Учебный проект Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломную работу. Этот проект поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты дипломной (курсовой) работы. Разные специалисты представят свою точку зрения. Задача студентов – разработать рекомендации студентам, готовящимся защищать свою работу.

Содержание

ПСИХОЛОГ

Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением. Пикулёв

2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления.

3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией. Монгуш

4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего).

5. Способы добиться расположения аудитории.

7. Барьеры в общении, их преодоление. Доктугу

ОРАТОР

Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.

1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. Карамнов Иван

2. Как подготовиться к публичному выступлению? Лубошникова Кристина

3. Зачем нужен план выступления? Бутонаев

4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? Журкин

5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). Баласов

6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении.

7. Как отвечать на вопросы? Кидикеов О.И.

8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? Сембирии

1. В помещении доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите поближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, реагирует, лучше всего среагировать на нее тоже – как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане. 2. В дверь все время заглядывают посторонние. Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращают к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь. 3. Слушатели опаздывают, все время входят в аудиторию. Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если е вошла группа – лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали». Недовольства обнаруживать не следует. 4. В помещении стало душно. В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут, минимальные перерывы эффекта не дают. Можно также сократить свое выступление. 5. Вышел из стоя микрофона. Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора выступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, спуститься в зал и закончить выступление за 2-3 минуты. 6. Погас свет. Поступить так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление. Неполадки в деятельности оратора Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте – вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки – сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории, это главное. Если вы заметили, что какой-то пункт в вашем выступлении вы опустили – продолжайте дальше, не возвращайтесь немедленно назад, закончите мысли или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «О или «Я хочу вернуться сейчас к…». но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте – нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадобился, может быть, он был лишним? Помехи в поведении слушателей В поведении слушателей можно выделить целый ряд типовых помех, которые нередко затрудняют работу оратора. Что это за помехи? 1. Активная реакция на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимание на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаги и т.д. Во-первых, не замечать, столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его «активные действия», сделать паузу – аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, использовать метод «подключений» - обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям – это будет мешать им отвлекаться. 2. Слушатели переговариваются между собой. Не принимайте это сразу на свой счет, их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и, те более, с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе, посмотреть подольше, некоторое время говорить, обращаясь к ним, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос – «Вы согласны? Вы не согласны?». 3. Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе – может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили слушатели и реагируют. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать – может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?» 4. Слушатели встают и уходят. Не относите это к себе – у них могут быть самые разные причины. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Товарищи, если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, только потихоньку выходите». Никак не показывайте, что это вас задевает. 5. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные – сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражения связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но если разрешите – немного позже», и обязательно сдержите обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав». 6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен; не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделяться, обратить на себя внимание. Как вести себя с такими людьми? Если такая реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески показывайте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да...! Ну тут уж ничего не добавить! Ну, а мы все-таки пойдем дальше…». Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы… Но, простите, нам нужно идти дальше…». Не надо ставить провокатора на место – это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркните вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей – этим вы покажете, что осуждаете его. Если вы уверены в своих силах – наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм. Для этого надо держать наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории. Еще один путь – попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но если позволите – в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?» обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание». Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно». И еще один путь – если реплика очень грубая, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» как правило, второй раз грубость он сказать не сможет. Ответим в заключение, чтобы успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину – указывая рукой в их направлении, либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест, как заметили, успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если подойти к нарушителям спокойствия, оказывает весьма эффективное воздействие на них.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ

Говори грамотно! Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. Лубошникова Кристина

2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений).

3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования.

4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов.

5. Чистота речи (способы борьбы с нозализмами, словами-«паразитами», сленгом, жаргоном)Винидиктова Вика.

РЕЦЕНЗЕНТ

Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии).Никитенко Фёдор

2. Вопросы для рефлексии самого выступающего. Бабердин Р.

3. Вопросы к рецензированию текста речи.Паначев Дмитрий

ДИЗАЙНЕР

Обеспечь наглядность своего выступления! Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

1. Требования к оформлению электронных презентаций. Василенко

2. Требования к оформлению раздаточного материала. Бабич И.С.

Персональные инструменты
Инструменты