Учебный проект Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов.)
 
(не показаны 93 промежуточные версии 23 участников)
Строка 6: Строка 6:
 
Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления. <br>
 
Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления. <br>
  
===1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением.===
+
===1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением. ===
Дударь Владимир
+
  
Чтобы не волноваться на публике, необходимо готовиться к выступлению за ранее. Главное, чтобы у вас была подготовлена речь, и вы могли правильно ее преподнести. Для того, чтобы справиться с волнением есть несколько приемов:
+
===2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления. ===
  
1.При выступлении у человека вырабатывается довольно большое количество адреналина, т.к. он очень волнуется. Чтобы справиться со скачком адреналина необходимо еще до того, как вы предстанете перед аудиторией и произнесете речь, сжать и разжать свои кулаки. Затем следует сделать три глубоких и медленных вдоха. Это поможет вам очистить дыхательную систему и вы сможете правильно дышать, когда станете произносить речь.
+
===3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией. ===
 
+
2.Примите уверенную позу. Постарайтесь встать прямо и расслабленно. Поставьте свои ноги на ширине плеч, что поможет заверить мозг в том, что вы действительно уверены в себе. С такой установкой вам будет значительно проще произносить речь.
+
 
+
3.Улыбайтесь аудитории. Благодаря этому у людей будет создаваться впечатление о том, что вы уверены. К тому же это поможет разрядить атмосферу. Улыбающийся человек всегда выглядит привлекательно и более расположен к общению. Так вы сможете почувствовать себя более расслаблено.
+
 
+
===2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления.===
+
Гаврилина Мария
+
 
+
Жесты человека можно разделить на условные и не условные. Первые чаще всего используются в различных ситуациях жизни – начиная от военного приветствия, заканчивая дирижированием. Не условные жесты, телодвижения представляют интерес с точки зрения выступления перед аудиторией. Разумеется, жесты человека могут быть выражены и руками, и головой, и всем телом. Но несомненно,  руки являются самой активной частью тела, если наблюдать жесты, телодвижения во время выступления. Жесты, телодвижения не условного типа можно разделить на четыре вида: Ритмические Передающие Подчеркивающие Указывающие Указывающие жесты оратора довольно просты, и их легко применять. Выступающий прибегает к ним, если нужно указать, например, на диаграмму, схему или рисунок, наглядное пособие.
+
 
+
Жесты и мимика особенно способны передавать массу различных оттенков речи. Это друзья оратора, мощные выразительные средства, если он владеет ими. Если же нет, то излишнее волнение может погубить отлично подготовленную речь. Мимика и жесты человека, выступающего перед аудиторией, должны быть спокойны, естественны и одновременно живы. Язык жестов и мимики, психология жестов не прощают суеты оратору. Необходимо потратить достаточное количество времени для того, чтобы научиться сбрасывать мышечные зажимы, дабы они не отражались негативно на голосе, позе, а в конечном итоге и на и впечатлении, производимом на слушателей.
+
 
+
Психология мимики и жестов, если ее учитывать, позволяет оратору тонко и вместе с тем эффективно влиять на аудиторию. Продуманная невербальная коммуникация, делает слова выступающего убедительными для аудитории, помогает действенно доносить информацию, а главное – достигать своей основной цели – той, ради которой он говорит речь. Хорошая речь складывается из многих составляющих, и жесты оратора играют не последнюю роль в его выступлении. Стремитесь научиться ораторскому мастерству, учитесь гармонично сочетать речь и невербальные жесты – и ваше выступление попадет «в яблочко».
+
 
+
===3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией.===
+
Конгарова Ольга
+
 
+
Привлечь и усилить внимание слушателей, повысить интерес к выступлению можно с помощью аудиовизуальных средств. Они бывают:
+
а) статистические (графики, таблицы, схемы и т.п.);
+
б) динамические (видеоматериалы).
+
Следует иметь в виду важность таких средств для восприятия смысла речи и успеха выступления в целом. Как утверждают специалисты, их использование дает до 20% усвоения информации. При использовании аудиовизуальных средств рекомендуется учитывать следующие правила, соблюдение которых повысит эффективность выступления:
+
 
