосом, характерным для Тинторетто.
Из зала Большого Совета коридор ведет в богато украшенный резьбой и позолотой Зал выборов, где происходило публичное баллотирование в государственные органы. Потолок и стены зала декорированы композициями, запечатляющими сцены победоносных сражений. Наверху стены окаймлены фризом из портретов дожей, которые добавлялись сюда по мере избрания новых глав правительства. Украшающая зал большая триумфальная арка построена по заданию Сената в конце XVII в. в честь дожа Франческо Морозияи, победителя турок на Пелопоннесе. Стоит еще упомянуть и о зале Коллегии, где каждое утро под председательством дожа собирались представители правительства для решения важных текущих дел и приема иностранных послов. Великолепный позолоченный резной потолок создан Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен работы Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне». В блистательном живописном цикле зала Коллегии талант Веронезе проявился в полную силу. Художнику удалось создать настоящую симфонию образов, красок, богатых одеяний и роскошных аксессуаров.
Живописные композиции зала Совета Десяти были призваны прославить экономическую и политическую мощь республики и символизировать силу ее высшего судебного органа. Когда-то потолок украшала роспись Паоло Веронезе с изображением Юпитера, поражающего пороки. В 1797 г. ее увезли французы, и ныне она хранится в Лувре. А в зале Совета Десяти знаменитое полотно заменила копия, выполненная Якопо ди Андреа.