Археолог

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Материал команды id005 ББА - творческий тур ДОО по Биологии 2007 "Незнакомая биология"

Содержание

Профессия

Археолог

Археолог – ученый, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам. Археология (от архео (archáios) - древний и от греч. lygos - слово, учение) - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

История профессии

В др. Риме результатом сознательного изучения древностей является схема развития материальной культуры, которую дал великий поэт и мыслитель Лукреций. В 1 в. до н. э. он уже знал, опережая многих археологов 19 в., что каменный век сменился бронзовым, а бронзовый – железным. Слово "археология" впервые употоблено Платоном в значении "история прошедших времён". После Платона термин <<археология>> употребляет знаменитый древний историк Дионисий Геликарнасский в заглавии одного из своих соченений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: <<Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобицах, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и предостовляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь>>. Труд Дионисия послужил образцом для Иосифа Флавия, написавшего историю евреев под заглавием -. Оба сочинения ничем не отличаются от обыкновенных исторических повествований того времени и никакого археологического материала в себе не заключают. Вавилонский царь Набонид в 6 в. до н. э. производил раскопки в интересах исторического знания; особо он искал надписи древних царей в фундаментах построек, тщательно отмечая находки или тщетность поисков. В эпоху Возрождения в 15-16 вв. произведены были в Италии многочисленные раскопки, единственной целью которых было добывание античных скульптур. В 18 в. с развитием дворянского коллекционерства антиквары в ряде стран стали собирать отдельные археологические находки. Вскоре в некоторых странах были произведены первые опыты раскопок с научными целями. После Великой французской революции (конец 18 в.), с развитием исторической науки, быстро стала развиваться и археология. Когда в 19 в. внимание науки привлекли все остатки старины (не только художественные), постепенно стало складываться современное понимание археологии. Современные археологи могут заимствовать у своих древних предшественников только заглавие. У римлян для обозначения древней истории явилось новое слово <<Antiquitates>> (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Терентий Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение <<De rebus humanis et divinis>>. Из христианских авторов <<Antiquitates>> употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. ljvin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимаютболее определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времен в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого. Греки называют археологию наукой о древности. Но ведь изучением древности занимаются и другие науки: история физиология, палеография, палеонтология и многие другие. Чем же отличается от них археология и что она изучает? Прежде всего, археология занимается расколками и изучает те предметы или осколки предметов, остатки одежды, развалины древних городов и еще многое другое, что они находят в земле, в разных ее слоях. Все это называют вещественными источниками древних культур. Археологи изучают обнаруженные вещественные источники и по ним узнают, какие люди жили в древние времена, какие они себе строили дома, какуюодежду носили, что ели и многое - многое другое. В разных слоях земли сохранились и останки животных, птиц, рыб и даже насекомых. Ученые изучая их тоже узнают очень много интересного. Откуда бы современники узнали, что когда то на земле жили динозавры и мамонты. Любопытно, что археология - наука о древности - и сама возникла в глубокой древности. Тогда ее называли наукой о прошлом. Древние ученые интересовались жизнью и культурой еще более древних поколений.Археология оформилась как наука к началу 20 века(до этого археология, изучающая АНТИЧНОСТЬ, имела искувсствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам(каменный век, бронзовый век и т.д.), иногда - по странам и культурно историческим областям, по этническим признакам(славяно - руссская археология и др.). При обработке материалов применяют типологические, трассеологические, картографические и др. методы. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2000 лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения подчерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Принципы археологии

Основополагающим для всей археологии является утверждение, что археологические источники – материальные объекты, созданные древними людьми или как-то с ними связанные, – могут что-то рассказать нам об этих людях. В самом деле, археологические исследования были бы невозможны, если бы основные источники информации не имели никакой ценности. При том, что все археологи признают возможность извлечения из археологических материалов сведений о прошлых эпохах, они по-разному оценивают объем содержащейся в них информации.

Оптимисты полагают, что огромную ценность может иметь и единичный артефакт; так, найденное в могиле золотое распятие способно рассказать о религиозных представлениях умершего (о том, что он был христианином), о его социально-экономическом статусе (достаточно высоком, чтобы обеспечить ему возможность приобрести столь дорогой предмет), о примерной дате погребения (если распятье имеет специфическую форму) и – потенциально – о многих других характеристиках человека и общества, к которому этот человек принадлежал. Пессимисты, напротив, считают, что существование многих неизвестных нам обстоятельств попросту не позволяет делать столь широкие выводы. Крест, утверждают они, мог восприниматься всего лишь как украшение, не имеющее религиозного значения, его могли найти на дороге и в таком случае он никак не связан с богатством усопшего и т.д.