+
• если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применять его бессмысленно;
+
 
+
• не следует выставлять ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать;
+
 
+
• схемы и таблицы должны быть удобочитаемые, компактны;
+
 
+
• обязательно надо комментировать то, что изображено на таблицах и графиках; при этом следует говорить, обращаясь к слушателям, а не к пособиям;
+
 
+
• нельзя заслонять экран со слайдами от слушателей;
+
 
+
• желательно научиться хорошо обращаться с тем оборудованием, которое использует оратор;
+
 
+
• не создавать ситуации, когда слушателям приходится одновременно и читать, и слушать речь. Если слушатели разглядывают пособие или читают текст слайдов, необходимо сделать паузу и дать им закончить просмотр;
+
 
+
• при создании и демонстрации слайдов желательно избегать красного и зеленого цвета, которые плохо видны на расстоянии, а пользоваться черным и темно-синим цветом.
+
  
 
===4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего). ===
 
===4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего). ===
Виктория Шутова
 
 
Несколько полезных советов:
 
 
1. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все внимание аудитории будет приковано к вам.
 
 
2. Одежда не должна сковывать (стеснять ваших движений), не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны отвлекать ваше внимание.
 
 
3. Молодым людям необходимо освободиться от ненужных вещей, от­топыривающие карманы и торчащие из боково­го кармана карандаши и ручки не придадут внешнему виду аккуратности.
 
 
4. Девушкам не стоит одевать яркие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Яркая бижутерия, как и дорогие ювелирные изделия, будут отвлекать слушателей, возможно у кого-то вызовут чувство удивления либо зависти.
 
 
5. Во время выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это, оратор заранее должен учесть, что брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, обувь — в полном порядке.
 
 
6. Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости не узкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должна быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.
 
 
===5. Способы добиться расположения аудитории.===
 
Тарасова Татьяна
 
 
 
1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что… Сегодня утром сообщили…» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.
 
 
2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о…; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение…; Вчера вечером по радио передали, что…» и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))…» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.
 
 
3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.
 
 
4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»
 
 
5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки… Вместе с тем в ней нет ни слова правды…» Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».
 
 
6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…»; «Недавно я прочитал, что…»; «Однажды со мной произошел такой случай…» и т.д.
 
 
7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал…» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.
 
 
8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал…»; «Петр I говорил своим сподвижникам…»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза…» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.
 
 
===6. Способы расслабления и восстановления своих внутренних ресурсов. ===
 
 
Зыкова Александра
 
 
 
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.
 
 
Способы, связанные с управлением дыханием
 
 
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
 
 
Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.
 
 
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
 
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
 
На следующие четыре счета задержите дыхание.
 
Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
 
Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
 
  
 
===7. Барьеры в общении, их преодоление. ===
 
===7. Барьеры в общении, их преодоление. ===
  
Михалкин Игорь
 
 
На протяжении всей своей жизни мы ежедневно общаемся друг с другом. Кому-то это общение дается легко и просто, а кому-то найти общий язык с окружающими кажется не разрешимой задачей. Почему это происходит? Ведь все мы вроде бы разговариваем на одном языке, а значит должны понимать друг друга. Оказывается, в процессе общения не только слова несут смысловую нагрузку – не менее важную роль играют мимика, интонация и жесты человека.
 
 
Психология барьеров общения подразделяется на четыре основных вида: ситуационные, мотивационные, смысловые и психологические барьеры общения.
 
 
Виды барьеров в общении:
 
 
1. Ситуационные барьеры – возникают из-за разного взгляда партнеров на одну и ту же проблему.
 
 
2. Мотивационные барьеры – возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.
 
