Гоголь и Оптина пустынь
Гоголь и православная культура
1 апреля 2009 г. исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича. В связи с этой знаменательной датой в прессе многие вопросы уделяются его жизни и деятельности. Хотелось бы рассмотреть отношения Гоголя с Русской Православной Церковью. Гоголь и по сей день остается самой противоречивой и таинственной личностью. Нет сомнений, что эти взаимоотношения Гоголя и церкви имели место быть.
Вся жизнь Гоголя свидетельствует о восхождении к высотам духа, но знали об этом только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей. В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков. Его как православного религиозного мыслителя и публициста, автора молитв, современники так и не узнали. Духовная проза при жизни его оставалась неопубликованной, за исключением «Выбранных мест из переписки с друзьями». Последующие поколения выстроили духовный путь Гоголя, с подачи Д. Мережковского, по-иному, изображая его не православным человеком, а каким-то мистиком, борцом с нечистой силой, судя по его ранним произведениям, а главное - полностью оторванным от Православной Церкви и даже противопоставленным ей.Хочется же развенчать миф о Гоголе-мистике и рассмотреть его в свете православной культуры.
Наш основной вывод заключается в том, что Гоголь был неразрывно связан с православной культурой того времени. Условно можно разделить творчество Гоголя на два периода, первый период – ранние произведения до 1840 г., второй период – зрелое творчество, после 1840 г. В апреле 1840 г. он писал о себе: «Я же теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской». Нас интересует зрелый период деятельности Гоголя, где он находился в общении с церковью. Таким знаменательным событием в его литературной деятельности стало написание работы «Размышления о Божественной литургии». Известно, что Гоголь общался с православными старцами того периода, один из них был его духовником, мы говорим о стареце Макарии Оптинском. Макарий Оптинский наставлял в православной вере писателя и помогал в создании религиозных трудов. Малоизвестными и сегодня являются духовные сочинения Гоголя «Правило жития в мире», «Светлое воскресенье», «Христианин идет вперед», «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве».
Что же Гоголь говорил о Церкви?
«Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши, есть примиритель всего внутри самой земли, который покуда еще не всеми видим - наша Церковь» [Собр. Сочинений. Гоголь. – М, 2001 г.] Гоголь ставил задачу приблизить общество к Церкви, по мере возрастания его духовного опыта. Гоголь все чаще ездил в духовные монастыри, соблюдал пост, общался с православными, писал духовную прозу. Задачу ему все же не удалось решить, одно он сумел сделать, приблизиться самому к церковной культуре и оставить в ней след. Надеемся, что общество всегда будет духовно стремиться к Церкви и духовно реализовывать себя в православной культуре.