Человеческая деятельность часто сосредоточивалась в определенных местах, и там, где она велась особенно активно, зачастую остаются многочисленные материальные следы этой деятельности. Эти места условно именуют археологическими памятниками. В это понятие входят объекты разного масштаба – от места, где охотник затачивал отдельное орудие и бросил несколько кремневых сколов, до поселения, на котором на протяжении века жили 200 человек, оставивших после себя тысячи артефактов, или до города с многотонными культурными отложениями.

Любой памятник, функционировавший на протяжении какого-то времени, содержит разновременные остатки, и находки каждого периода составляют самостоятельный компонент в массе найденных на нем материалов. Многокомпонентные (многослойные) памятники демонстрируют изменения во времени, но принадлежащие к разным слоям находки могут оказаться перемешанными, что затрудняет определение их хронологии. Однослойные памятники не столь сложны для понимания, поскольку дают картину лишь одного периода. Оба типа памятников могут оказаться одинаково ценными с археологической точки зрения...

Объяснение археологических данных на основе их сопоставления с явлениями из жизни какого-то современного народа называют этнографической аналогией. Если при этом используются этнографические сведения о народе, в культурном отношении являющемся преемником тех, кому принадлежит исследуемый археологический материал, это называют прямой исторической аналогией; в противном случае говорят об общеэтнографических аналогиях. Многие археологи полагают, что прямые исторические аналогии более надежны, поскольку культурные преемники могли унаследовать традиции своих предшественников.

Экспериментальная археология и этноархеология опираются непосредственно на аналогии, и археолог, работающий в одном из этих направлений, должен попытаться объяснить, почему данные определенного эксперимента или сведения о том или ином виде человеческой деятельности сопоставимы с археологическими материалами, являющимися непосредственным объектом его исследования. Чем серьезнее такое объяснение, тем надежнее его выводы.


Археолог стремится охватить широкий круг проблем, связанных с существованием древних людей, их культурой и образом жизни. В число таких проблем входят изучение окружавшей человека природной среды, способов ее использования и изменения, средств существования (чем люди питались и как добывали пропитание), технологии (способы изготовления и применения орудий и приспособлений), обмена (механизмы перехода имущества от одного человека или коллектива к другому), искусства, идеологии (в том числе религии), социальной организации (каковы были система родства и иные общественные структуры), демографии (численность населения и его состав)

Выдающиеся люди данной профессии

Кемал Акишев: основатель казахстанской археологии. Талант в сочетании с необходимым набором профессиональных данных археолога, образованностью и ответственностью встречается нечасто, тем более в гармоничном единстве. Кемал Акишевич Акишев, кроме обладания общепрофессиональными качествами археолога ценился также за уникальные, только ему присущие особенности. Профессиональную подготовку он прошел у известных востоковедов Н.А. Бернштама, А.Х. Маргулана, М.П. Грязнова.

Кемал Акишевич Акишев родился в 1924 году в зимовье Керегетас Баян-Аульского района Павлодарской области. Детство прошло в многодетной семье, кроме него были две старшие и две младшие сестры, а также два брата. Семья пережила нелегкое время 30-х годов, переезд в Караганду, Омскую область в надежде на лучшее, потерю близких. Археологическое служение началось для него еще в студенчестве в 1947 году, когда он впервые после второго курса поехал в Центрально-Казахстанскую археологическую экмпедицию А.Х. Маргулана. В студенческие и аспирантские годы работал начальником раскопа, отряда, принимал участие в раскопках всемирно известных сегодня археологических объектов Бегазы, Аксу-Аюлы, Былкылдак, Атасу. Научный архив К.А. Акишева включает свыше 200 научных работ. Это монографии, учебные пособия, брошюры и научные статьи. Многие из них переведены на иностранные языки. В его трудах научно разработаны такие проблемы как периодизация истории и культуры, социально-экономические отношения ву эпоху бронхы (II тыс. до н.э.); происхождение земледелия и кочевого скотоводства (I тыс. до н.э.); социально-политическое положение номадов; возникновение и развитие раннеклассовых обществ и государства (V век до н.э. - V век н.э.); искусство и мифология саков (V-VI века до н.э.); средневековая городская цивилизация.

Борис Ильич Маршак - историк искусства, археолог, востоковед Родился в г. Луга Ленинградской области, детство провел в Ленинграде, без которого не мог жить. Он вернулся в свой город в 1957 году. Еще ребенком в эвакуации заинтересовался древностями Средней Азии. Поступил учиться на кафедру археологии Истфака МГУ, закончил учебу в 1956 году. В 1954 году впервые поехал на раскопки городища Древнего Пенджикета (Таджикистан), и с тех пор пропустил только один сезон - 1956г., когда у МГУ должны были проходить военные сборы. После окончания МГУ работал в Институте истории, археологии и энтографии АН Таджикской ССР. Вся его научная жизнь была, в основном связана, с Таджикистаном. С 1978 г., начальник Пенджикентской археологической экспедиции(сменил на этом посту Александра Марковича Беленицкого). С 1958 г. непрерывно работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, с 1978 г. - глава сектора Средней Азии и Кавказа. Кандидат исторических наук(1965 г.), доктор(1982); почетный член Американского Археологического Института(http://www/archaeological.org/), Королевского Азиатского Общества Соединенного Королевства(http://www.royalasiaticsociety.org/), член - корреспондент Итальянского Института Африки и Востока(http://www.isiao.it/), иностранный член французскойАкадемии Надписей и Изящной Словестности(http://www.aidl.fr).