 
3. Смысловые барьеры – возникают из-за непонимания сути разговора своего собеседника. Трудности и барьеры общения, в этом случае возникают тогда, когда человек не может понять мысль партнера и не улавливает к чему идет разговор.
 
 
4. Психологические барьеры – это своеобразный внутренний барьер, тормозящий человека в общении. Чаще всего он появляется из-за страха быть непонятым, не понравиться собеседнику или нарваться на злобную насмешку со стороны партнера и быть отвергнутым, несмотря на самые искренние проявления добрых намерений.
 
 
Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.
 
 
Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:
 
 
1. Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям.
 
 
2. Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой.Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.
 
Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на вашей карьере, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока вы не решите от них избавиться и не задумаетесь над этим. Практикуйте преодоление барьеров в общении, оказывайте больше внимания собеседнику и проявляйте неподдельный интерес, тогда для вас коммуникативные барьеры навсегда останутся в прошлом.
 
 
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным.
 
 
Для этого необходимо следующее:
 
 
1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
 
 
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
 
 
3. Иметь чувство собственного достоинства.
 
 
4. Уметь контролировать себя в общении.
 
 
5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
 
  
 
==ОРАТОР <br>==
 
==ОРАТОР <br>==
 
Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством. <br>
 
Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством. <br>
  
===1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. ===
+
===1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. ===  
Марьясов Максим
+
  
Самые эффективные упражнения для постановки голоса, на развитие дикции.
+
===2. Как подготовиться к публичному выступлению? ===
 
+
1. Текст для развития дикции.
+
 
+
Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.
+
Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.
+
Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.
+
 
+
 
+
2. Улучшение дикции за короткий срок.
+
 
+
Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционная зарядка. Она состоит из нескольких простых упражнений:
+
 
+
1)Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
+
 
+
2)Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
+
 
+
3)Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
+
 
+
4)Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.
+
 
+
После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.
+
 
+
===2. Как подготовиться к публичному выступлению? ===
+
Керимов Д.С.
+
 
+
В ораторском искусстве существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.
+
Экспромт — выступление без подготовки.
+
План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием новых идей, которые должны быть изложены.
+
Текст выступления — текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
+
Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
+
+
Возможны и комбинации различных способов.
+
  
 
===3. Зачем нужен план выступления? ===
 
===3. Зачем нужен план выступления? ===
Султреков А.А.
 
  
План нужен для того, чтобы приготовить хорошее выступление. План позволяет не держать в голове всё что вы хотите донести до слушающих, не забыть,о чем говорить, и как правильно донести свои мысли до аудитории во время выступления.
+
===4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? ===
 
+
===4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? ===
+
Стрижнев А.А.
+
Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует довольно много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях часто и активно.
+
Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей. Для этого нужны, в том числе, образы, нужны картины: пусть оратор своей речью сделает дело очевидным, представит его образно.
+
Великий английский адвокат 19 века Р.Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».
+
Эстетическое наслаждение Шопенгауэр рассматривает как состояние чистого созерцания и безвольного познания вне времени и иных отношений. Эта мысль, как правило, смутно воспринимается. Однако за тем автор объясняет: «Тогда уже все равно, из-за тюремной решетки или из окон дворца смотреть на заходящее солнце». После пояснения определение автора становится ярким, понятным и запоминающимся.
+
Миль, сравнивая духовную неудовлетворённость и материализм, говорит, что лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей.
+
Ниже представлен список самых распространенных и эффективных риторических оборотов, умение пользоваться которыми будет крайне полезно каждому оратору.
+
  
 
===5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). ===
 
===5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). ===
Злобин В.П.
 
 
Введение выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории.
 
Элементы введения:
 
1) вступительное замечание;
 
2) формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего;
 
3) обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.
 
 
Основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее.
 
Основная часть публичного выступления является наиболее важным его элементом, так как именно в рамках нее оратор излагает свои основные мысли и идеи, приводит аргументы в защиту своей позиции по рассматриваемому вопросу, а также оценивает иные точки зрения. Суть подготовки данного структурного элемента публичной речи во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.
 
