Визитка Мультивикторины: Пятин Александр
Фамилия Имя Отчество участника/участников
Пятин Александр
Школа
Лицей №8, класс 9-г
Адрес Вашей школы
г.Н.Новгород, ул. Пискунова, д.35
Фамилия Имя Отчество учителя
Зимина Алла Анатольевна
Схема виртуального экскурсионного маршрута «Золотое кольцо Нижегородской области»
Используя средства визуализации, такие как графвиз, «карты знаний» и др., изобразите схематически «Золотое кольцо Нижегородского края».
Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».
Кратко обоснуйте выбор Вами объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».
«Золотое Кольцо» России – уже более 30 лет это один из самых популярных туристских маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. «Золотое Кольцо» – наглядная энциклопедия древнерусской архитектуры.
Власти Нижегородской области намерены ввести города нашего региона в "Золотое кольцо России". Так, в маршрут может быть включен юг региона – Большое Болдино, Дивеево и Арзамас.
Лучшая возможность познать истинную Россию - это проехать по маршруту «Золотое Кольцо» России. И Большое Болдино, Дивеево и Арзамас, каждый в отдельности и все вместе, дополнят и расширят «Золотое кольцо» России. Приглашаем всех посетить эти замечательные места. Приятного путешествия и по нашей страничке.
Большое Болдино Село Большое Болдино расположено в 250 километрах от Нижнего Новгорода, в юго-восточной части области, почти на границе республики Мордовия, на правом берегу речки Азанки, притока реки Чеки. Поселение возникло еще до второй половины XVI века, среди лиственных лесов, в местности, занятой мордовским населением, занимавшимся в основном бортничеством; находились там также и татарские поселения. Старое, первоначальное название поселения (селища) – «Ель Болдино», – возможно, татарского происхождения. Впоследствии в документах это название стало употребляться в сокращенном написании «Еболдино».
В начале XVII века встречается упоминания об этом поселении как о деревне: «...в Арзамасском уезде деревня Еболдина» значилась в документе 1612 года. Но уже в 1619 году оно именовалось селом: «...в Арзамасском (уезде) в Залесском стану за Шатиловскими вороты село Болдино, что было деревня Забортники, под большим мордовским черным лесом». С этого времени и далее село называлось просто Болдино, а затем – Большое Болдино.
На протяжении нескольких столетий село Болдино принадлежало представителям рода Пушкиных. Первое упоминания о селе как о владении Пушкиных встречается в 1585 году: в писцовых книгах за этот год оно значилось за Евстафием Михайловичем Пушкиным. В 1612 году село числилось за Иваном Федоровичем Пушкиным, участником ополчения, а затем за его братом Федором Федоровичем (по прозванию Сухорук), которому в 1619 году было дано в вотчину. Далее Болдино передавалось по наследству, от отца к сыновьям: Ивану Федоровичу (по прозванью Шиш) – в 1682 году (частью Болдина владел и его брат Федор Федорович); при И. Ф. Пушкине болдинские земли были намного увеличены за счет нового пожалования и путем обмена. С 1697 года имением владеют два его сына (каждый имеет по 43 двора) – Федор и Иван Ивановичи. Они не оставили потомства, и, когда умер последний из братьев, Иван Иванович, по его духовному завещанию Болдино унаследовал в 1718 году двоюродный племянник Александр Петрович Пушкин, прадед поэта. С 1741 по 1790 год Болдином владеет дед А. С. Пушкина – Лев Александрович. Он также намного увеличил количество земель болдинского имения (границы указаны на плане генерального межевания 1785 года).
После его смерти земли начали дробиться среди многочисленных наследников. В 1900 годы Пушкины стали продавать свое болдинское имение; в 1907 году состоялась продажа земли хутора Алексеевского (д. Лобаски, современное Новопушкино). В 1911 году сама болдинская усадьба как место, связанное с именем поэта, была приобретена государством. В 1918 году протоколом крестьянского схода села Большого Болдина эта пушкинская усадьба была взята на «предохранительный учет». Общий размер всего болдинского имения Пушкиных к концу XVIII века и в начале XIX века исчислялся в 8,351 десятину 99 саженей (из них леса – 1,965 десятин). В конце XVIII века в 1785–1789 годах в селе Болдине, по данным «экономических примечаний», числилось 2099 человек – 1044 мужчин, 1095 женщин. Таким образом, по приведенным статистическим данным выясняется, что на время пребывания А. С. Пушкина в Болдине село располагалось на площади примерно занимавшей (немного) более 220 десятин, имело 330 крестьянских «дворов» и число жителей 2282 человека. Сведения об исторической планировке села, в основных ее чертах, дают сохранившиеся межевые планы 1785, 1813, 1818 и 1862 годов. Первый имеющийся план 1785 года показывает четкие границы всего земельного участка болдинского имения, а также знакомит с планировкой села того времени.
