Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода/Русская культура 17 века
Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода
Руководитель виртуального класса: Серебренникова Татьяна Владимировна
Содержание |
Особенности развития русской культуры в 17 веке
Главной чертой русской культуры 17 века стало начало её обмирщение, то есть разрушение средневекового религиозного сознания, ослабление влияния церкви и проникновение в культуру светских элементов. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи.
Усиливается взаимосвязь русской культуры с западноевропейской культурой
Просвещение
В 1687 г. в Москве было основано первое в истории России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Возглавили Академию ученые-греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды. В Славяно-греко-латинской академии наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
Литература
В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (1630-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.
Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.
Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество.
Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.
Живопись
Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Широко известны и такие его произведения как «Насаждение древа государства Российского» и "Троица"
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
Архитектура
В 17 веке происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Появляется большое количество общественных зданий. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве.
В первой половине века господствовало шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце (находится в Московском Кремле, был построен в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Алексеевича), в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном
В конце столетия появляется новый стиль, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. Его отличали четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях.
Переживает расцвет деревянное зодчество, уходящее своими корнями в языческую старину. Образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками восьмым чудом света. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города.
Задания по теме
Выберите черты, характерные для российской культуры XVII века.
1.Обмирщение культуры
2.Усиление византийского влияния на культуру
3.Недоступность достижений культуры в одинаковой степени для всех слоев общества
4.Формирование единой культуры
5.Европейское влияние
6.Рост церковного влияния на культуру
Ответ: 1,3,5
Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода