Ёлохова Раиса Назаровна
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Ёлохова Раиса Назаровна
Осталось немного живых людей, которые участвовали в боевых действиях, видели Великую Отечественную Войну своими глазами, видели все ужасы фашизма. И теперь только они могут рассказать нам о самой кровопролитной войне 20 в. В рассказе Раисы Назаровны, участницы Великой Отечественной Войны, нет никакого преувеличения или преуменьшения. Всё что видела своими глазами – о том и рассказывала. Когда началась Великая Отечественная Война Раиса Назаровна училась на втором курсе медицинского техникума в г.Перми. С началом войны для студентов техникума учеба закончилась, так как преподавателей отправили в медсанбаты и для студентов техникума тоже начались тяжелые будни этой страшной войны. В 1943 году, когда Раисе Назаровне исполнилось 19 лет, ей пришла повестка в армию. На фронте не хватало медицинских работников, а студентов медицинских учебных заведений считали подготовленным медперсоналом. В то время она работала на Краснокамской печатной фабрике «Гознак» уже 2 года, поэтому знания полученные в техникуме были подзабыты. Не смотря на это Раису Назаровну взяли работать фельдшером в госпиталь им. Баумана в Ленинграде, где она работала в перевязочной и выписывала рецепты. На всю жизнь запомнилась первая перевязка больного с газовой гангреной ноги. Наблюдая за работой хирурга ей стало «плохо» и она упала в обморок. Но ко всему люди привыкают. Отработав месяц в госпитале направили на южное направление в город Сясь. Раненых в городе осталось немного, ждали последние 2 машины. Приходилось носить на носилках здоровенных мужиков девчушкам, которые недоедали и недосыпали. Многие не выдерживали такой тяжелой работы, сил не хватало. В июне были отправлены в город Порхов Ленинградской области. Здесь Раиса Назаровна работала палатной сестрой. И началась настоящая медицинская работа. Немцы бомбили каждый день. Раненых солдат везли в ПМП – передовой медицинский пункт, там им оказывали первую медицинскую помощь. Тяжелых и нетранспортабельных оставляли в ПМП, остальных отправляли в медсанбат. В медсанбате делали необходимые срочные операции после чего транспортабельных отправляли в тыловые госпиталя, а самые тяжелые больные оставались в медсанбате, их называли «кандидатами в депутаты», так как надежды на их выздоровление было мало.
Порхов был город сожженный. Фронт находился в 5 километрах от Порхова. Продолжались бои, после которых привозили раненых солдат целыми вагонами. Госпиталь был рассчитан на 50-60 мест, а привозили по 300 человек. Приходилось работать в настоящих походных условиях. Русский народ изобретателен: рубили елки, делали из прутьев заборы и натягивали плащ-палатку – это было отделение. Раненым приходилась спать на полу. Готовили пищу, стирали бинты, стерилизовали медицинский инструмент – и все это на кострах.
Походный госпиталь перемещался на запад за линией фронта. В августе 1943 переехали на станцию Дно. Под перевязочные и операционные освобождали жилые дома, а медицинский персонал жил в палатках, или в приспособленных помещениях. Раисе Назаровне с 15 медсестрами, санитарками и штабными работниками пришлось жить в подвале взорванного магазина. Тогда было трудно всем, но рядом с ней работали врачи, которые помогали ей не только справиться с работой, но и выжить. Медицинской практике Раису Назаровну обучал заведующий отделением – врач от Бога. Он давал задание: писал по 5 рецептов каждый день, чтобы она выучила, запомнила. На следующий день она отчитывалась и получала новое задание. Всего Раиса Назаровна выучила 100 рецептов, которые до сих пор помнит. О случае, который потряс не только её она не могла не рассказать. Всех свободных собирали на митинг, который проходил на самой станции Дно. В свое время на станции был выкопан колодец для подачи воды в вагоны. Колодец замерз и не работал, его решили почистить. Когда вскрыли, обнаружили там 6 трупов: 5 детских и 1 взрослой женщины. Никто не знал когда и при каких обстоятельствах они там оказались. Это так потрясло Раису Назаровну, что она возненавидела немцев. Во сне она видела эти кровавые события, от которых у нее холодела спина и дыбом поднимались волосы. Дальше всем госпиталем были переброшены на окраину города Псков, где раньше была тюрьма находились с ранней весны и все лето. Осенью 1944 были направлены в Польшу через Белоруссию. Приехали на станцию Лидия. Ехали по болоту. Поезд двигался медленно. Подъезжая к стации, началась бомбежка. В поезде 2 пулеметчика стояли на крыше. Самолет подлетел спереди и бросил бомбу. Не доехали метра 4, Машинист сразу дал задний ход, вторая бомба упала позади поезда. Раису Назаровну назначили дежурной по части, а начальника - дежурным по штабу. На партсобрании их проинструктировали как вести себя за границей. Во время обхода вагонов Раиса Назаровна сделала необходимые перевязки. При переходе из вагона в вагон, поезд толкнуло, Раиса Назаровна поскользнулась и упала на насыпь. При падении она получила серьезную травму позвоночника. После лечения в госпитале ей дали вторую группу инвалидности и предложили мобилизацию из армии, но от этого она отказалась. В Польшу приехали в город Львов. До конца войны работала в перевязочной. Дальнейший её маршрут по дорогам войны пролегал через Перемышль, Крахов, Вацлов оттуда демобилизовались в октябре 1945. Домой приехала 7 ноября. 2,5 тяжелых и страшных года унесенных войной.