Судя по плану, центром села являлась площадь, на которой обозначены отдельные постройки (их три), а затем зеленый участок; с севера и юга площадь окружают крестьянские дома с приусадебными участками, на запад и на юг тянется улица. Южнее, в треугольнике, образованном двумя ручьями, втекающими затем в реку, обозначена крестиком церковь; восточнее, у истока ручья, вторая церковь; эта примыкающая к центру часть также окружена рядами крестьянских домов как бы составляет второй центр села.
Исторический силуэт села определяется четко выраженным высоким холмом с западной стороны, со склонами к реке; с севера и северо-востока – плоской равниной, с юга и юго-востока – небольшими холмами, оврагами и мелкими речками. Доминантой села являлась высокая церковь с большой белой колокольней. Само село располагалось по склонам и на вершине большого неровного холма, перерезанного ручьями и оврагами. Господский дом А. С. Пушкина возвышался над более низкими крестьянскими постройками. За окраиной села размещались ветряные мельницы.
История имения. Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечателен уголок земли в юго-восточной части бывшей Нижегородской губернии - село Большое Болдино. В творческой биографии поэта ему принадлежит роль не менее значительная, чем известному селу Михайловскому. Сюда, в родовую вотчину своих предков, поэт приезжал три раза. Его пребывание в Болдине было сравнительно непродолжительно - немногим более пяти месяцев в общей сложности. Но именно здесь Пушкиным созданы наиболее значительные произведения 1830-х годов. Болдино и земли, прилегающие к нему на протяжении четырех веков, принадлежали роду Пушкиных - одному из древнейших дворянских родов России.
В начале 80-х годов XVI века Иваном Грозным Болдино было пожаловано в поместное владение Евстафию Михайловичу Пушкину, отличившемуся в качестве воеводы при обороне Смоленска от нашествия литовцев в 1580 году, а также при ведении трудных дипломатических переговоров с польским королем Стефаном Баторием. В 1612 году Иван Федорович Пушкин, участник Нижегородского ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, получил в вотчинное владение деревню Болдино Арзамасского уезда. После смерти бездетного Ивана Федоровича Болдино царем Михаилом было пожаловано в вотчину его брату Федору Федоровичу Пушкину за особые заслуги при обороне Москвы от осаждавших ее войск польского королевича Владислава. С начала XVIII века болдинской родовой вотчиной владели прямые предки поэта: прапрадед, прадед, дед, а с начала XIX века - отец поэта Сергей Львович Пушкин. Пушкины увеличивали принадлежащие им земли путем обмена или нового пожалования.
После смерти деда Пушкина земли стали дробиться между многочисленными родственниками, а село Болдино было поделено между отцом и дядей Пушкина. В связи с предстоящей женитьбой А.С.Пушкина на Н.Н.Гочаровой Сергей Львович Пушкин выделяет своему сыну из родового имения село Кистенево, находящееся в 10 верстах от Болдино. Чтобы вступить во владение собственным имением, 31 августа 1830 года А.С.Пушкин выехал из Москвы. Преодолев 500 верст утомительного пути, 3 сентября Пушкин прибывает в Болдино. Здесь он пробыл всю осень- до конца ноября. В 1833 году он вновь приезжает в Болдино, возвращаясь из путешествия по пугачевским местам.
В 1834 году поэт берет на себя управление всем отцовским имением, надеясь спасти его от грозившего разорения, и снова посещает Болдино. В Болдино были созданы многие известные произведения: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", заключительные главы "Евгения Онегина", "Медного всадника", сказки. Здесь Пушкин завершил "Историю Пугачева", написал "Осень", "Бесы", "Элегию", "Для берегов Отчизны дальной...", "Два чувства дивно близки нам...".
Часть имения, принадлежащая отцу поэта после его смерти, в 1849 г. была унаследована Львом Сергеевичем (младшим братом поэта) и детьми Пушкина. В 50-е годы между ними был произведен раздел. Юго-восточная часть, где в 1837-1838 гг. была образована новая деревня Львовка, досталась детям поэта, Болдино - Льву Сергеевичу, а затем, после его смерти в 1852 г. - его семье. В 1911 г. болдинская усадьба, как место, связанное с именем поэта, была приобретена государством. В 1918 г. решением крестьянского схода пушкинская усадьба была взята на "предохранительный учет". В 1929 г. коллегия Народного комиссариата просвещения объявила парк усадьбы заповедником. В 1949 г. в бывшей вотчинной конторе был создан музей, и только в 1960 г. под охрану государства была взята вся усадьба.