 
В заключении оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов.
 
Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов. Заключение также должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.
 
  
===6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. ===
+
===6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. ===
  
 
===7. Как отвечать на вопросы? ===
 
===7. Как отвечать на вопросы? ===
 
Алдар Шожал.
 
  
9 правил ответов на вопросы.
+
===8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? ===
 
+
1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»).
+
 
+
2. Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос (следование правилу 1). Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества (следование правилу 2). Я сейчас дам вам необходимую информацию».
+
 
+
3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.
+
 
+
4. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.
+
 
+
5. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».
+
+
6. Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.
+
 
+
7. Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению. Всего две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.
+
 
+
8. Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку. Сообщите собеседнику, что вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».
+
 
+
9. После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.
+
 
+
===8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? ===
+
Васютин Виталий
+
 
+
Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи. К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления, оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сделает оратор-профессионал?
+
 
+
Прежде всего, сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторить последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть...». Если это не помогло, то следует потянуть время. К примеру, превратить мысль последней фразы в начало новой фразы либо рассказать любопытный случай, как бы сказанный с последней фразой — это и украсит речь, и, возможно, поможет вспомнить ее продолжение.
+
 
+
Если и это не дало результата, то придется ответить себе (и аудитории) на вопрос чисто логический: какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление. Теперь остается комментировать вывод (выводы), и помеха устранена. В противном случае, к сожалению, выступление следует закончить примерно такими словами: «Это в основном все, что я хотел(а) сказать по этому поводу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов(а) дополнить свое выступление».
+
 
+
Как поступить, если оратор оговорился? Такое может случиться с каждым. Следует извиниться перед аудиторией: «Прошу прощения, я, конечно же, имел(а) в виду следующее...» или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Для начала быстро определите,                              меняется ли от этого смысл выступления? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? Отсюда и выбирайте вариант речевого поведения. Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжайте выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из заметивших будут снисходительны к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправиться.
+
 
+
Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыдущий оратор высказал то же самое или прямо противоположное и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удачно приведенную информацию. Если же слушатели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом.
+
 
+
Если из зала послышались реплики, опытный оратор быстро оценит изменение речевой ситуации: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существенно)? В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументированно отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления.
+
  
 
==СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ <br>==
 
==СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ <br>==
Строка 261: Строка 40:
  
 
===1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. ===
 
===1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. ===
 
Каргапольцев А.С
 
 
При написании курсовых и дипломных работ используются речевые обороты и выражения для того, чтобы описать изучаемую тему и точнее её раскрыть.
 
 
Ниже представлены наиболее часто встречающие выражения:
 
 
Достаточно подробно описаны в литературе...
 
 
Так, обращает на себя внимание тот факт, что…
 
 
За рубежом также наблюдается несомненный интерес…
 
 
Для этого воспользуемся…
 
 
Строго говоря,…
 
 
Таким образом, нам остается решить…
 
 
Едва ли есть необходимость рассматривать
 
 
Мы далеки от мысли…
 
 
Поскольку решающими критериями …
 
 
Предположение о наличии…
 
 
По словам авторов их исследование...
 
 
Их можно лучше всего проследить…
 
 
Далее при беглом рассмотрении зарубежных работ…
 
 
Чрезвычайно показателен тот факт, …
 
 
Теоретические расчеты свидетельствуют…
 
 
Наиболее сложным вопросом…
 
 
В этой связи представляет интерес...
 
 
В этой связи характерно высказывание…
 
 
Отсюда можно сделать вывод о том, что…
 
 
Все это определяет необходимость...
 
 
Однако в целом она представляется
 
 
Весьма любопытно…
 
 
Дело в том, что…. В самом деле….
 
 
При этом, как правило...
 
 
Можно без всякого преувеличения сказать, что...
 
 
Однако это положение вряд ли может быть строго доказано…
 
 
Иными словами, задача заключается в том, чтобы выяснить...
 
 
Поэтому не удивительно…
 
 
Нам представляется...
 
 
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что...
 
 
Остается не выясненным вопрос о том..
 
 
Прежде всего требует…
 
 
Совершенно справедливо отмечает…
 
 
Исходя из этого…
 
 
Все это убедительно доказывает…
 
 
Проведенные исследования показали…
 
 
Постараемся лишь выделить…
 
 
Как известно…
 
 
Не менее существенно и то …
 
 
Таким образом, здесь налицо…
 
 
Ее (его) выбор обусловлен тем, что…
 
 
В нашу задачу не входит развернутый критический анализ…
 
 
Чрезвычайно важно…
 
 
Именно поэтому…
 
 
Подробно остановимся на…
 
 
Путем... делается вывод...
 
 
Исходя из особенностей...
 
 
Среди других перед исследователем стоит задача проследить…
 
 
Он изучает только…., оставляя за пределами своего внимания…
 
 
Поясним, что мы имеем в виду…
 
 
Характерно также…
 
 
Поэтому для нас по существу безразлично, как…
 
 
Если при этом учесть…
 
 
Попутно отметим…
 
 
Трудность, перед которой стоит исследователь, заключается в...
 
 
Следует признать, что вопрос… относится к наименее изученным…
 
 
Следует прежде всего иметь в виду…
 
 
Как видно из приведенного примера ниже (выше)…
 
 
В самом деле, если исходить из…
 
 
Теперь рассмотрим…
 
 
Анализ материалов свидетельствует о том, что…
 
 
Разумеется, что...
 
  
 
===2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений). ===
 
===2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений). ===
Борец Виктор
 
Орфоэпия – наука о нормах русского литературного произношения
 
В литературном языке мы ориентируемся на общепринятые образцы – нормы. Нормы свойственны различным уровням языка. Есть нормы лексические, морфологические, орфографические, фонетические. Есть произносительные нормы.
 
 
Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь» ) – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения.
 
 
Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.
 
 
Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.
 
 
Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.
 
 
В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.
 
 
Например, неразличение твердых и мягких согласных
 
 
или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.
 
 
В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.
 
 
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
 
 
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.
 
 
К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.
 
 
Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.
 
 
Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских.
 
 
Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л. В. Щерба, он выделил два стиля произношения:
 
 
1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;
 
 
2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.
 
  
 
===3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования.  ===
 
===3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования.  ===
Пенясов Александр
 
  
Языкове средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
+
=== 4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов. ===
К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.  
+
  
ТРОП (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
+
===5. Чистота речи (способы борьбы со словами-«паразитами») ===
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
+
Различают следующие виды тропов: простейшие; сложные.
+
Определения некоторых тропов:
+
  
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксюморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание.
 
Некоторые лингвисты к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы.
 
Виды языковых средств.
 
Лексические, звуковые и синтаксические.
 
Примеры некоторых языковых средств.
 
Аллегория лекс. Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Прекрасен царскосельский сад,
 
Где льва сразив, почил орел России мощной
 
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
 
Аллитерация звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер
 
В шёлковом шелесте снежного шума...
 
Анафора синт. Одинаковое начало нескольких соседних предложений
 
Берегите друг друга,
 
Добротой согревайте.
 
Берегите друг друга,
 
Обижать не давайте.     
 
Антитеза синт. Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления
 
"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.
 
Ассонанс звук. Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков
 
Мело, мело по всей земле
 
Во все пределы.
 
Свеча горела на столе,
 
Свеча горела...
 
Гипербола лекс. Художественное преувеличение шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
 
Градация синт. Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень,
 
И заволокся дымом весь карьер.
 
Инверсия синт. Нарушение прямого порядка слов Роняет лес багряный свой убор,
 
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)
 
Ирония лекс. Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому                  
 
Граф Хвостов,
 
Поэт, любимый небесами,
 
Уж пел бессмертными стихами
 
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)
 
Существует большое множество языковых средств которых можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной и различать их важно.
 
