Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода/Языческая реформа князя Владимира
Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода
Даты проведения реформы: 980 - 988 гг.
Цели реформы языческой реформы князя Владимира:
1) Подчёркивалась независимость Руси от Византии.
2) Укреплялась власть князя (во главе пантеона стоял покровитель князя и дружины, соответственно на земле, по подобию с высшим миром, военачальник становился самым главным во всей державе)
3) Ослаблялись позиции варягов-христиан, а так же новый пантеон противопоставлялся и скандинавскому язычеству. Владимир не смог бы прийти к власти без помощи варягов, и поэтому старался ослабить свою зависимость от них.
4)Унифицировался культ на всей территории страны.
Пантеон богов, утверждённый князем Владимиром:
1) Перун
2) Хорс
3) Даждьбог
4) Стрибог
5) Семаргл
6) Макошь.
Из особо почитаемых в пантеон не вошли: Род и рожаницы, Велес, Сварог. Отсутствие Велеса в пантеоне богов связано с внутриполитическими задачами князя: он пытался отдалить и уменьшить влияние волхвов на общественные настроения в Руси. Велес был покровителем языческого жречества, а их влияние на умы киевлян мешали новоиспеченному князю построить централизованное государство.
Приведенный выше список богов, включённых в пантеон, был популярен среди населения южной части Руси. Молодой князь был заинтересован в поддержке Киева, поэтому и выбор лёг именно на эти божества. В северных областях Руси Перун почитался меньше, чем Велес; в Пскове, Ростове и других городах вплоть до XV века действовал его культ, существовали капища и люди приносили Велесу жертвоприношения.
В чём значение языческой реформы князя Владимира? Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили общество к последовавшему в 988 году принятию христианства.
Каковы причины неудачи языческой реформы Владимира? Каждое племя продолжало поклоняться своим богам, не нуждаясь в едином религиозном центре. Новому общественному строю, который зарождался на восточнославянских землях на основе формирования древнерусской этнической общности, необходима была более развернутая система религиозных верований. Язычество, даже реформированное, уже этим требованиям не отвечало. Поэтому религиозная реформа 980 - 988 гг. не оправдала надежд. Перед князем Владимиром стал вопрос: какую из существующих религий выбрать, учитывая альтернативность вариантов, благодаря тесным контактам Киевской Руси с другими странами и народами.