Вики-статья "Духовно-нравственное воспитание"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

ак уж исторически сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – нашим детям. Быть личностью, пожалуй, это наиболее важный вопрос всей системы воспитания. Нравственно – эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Для успешного развития российского общества в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, представлений, нравственно-эстетических потребностей и интересов. Вот поэтому все аспекты этой темы в данный момент для современной цивилизации имеют огромную актуальность.

С чего же начинается духовно- нравственное воспитание? Наверное, с самого главного – с воспитания любви к своей Родине, к своему краю, к своей земле, к своим корням.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание – самое святое из всех святых дел”. Каждая душа по природе христианка”. Учитель как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Это сравнение учителя с садовником взято мною из книги о свт. Тихоне Задонском о. Иоанна (Маслова). Не давая на школьной скамье знания Священного писания, мы тем самым препятствуем детям приходить к Отцу Небесному, Творцу и Спасителю. Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.

Духовно-нравственное воспитание – это , по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к Людям, к своим обязанностям и к самому себе.

Духовно-нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни.

В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний – у него уже закладываются основы характера, воли всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Было бы неверным рассматривать нравственное воспитание только как особый раздел воспитания. Ведь духовно- нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность и интеллектуальную сферу, ибо проявление нравственности и духовности связаны с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе.

Воспитание вообще и духовно-нравственное воспитание в частности – эти два понятия неотделимы друг от друга. Потому что воспитание предусматривает прежде всего привитие детям тех моральных качеств, ценностей, привычек, которые принято называть духовно-нравственными. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Школа сегодня – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Тем не менее она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духовно-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учителя , родители.

И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зависят от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие методы поведения действуют реально, как складывается направленность личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. Научить ребёнка правильному выбору поступков – важная предпосылка мотивов поведения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок «прошёл» и через такие ситуации, в которых ему придётся решить нравственную проблему: помочь или не помочь товарищу, помочь бескорыстно или за награду, сказать правду или промолчать. Обратим внимание на довольно распространённую ошибку взрослых, желающих поощрить хорошие нравственные поступки – они начинают побуждать самого ребёнка вспомнить о своих хороших поступках, полезных делах и получается, что ребенок невольно начинает думать о том, какую пользу ему самому принёс этот полезный поступок. Есть опасность, что теперь мотивом действий ребёнка может стать не нравственное отношение к другим, а желание получить похвалу, поощрение от родителей, от друзей. Усвоение детьми нравственных знаний дело сложное, оно требует нравственной активности от самого ребёнка, а от педагогов известного педагогического такта, тонкости. Этические беседы позволяют свести воедино единичные наблюдения детей, их разрозненные знания. Но вести разговоры на общие темы целесообразны, видимо, только тогда, когда у детей накоплены необходимые наблюдения, факты, когда у них есть запас собственных впечатлений, которые надо обобщить. Надо сказать, что представление детей о нравственности богаче, правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей ещё ограничен, не очень богат ситуациями, где дети сами должны решать нравственные вопросы своих отношений в социуме. Большой запас нравственных представлений позволит ребёнку иметь ориентир для выбора способа поведения в новых для него ситуациях. Конкретных правил поведения много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, поэтому очень важно учить ребёнка и конкретным правилам поведения, и умению находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически, если браться от случая к случаю, толку всё равно не будет.

Мы живём в сложное время, многие нравственные ценности утратили свой первоначальный смысл и значимость. Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку;

Посеешь Привычку – пожнёшь Характер;

Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу.

«…Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную Землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми, к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закалёнными» В.А. Сухомлинский

Персональные инструменты
Инструменты