Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Восьмой урок, 10 класс
Содержание |
Что такое мотив?
Мотив (от лат. moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.
Потребности
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.
Классификация потребностей.
Классификация №1:
1) биологические потребности (нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);
3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).
Классификация №2. Пирамида Маслоу.
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:
I. Первичные (врождённые их ещё называют витальными,материальными, биологическими, органическими):
1) физиологические(нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
2) экзистенциональные (примеры: потребность в безопасности, в комфорте, стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях);
II. Вторичные (приобретённые):
1) социальные (примеры: потребность в создании семьи, потребность в дружбе, любви, потребность быть причастным к совместной деятельности);
2) престижные (примеры: потребность в карьерном росте, в завоевании статуса, внимания, признания, славы, потребность в уважении со стороны других людей, в самоуважении);
3) духовные, познавательные и эстетические.
Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности).
Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.
Ложные и истинные потребности
Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Примеры ложных потребностей: потребности в алкоголе, наркотических веществах, табакокурении и т.п.
Герберт Маркузе:
«Мы должны различать истинные и ложные потребности. "Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющий тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате – эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».
Что является источником ложных потребностей?
Карл Маркс:
"Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им"
Эрих Фромм:
"Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ."
В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого.
Основные причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.
Интересы
Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.
По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.
Влечения
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.
Влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).
Фрейд выделяет следующие виды влечений:
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.
* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе