Анализ эмоционально-эстетической оценки ландшафтов и природных объектов школьниками и студентами
- Анализ эмоционально-эстетической оценки ландшафтов и природных объектов школьниками и студентами
Шустов С.Б., Широкова О.М. Нижегородский государственный педагогический университет, МОУ Лицей № 28, г.Нижний Новгород
Нами в течение летних полевых сезонов 2005-06 гг. на территории Пустынского государственного заказника было проведено исследование психо-эмоционального восприятия природных объектов и пейзажей различными группами молодежи. В качестве респондентов выступили школьники 9-11 классов Лицея № 28 и студенты естественных и гуманитарных специальностей НГПУ, всего 64 человека.
В работе использовались методики (1, 2), в качестве критериев оценки выступали, в частности, такие понятия как «успокоение» (ощущения расслабления, покоя, созерцания), «восторг» (ощущения благоговения, священности, восторженности), «нетронутость» (ощущения уединенности, удаленности от цивилизации), «душевный подъем» (ощущения подъема, вызванные звуками и запахами природы).
По результатам анализа анкет и специально подготовленных опросников были сделаны следующие основные выводы:
1.Знания о природе способствуют более глубокому восприятию ее красоты. Точнее можно сказать, что респондент, подробно знакомый с устройством и функционированием экосистем (в нашей терминологии – «посвященный»), видит и замечает мелкие детали природного окружения, которые обычно остаются вне внимания других, «непосвященных» респондентов. Причем в этой детализации природы «посвященные» респонденты отмечают и вычленяют особую, своеобразную красоту.
2. У большинства городских школьников и студентов имеет место четко выраженное явление «зашоренности», «замыленности» взгляда, когда респонденты не акцентируют свое внимание на красоте, величественности или необычности природных объектов, явлений или пейзажей, в то время как специальные призывы обратить внимание на окружающие элементы природы могут способствовать акцентации и фиксации впечатлений. Мы назвали этот эффект «музейной усталостью», когда заполненная множеством достаточно одинаковых, однопорядковых элементов среда притупляет восприятие и требует внешней инициации «экскурсовода», гида, эксперта. С другой стороны, появление необычных, ярких, выделяющихся элементов пробуждает вновь интерес и усиливает восприятие окружающего мира.
3. В группах существует эффект влияния мнений, когда впечатления одного респондента, высказанные вслух, способствуют акцентации внимания и проявления собственных высказываний и оценок у других членов группы. Этот «эффект группового обсуждения» не противоречит, однако, тому известному факту, что многие люди воспринимают наиболее полно красоту и мудрость природы исключительно в одиночестве. Последнее проявляется у людей, которые уже имеют большой и богатый опыт общения с природой и воспринимают ее как друга и собеседника (что прямо указывается в некоторых анкетах). В целом можно отметить, что молодежь, и, особенно. школьники среднего звена наиболее полно раскрывают свое отношение к природе именно в обстановке группового обсуждения, в то время как люди старшего поколения склонны откровенно оценивать красоту пейзажа или необычность природного явления наедине с интервьюером.
4. Достаточно интересным представляется нам тот факт, что рациональное обсуждение и критический анализ увиденного в целом способствуют усилению фантазии, иррационального, эмоционально-чувственного восприятия природы. Человеку нередко просто необходимо поделиться своими впечатлениями об увиденном, и, делясь с другими, он замечает и видит новые нюансы, незамеченные ранее, обнаруживает новые ракурсы и взгляды, причем нередко старается взглянуть и глазами собеседника, увидеть то, о чем говорят другие.
5. Большим эффектом при работе со школьниками на природе, во время экскурсий и походов обладает «поэтическое» слово учителя. Важно говорить об увиденном не сухим, наукообразным языком, а образами, метафорами, сравнениями и т.п.
6. В целом, интактные (нетронутые, «дикие») пейзажи респондентами оцениваются по всем четырем шкалам гораздо выше природно-антропогенных, содержащих даже незначительные элементы цивилизации или присутствия человека. Вместе с тем, в ряде случаев (23 % опрошенных) было отмечено высокими баллами впечатление от засохших деревьев, заброшенной лесной избушки, полуразрушенного мостика через ручей и тому подобных элементов.
7. Имеется четкое различие в оценках переднего («ближнего») поля видимости, среднего плана и заднего фона. Так, элементы «макросъемки» (отдельный крупный цветок, бабочка на ладони, лист на поверхности озера и т.п.) оцениваются ниже, чем средний план (рамка обычного фотокадра при съемке группы людей), а тот, в свою очередь, ниже, чем задний фон (крупные пейзажи). Наиболее высокие оценки получают пейзажи «с задниками» (далекая стена леса, озера на горизонте, стоящие высоко облака и т.д., т.е. типичные открыточные и картинные «горные» ландшафты). Однако, присутствие всех трех планов на экспозиции значительно повышает оценки и усиливает восприятие.
8. Значимым является возможность задействовать другие органы чувств, кроме зрения. Так, типичные аудиалы остро реагируют на пенье птиц, шорох листвы, шум ветра и дождя как необходимые стимулы для высокой оценки. В целом, следуя (2), необходимо приобщать в «диалоге с природой» также тактильные, вкусовые и обонятельные рецепторы. Показана возможность их тренировки и совершенствования на природе, что, в свою очередь приводит к более высокой эмоционально-эстетической «чувствительности».
9. Полезным оказываются предложения респондентам зарисовать увиденное или дать ему художественное описание. В таких случаях идет подключение креативных возможностей личности, стимулирующих более глубокое осмысление и переживание увиденного. Такого рода работу следует выполнять на специальных обзорных площадках, где есть возможность сделать остановку и изменить ритм «потока» впечатлений.
По результатам работы даны рекомендации для педагогов при проведении экскурсий и походов с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
- Борейко В.Е. Природоохранная эстетика в ВУЗе. Киев, 2005.
- Корнелл Д. Почувствуй природу вместе с детьми. Владивосток, 1999.