 
===4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов.===
 
 
Кискоров Тимур
 
 
Все заимствования можно разделить на две группы: оправданные и неоправданные.
 
К. Паустовский считал: «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». И время от времени некоторые люди предпринимали попытки «очистить» русский язык от инославянского влияния. Так, Шишков предлагал заменить заимствования на эквиваленты, созданные при помощи средств русского языка, например, слово галоши заменить на мокроступы. Однако попытки эти не дали значительных результатов. Поэтому многие заимствованные слова прочно вошли в русский язык.
 
Оправданным является заимствование, которое означает в языке то понятие, которого ранее в этом языке не существовало, например, шоколад, галоши, телефон и многих других. Эти вещи вошли в наш мир, и, соответственно, слова, их обозначающие, появились в языке. В основном, оправданные заимствования встречаются в медицине, науке и технике.
 
Заимствования неоднородны по своему составу.  С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова можно разделить на группы:
 
1) слова-термины, например, экономические: оффшор, (офф-шор) оффшорные деньги, оффшорная зона в значении «свободный», от англ. off-shore «находящийся на расстоянии от берега, в открытом море».
 
(«Оффшорные деньги - это огромная сила»,  [8]);
 
роуминг - «распространение; возможность широкого использования», от англ. to roam «странствовать, скитаться» («Роуминг по всему миру»,- из рекламы мобильных телефонов по ТВ).
 
Прочно вошли в русский язык некоторые политические термины английского происхождения, например, спикер - председатель парламента, от англ. speaker — «оратор»; инаугурация - церемония вступления в должность президента страны, от англ. inauguration -«вступление в должность»; рейтинг -оценка, от англ. rating - «оценка, отнесение к тому или иному классу, разряду».
 
В связи с широким распространением компьютеров вошли в русский язык слова-термины, связанные с компьютерной техникой, например: сайт (от англ. site) - местоположение, местонахождение; файл (от англ. file) - регистратор; досье, дело; подача какого-либо документа и др.
 
2) названия некоторых бытовых предметов: 
 
миксер (от англ. mixer) - смешивающий аппарат или прибор; тостер (от англ. toaster) - приспособление для поджаривания тостов;  ростер (от англ. roaster) -жаровня; шейкер (от англ. shaker) - сосуд для приготовления коктейлей.
 
3) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными в последнее время, например:
 
боулинг — игра, в которой пущенным по полу шаром необходимо сбить стоящие группой кегли, от англ. bowl - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание», от англ. to dive - «нырять, погружаться в воду» (отсюда дайвер - любитель подводного плавания, водолаз); скейтборд - катание на доске с роликами, от англ. skate - «катание на коньках, скольжение» и board «доска»;
 
сноуборд - катание на доске по снегу, от англ. snow «снег» и board «доска»; 
 
байкер - велосипедист; мотоциклист, от англ. bike — сокращ., разг. от bicycle «велосипед»; фитнес - от англ. fitness — «соответствие» (от to be fit «соответствовать, быть в форме» и другие.
 
Таким образом, оправданные заимствования заполняют собой пустые ниши в языке, они обозначают те понятия, для которых слов в языке ещё не придумано. Однако в русском языке, который по праву считается богатейшим языком, следует стремиться к тому, чтобы после введения новых понятий, а с ними и слов, в язык вводились русские слова, обозначающие эти новые понятия.
 
 
===5. Чистота речи (способы борьбы с нозализмами, словами-«паразитами», сленгом, жаргоном). ===
 
Канзычаков Алексей
 
 
Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.
 
 
Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.
 
 
Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.
 
 
Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную .
 
 
Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.
 
 
Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
 
 
Можно сделать вывод, что точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и (или) системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.
 
 
Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:
 
 
1) экстралингвистическое условие – знание предмета речи;
 
 
2) собственно лингвистическое – знание языка, его системы, возможностей;
 
 
3) условие, опирающееся на два предыдущих – умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.
 