В настоящее время это памятник истории федерального значения. Он включает дом-музей, где некогда создавал свои бессмертные произведения великий поэт, а позднее жили потомки его брата, здание бывшей крепостной конторы, приусадебный парк с садом и двумя прудами, а также рощу Лучинник - любимое место прогулок поэта.
История Арзамаса
Первые упоминания об Арзамасе, как о русской крепости и административном центре большого уезда в исторических документах датируются 70-м годами XVI в. (духовная грамота Ивана IV, поместные акты). В разрядах - записях о назначении царем служилых людей названы первые арзамасские воеводы Григорий Щетнев и Иван Хохлов. Воевода Хохлов назначен в 1578 г. Поэтому именно 1578 г. принято условно считать датой основания Арзамаса.
Духовная и социально-экономическая жизнь в феодальной России того времени неотъемлемо связана с православной верой.Старейшим памятником и центром духовной культуры города был и остается Спасский мужской монастырь. Сначала все постройки Спасского монастыря были деревянными, но в первой половине XVII в. их начали заменять каменными. Соборная монастырская церковь Преображенья, построенная в 1634-1643 гг., сохранилась (без колокольни) и сейчас.На фотографии центр города Арзамас. В 1737 г. в Арзамасе насчитывалось 6767 жителей.
Не обошли стороной этот город и известные всем исторические события. Так, летом 1670 г., когда отряды Степана Разина, двигаясь вверх по Волге, заняли города Царицын, Саратов, Самару и осадили Симбирск, угрожая Нижнему Новгороду и Арзамасу, всей России стало известно имя Алены Арзамасской. Она родилась в Выездной Слободе, в семье крепостного крестьянина. Во время крестьянской войны Алена возглавила отряд в 300 человек из беглых и крепостных людей, который постепенно достиг численности 7000 человек. Взятие Арзамаса открыло бы повстанцам путь для походов в центральные районы и на Москву.Предвидя угрозу, царь Алексей Михайлович приказал превратить город в главный штаб по борьбе с разинцами. Воевода князь Юрий Долгорукий прибыл в Арзамас 26 сентября 1670 г. с войсками и артиллерией.
В сентябре - октябре 1670 г. в Арзамасском уезде произошел ряд сражений, в ходе которых повстанцы были разгромлены. Соратники Алены Арзамасской ради своего личного спасения составили заговор против нее, схватили и выдали Юрию Долгорукому. Алену пытали, после чего сожгли в специально построенном срубе. Князь Долгорукий учинил в Арзамасе массовые казни участников восстания. За три месяца, октябрь - декабрь 1670 г., в Арзамасе было казнено свыше 11 тыс. человек. С 1719 г. город и уезд навсегда были причислены к Нижегородской губернии. На основании "Регламента Главного магистрата" от 16 января 1721 г., в городе появляется городской магистрат как административно-полицейский, судебный и налоговый выборный орган.16 августа 1781 г. для Арзамаса, как и для других уездных городов России, был утвержден герб: "На золотом поле два стропила - верхнее красное, а нижнее - зеленое".
С середины XVIII века Арзамас переживает резкий подъем экономики, чему благоприятствовали четыре сходившихся в городе важнейших тракта: Московский, Нижегородский, Саратовский и Симбирский. Обогащение арзамасских купцов позволило им выстроить в последней четверти века 17 церковных зданий из кирпича. Большие средства были затрачены на украшение храмов, приобретение церковной утвари и написание икон.11 июня 1767 г. Арзамас посетила императрица Екатерина II, совершавшая путешествие по Поволжью.
В 1787 г. было открыто первое малое народное училище, которое вследствие учебной реформы 1804 г. было преобразовано в уездное, а в 1878 г. - в городское. Во время крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775) Арзамасский уезд был также охвачен крестьянскими волнениями. Для борьбы с пугачевцами был вызван с турецкой войны и направлен в район Поволжья А.В.Суворов, для которого в Арзамасе была отведена квартира в доме богатого купца И.И.Цыбышева. После разгрома Пугачева заковали в кандалы и повезли в Москву через Алатырь, Арзамас и Муром. Через Арзамас его провозили 8 - 9 ноября 1774 г.
История села Дивеево
Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 180 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром.Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе.
Во второй половине 18 века Дивеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова. В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы.
Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского.
В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы). В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария. Святая Канавка - одна из ярчайших святынь Дивеева - представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы, ее сердце. В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году - 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом. Дивеевская земля славится Святыми источниками Матушки Александры, Иверской Божьей Матери, Казанской Божьей Матери, Преподобного Серафима Саровского, Явления Божьей Матери и другими.