Основная сфера научных интересов Маршака - археология Согдианы и восточное серебро, однако он оставил важный вклад и в таких различных дисциплинах, как политическая история Востока, история религий, метрология, издание и интерпретация восточных текстов , метология археологических исследований и др. Региональные рамки исследований М. простирались от Византии до Китая, хронологические - от античности до монголов. В последнии годы жизни занимался искусством и историей Тибета. Им исследована тема "Согдийцы на чужбине" на основе находок так называемых согдиатских погребальных памятников в Китае.

В своей книге <<Согдийское серебро>> (М.,1971 г.) Маршак на основе анализа формальных, иконографическихи других особенностей ряда серебрянных сосудов, найденных, в первую очередь, на Каме и в Северо - Западной Сибири пришел к выводу о существовании особого, ранее неизвестного центра производства серебрянной утвари, который надежно отождествил с Согдианой.

Как участник, а с 1978 г. и руководитель Пенджикентской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, Борис Ильич продолжал и развивал раскопки эталонного памятника согдийской археологии. Раскопанная территория(по верхнему периоду, VIII в.н.э.) в настоящее время превышает половину площади городища, хронология керамики дает точность до четверти века, знаменитая настенная живопись найдена в большинстве частных домов. С 1996 г. Пенджикентская экспедиция публикует ежегодные отчеты в форме монографий.

Множество работ Маршак написал в соавторстве со своим учителем, А.М.Беленицким, и супругой, Валентиной Ивановной Распоповой, с коллегами и учениками. Б.И.Маршак скончался в Пенджикенте.

Специфика и особенности профессии

Сущность археологии - ее гуманизм. Она помогает видеть в зеркале прошлого нас самих с нашими волнениями, радостью и горем и с какой-то особой остротой осознавать свое место в этом мире, осозновать свою ответственность за настоящее и будущее. Любая профессия требует большого профессионализма. Особенно это важно для археолога. Одна из главных составляющих его работы - раскопки во время экспедиции. Любая профессия требует знаний, широкой эрудиции. Для археолога важно не только хорошо освоить предмет своего исследования, но и приобрести знания в области энтографии, антропологии, истории и т.д. - этого требуют его полевые и лабораторные работы. Изучение первобытной археологии невозможно без четвертичной геологии и геоморфологии, палеоботаники и палеогеографии, палеонтологиии других наук, которые помогут реконструировать ландшарты, экологическую обстановку в тот или иной период. Археологи широко используют для повышения информативности археологического материала физику, химию, статистику, кибернетику. Одна за другой выходят книги с такими названиями,как! <<Физика и археология>>, <<Геофизика в археологии>>, <<Химия в археологии>>, <<Археология и естественные науки>>. Все это свидетельствует о тесной связи археологии с другими науками, о невозможности вм настоящее время вести исследования, не привлекая данных других наук, не используя достижений и возможностей коллег в самых различных областях научного знания. Для археологов смысл жизни состоит в постоянном поиске памятников прошлого, а после открытий - в глубоком изучении и осмыслении фактов. История и археология увлекательны своей романтикой, красочностью сюжетов, тайными неизведанного. Археология в какойт-то мересродни охоте.А настоящий охотник не тот, кто думает только об убитой дичи, а тот, для кого главное - поиск, новые места, ожидание удачи; и вечером у костра он не будет похваляться охотничими трафеями, а расскажет о прелести осеннего или весеннего утра, о пробуждающийся природе, о красотах земли.

                Выдающиеся представители этой профессии:

Дж. Фиорелли (участник итальянского национально-освободительного движения), чешский археолог Л. Нидерле, английский учёный Г. Чайлд, Петр I, историк В. Н. Татищев, генерал П. Мельгунов, П. И. Сумароков, И. Стемпковский, И. Е. Забелин.

Получить профессию археолога:

СПбГУ,МПГУ, на историческом факультете МГУ.

Источники информации

http://arxeolog.info/ [1]

Персональные инструменты
Инструменты
Акция ВЫХОДИ В ИНТЕРНЕТ 2015

организаторы проекта
PH International
www.Iteach.ru
Корпорация Intel
Компания ТрансТелеКом