Большой Пятигорский Провал
На Кавказских Минеральных Водах можно встретить несколько провалов: и на Лысой, и на Горячей горах, и в других местах. Но широкую известность получил только Пятигорский Большой Провал на горе Машук. Он охраняется государством как ценнейший памятник природы.
В старину у местных жителей он вызывал мистический ужас. Они считали его обиталищем огнедышащего дракона. А некоторые думали, что это жерло вулкана. Сейчас всем известно, что Провал ― подземная пещера, потолок которой рухнул в результате растворения известняков минеральными водами, после чего образовалась карстовая воронка с фотом и озером минеральной воды внутри. Через каменный колодец высотой в 41 м и шириной в 15 м в глубь горы проникает солнечный свет. В западной части озера глубина его достигает 10 м. Частично озеро засыпано свалившимися сверху обломками пород.
Первые попытки исследования Провала относятся к 1793 году. Ученый Паллас ползком приблизился к краю воронки и наблюдал пещеру сверху. Паллас измерил глубину внешней воронки и описал ее вид. В то время на дне были видны два озера ― большое и малое, соединенные узким проливом.
Первый спуск к озеру в научных целях был осуществлен только в 1857 году известным исследователем минеральных вод Ф. А. Баталиным, директором Тифлисской метеорологической обсерватории Морицем и офицерами ― топографами и землемерами. В результате их исследований стали известны температура, состав воды, была измерена глубина озера. Для этого участникам спуска приходилось плавать по озеру на плоту. Экспедиция Баталина также определила, в результате чего образовалось это озеро.
Туннель к озеру длиной 43,8 м был открыт в торжественной обстановке 23 августа 1858 года. Финансировал этот проект и лично руководил проходческими работами московский купец П. А. Лазарик. На открытии присутствовали начальник Ставропольской губернии генерал Волоцкий, атаман Рудзевич, управляющий Кавказскими Минеральными Водами барон Унгерн-Штернбергер и другие почетные гости. Освящение туннеля и фота проводил Преосвященный епископ Игнатий. На стену Провала был водружен образ Скорбящей Божьей Матери, а чтобы к ней могли подойти все желающие, через озеро был перекинут деревянный помост.
Озеро в Провале производит чарующее впечатление. Его сине-зеленая вода, цвет которой связан с нахождением в ней серы, особых бактерий и отчасти в результате отсвета небосклона, разливает по всей пещере удивительно нежный голубой свет. В пещере чувствуется запах сероводорода, которым насыщена озерная вода, имеющая температуру около 40°С. В пещеру не рекомендуется заходить в серебряных вещах, так как под действием этого газа они быстро темнеют.
Во времена Лермонтова, чтобы осмотреть Провал, посетители взбирались к его воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной пропасть. Любители острых ощущений покрывали Провал досками и устраивали танцы над «адской бездной». В 1837 году над воронкой был закреплен деревянный висячий мост со специальными приспособлениями для спуска небольшой кабины к озеру.
Прогулки к Провалу были излюбленным развлечением «водяного общества». Один из эпизодов повести «Княжна Мери» связан с его посещением: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от горо¬да. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал».
После того как к провальскому озеру пробили горизонтальный туннель, его воду стали принимать в лечебных целях. Имеются свидетельства, что, купаясь в водах Провала, Лермонтов вылечил себе ревматизм.
Сейчас Провал посещают тысячи экскурсантов, курортников, знакомящихся на его примере с жизнью подземных вод, их влиянием на горные породы и рельеф местности и любующихся красотой его пещеры.
В настоящее время в специальной нише, в гроте Провала, установлена икона Великомученика и Целителя Пантелеймона.