Будда

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Рождение золотого ребенка=

Будда

Примерно 2,5 тысяч лет назад у подножия седых Гималаев – близ современной границы между Индией и Непалом – жил народ шакьев. Правил ими царь Шуддходана Гаутама.

В 566 г. до н.э. царица Майядева родила ему сына; он получил имя Сиддхартха. Ребенок, появившись на свет, сразу же встал на ноги. Он был полным, с золотистой кожей. Младенец указал на небо и произнес: «Небеса – вверху, небеса – внизу», что означало: «Я совершенен и на небе, и на земле».

Так рассказывает о рождении Будды легенда. О реальном человеке Сиддхартхе Гаутаме достоверных исторических сведений не сохранилось. Годы его жизни устанавливаются учеными предположительно, и разброс датировок очень велик. Поэтому все они очень условны.



Содержание

Предсказание брахманов

В честь рождения наследника царь устроил большой праздник и пригласил множество гостей. Царь позвал восьмерых брахманов, чтобы те определили судьбу принца. Семеро брахманов предсказали, что ребенок станет чакраватином и владыкой всего мира. Но восьмой из них, по имени Каундинья, сказал: «Царевич познает земные страдания, покинет родной дом и будет великим Буддой». Так судьба принца была определена.

Юность царевича

Царь не желал сыну судьбы великого святого: через семь дней после рождения мальчика умерла Майядева. Шуддходана решил воспитать сына чакраватином.

Воспитывала юного царя мачеха, сестра Майядевы Махападжапати. Мальчика обучали различным наукам и воинским искусствам, в том числе верховой езде и стрельбе из лука. Во всем царевич превосходил своих сверстников, юношей из знатных семей.

Глядя на сына, отец гордился им и мечтал, что со временем Сиддхартха станет великим царем. Он помнил о пророчестве и задумал обмануть судьбу. Шуддходана выстроил для сына три дворца – один для холодного времени года, другой – для жаркого, третий – для дождливого. Царевич и не подозревал, что жизнь может быть иной – не наполненной каждодневными удовольствиями и роскошью. Царь хотел скрыть от сына все негативные стороны бытия. Даже рабы и слуги Сиддхартхи получали пищу, не уступавшую царской. Чтобы ничто не спутало его планов, Шуддходана запретил отшельникам приближаться к дворцу.

Четыре знамения

Сиддхартхе исполнилось уже 29 лет. Царевич становился более угрюмым и подавленным: «правильная» дворцовая жизнь казалась ему пустой. Однажды, взяв с собой слугу, он тайком от отца отправился в город: тот запрещал ему покидать дворец. Он двинулся на восток и вскоре увидел стоявшего на повороте дороги истощенного старика. От слуги Гаутама узнал, что это старец, согнувшийся от долгих лет. «Значит, и я буду таким», – подумал он. Это было первое огорчение в жизни молодого царевича. На следующий день он вышел через южные ворота и встретил больного, а еще через день, отправившись из дома на запад, увидел мертвеца. Так Сиддхартхе явились первые три знамения, открывшие ему неустойчивость сансары. На четвертый день Сиддхартха вышел через северные ворота и встретил странствующего отшельника. Пророчество сбылось: это был четвертый знак, показавший путь к освобождению. Сиддхартха расспросил путника о его жизни и решил сам уйти на поиски мудрости, способной избавить мир от страданий.

Суровая аскеза

Статуя Будды-отшельника, найденная в Пакистане

Ночью Гаутама покидает Капилавасту. Достигнув границы своего государства, он снимает свои шелковые одежды и украшения, сбривает волосы и начинает жизнь аскета.

Услышав, что сын царя шакьев отказался от радостей мира ради просветления, Каундинья вместе с товарищами пришел повидаться с ним. Они решили совместно странствовать с Сиддхартхой. Он был самым молодым среди своих новых друзей, но именно его брахманы признали своим гуру.

Отшельники поселились в лесной глуши близ Урувелу, они отказались от сбора подаяния в городе и решили жить, как деревья и трава, питаясь только тем, что посылаем им природа. Смиряя свои плоские желания, они со временем стали съедать всего по одному финику в день. Некогда цветущее тело Сиддхартхи высохло и пожелтело.

Вместе со своими спутниками он созерцал окружающий его мир, в житейском плане дойдя до крайности: он одевался в одежды, снятые с мертвецов, а в ночи полнолуния и новолуния, считавшиеся самыми страшными и «мистически насыщенными, проводил на кладбище».

Через шесть лет Сиддхартха заключил, что приобретенное таким тяжелым самоистязанием знание не ведет к просветлению. Он лишь ушел от одной крайности – бездумного мирского благополучия – в другую. Позже, проповедуя, он говорил: «Если бы можно было достичь совершенства и освобождения от уз, привязывающих человека к земле, только отказавшись от пищи и человеческих условий, то лошадь и корова давно достигли бы его». Пятеро его товарищей были разочарованы: им показалось, что их учитель отказался от своей цели. Они покинули его, и Сиддхартха остался в Урувельском лесу совершенно один, устроившись медитировать под старым баньяном.


Сиддхартха Гаутама достигает просветления и становится Буддой

Достичь просветления значило выиграть сражение с кармой, ведь именно она привязывает человека к сансаре, заставляя его снова и снова рождаться в мире страдания. Чтобы победить ее, нужно, во-первых, искренне желать избавления, во-вторых, обладать огромной духовной силой.

Сиддхартха Гаутама, оставшись совершенно один, продолжал медитировать, отринув все земные желания и отказавшись от мира. И ему удалось вырваться из круга рождения и смерти, выйдя в состояние нирваны.

Сиддхартха Гаутама стал Буддой. В этот миг он понял, что преодолел сансару и что этот мир не имел больше власти над ним.

Будда ведет проповедь

Будда в окружении богов
Статуя Будды, Тайланд

Теперь, когда Сиддхартха Гаутама разорвал пути сансары, и стал Буддой, перед ним встали два пути – уйти в нирвану или остаться на земле в качестве бодхисаттвы, чтобы учить людей мудрости. Будда избрал второе.

Будда направился в город Бенарес, где встретил своих бывших спутников. Те встретили его с презрительным удивлением: «Неужели пришел лжеучитель Гаутама?» Сначала они не поняли, что видят перед собой не Сиддхартху, с которым расстались в Урувеле, а просветленного Будду. Но вот он подошел ближе, и они заметили в нем перемену. Тогда отшельники почтительно склонились перед ним, и вечером того же дня, в полнолуние в июле, Будда произнес свою первую проповедь о Четырех благородных истинах и Восьмеричном срединном пути. Его слушатели стали его учениками.

Став учениками Просветленного, Каундинья и его товарищи образовали первую сангху – общину последователей Будды. Цель членов сангхи – постигать учение своего гуру, распространять его среди народа и, наконец, самим достичь просветления.

Первая сангха быстро разрасталась. Отовсюду люди стекались послушать проповеди нового учителя и оставались с ним.

Ритм жизни Будды и его сангхи определялся климатом Азии. В течение девяти месяцев в году они странствовали и проповедовали. В сезон дождей, приходившийся в Индии на летние месяцы, отшельники удалялись в уединенные места и медитировали.


Четыре благородные истины

В основе учения Будды лежат Четыре благородные истины:

1) Этот мир – мир страдания.

2) Причина страдания – сама жизнь, от рождения до смерти возбуждающая человеческие страдания.

3) Чтобы перестать страдать, надо избавиться от желаний, то есть в конечном счете остановить цепь перерождений.

4) Избавление от страдания возможно через Благородный срединный путь, или Восьмеричный путь. Его составляют правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильный поступок, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание (направление мысли), правильное сосредоточение.

Срединный путь

«Срединный» не значит «неопределенный»: это путь избегания крайностей. Очень понятно и доступно об этом рассказывает буддистская притча о царевиче Шраване.

Шесть добродетелей

Будда учил, что путь к просветлению начинается с осознания непостоянства мира и обуздания собственного ума, омраченного иллюзорными образами. Бхикшу должен взращивать в себе шест добродетелей – сострадание, нравственность, терпение, мужество, сосредоточенность и мудрость.

Уход в нирвану

Будда в нирване


Умер Будда в местечке Кушинагар, на территории современного Непала. Бедняк по имени Чунда, пригласивший его в свой дом, приготовил скромное угощение из грибов кукармутта (по другой версии из свинины), которые иногда бывают ядовитыми. Будда понял, что есть их нельзя, но не стал огорчать хозяина и съел предложенное ему кушанье. Вернувшись к ученикам, он сказал: «Это исключительный человек. Первую пищу дала мне мать, когда я вступил в этот мир, вторую – Суджата, когда я победил карму, и третью он, помогая мне вступить в иной мир. Вы должны почитать его». Ученики были поражены этими словами: им-то хотелось убить Чунду! Но Будда продолжал: «Делайте, как я говорю. Даже если Будде дали яд, из него должна выйти любовь». Последними его словами были: «Ничто не вечно! Ревностно стремитесь достичь совершенства!» Тело Будды было предано огню. Впоследствии пепел разделили на несколько частей и захоронили в тех странах, где распространился буддизм. В местах захоронений сооружали особые памятники – ступы.


Буддизм и вегетарианство

Господь Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу (неприченение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Известны два его афоризма, связанные с этим: "Не убивай быка, который пашет твои поля" и "не потворствуй чревоугодию,которое сопряжено с убийством животных". В "Дхаммападе", предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: "Найдутся глупцы,которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого". Другой афоризм "Дхаммапады" предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: "Тот, кто в надежде обрести счастье мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремяться к счастью, закрываетсебе путь к счастью в следующей жизни".

Файл:Budda asmik.jpg

Послесловие

На раннем этапе существования буддизма существовала лишь устная традиция — так пожелал его создатель. Однако по мере своего распространения учение обрастало новыми обрядами и смешивалось с религиями тех мест, куда оно проникало. В результате буддизм превратился в сложный философско-религиозный комплекс. Возникло и оригинальное буддистское искусство.


Некоторые из картинок в данной статье взяты с сайта http://www.flickr.com

Персональные инструменты
Инструменты