 
Следующее качество речи – логичность . Она связана с точностью, но вместе с тем четко отличается от нее. Точность является предварительным условием логичности. Неточная логичность не может быть логичной.
 
 
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
 
 
Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:
 
 
1) логичность понятийная;
 
 
2) логичность предметная.
 
 
Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.
 
 
Условие логичности:
 
 
1) экстралингвистическое условие – овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;
 
 
2) структурное условие, или собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
 
 
Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.
 
 
Разрушают чистоту речи следующие средства:
 
 
1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;
 
 
2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;
 
 
3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
 
 
4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;
 
 
5) слова-паразиты, засоряющие речь ( так сказать, значит, как бы ).
 
 
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типологии выразительности пока не существует. Есть несколько оснований, различающих выразительность речи. Первое основание – ситуация общения. Например, выразительность речи учителя не совпадает с выразительностью речи оратора и т. д. Но при этом в любых условиях общения нужна выразительность! Другое основание – структурные области языка. Выделяется выразительность произносительная, акцентологическая, выразительность лексическая, интонационная и стилевая (или стилистическая).
 
 
Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:
 
 
1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;
 
 
2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;
 
 
3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
 
 
4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;
 
 
5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.
 
 
К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.
 
 
Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Существует типология интонации. Они соответствуют разным синтаксическим структурам, их «актуальному» членению, т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом. Нужно заметить, что, усваивая язык, мы лучше всего усваиваем типы изменений тона по высоте. У нас больше свободы в возможностях варьирования тембра, темпа, силы, пауз.
 
 
Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».
 
 
Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.
 
 
Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д. Сюда относится и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, находящихся в активном языковом запасе человека.
 
 
Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.
 
 
Другое коммуникативное качество речи – ее уместность .
 
 
Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Уместность регулирует в конкретной языковой ситуации содержание таких качеств, как точность, чистота, выразительность. Уместность относят к функциональным качествам, в ее основе – идея целевой установки высказывания. С этой точки зрения уместность – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания. Выделяют несколько видов уместности:
 
 
1) уместность стилевая;
 
 
2) контекстуальная;
 
 
3) ситуативная;
 
 
4) личностно-психологическая.
 
 
Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»
 
 
Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Этот критерий очень близок первому. Случается, языковое средство, неприемлемое для определения стиля, условий общения, в конкретном контексте уместно. Пример: отглагольные существительные. Они наиболее часто употребляются в деловой и научной речи, но неуместны для многих других стилей. Но не всегда, например, отглагольные существительные хуже глагола. Здесь важным является чувство соразмерности.
 
 
Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.
 
 
Во время общения необходимо учитывать характер собеседника, его психологические качества. Это поможет донести информацию до собеседника. Соотнося рассмотренные качества с разговорной речью, следует заметить следующее:
 
 
1) разговорная речь менее других стилей речи требовательна к правильности, логичности и точности;
 
 
2) разговорная речь под влиянием бестактности, невоспитанности может превращать в противоположность такое качество, как уместность;
 
 
3) не очень требовательна разговорная речь и к ее чистоте;
 
 
4) важными качествами разговорной речи стали ее выразительность и богатство. Это объясняется внеязыковыми факторами – неофициальностью и непосредственностью общения.
 
 
Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить многостороннюю действенность речи.
 
  
 
==РЕЦЕНЗЕНТ <br>==
 
==РЕЦЕНЗЕНТ <br>==
 
Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний. <br>
 
Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний. <br>
  
===1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии). ===
+
===1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии). ===
  
Рожнов Влад
+
===2. Вопросы для рефлексии самого выступающего. ===
 
+
I Оценка содержательной стороны выступления:
+
 
+
1.    Понравилось ли выступление.
+
 
+
2.    Соответствует ли оно заявленной теме.
+
 
+
3.    Интересно выступление и не слишком ли оно длинное.
+
 
+
4.    Установлен ли контакт с аудиторией.
+
 
+
5.    Продуман ли план.
+
 
+
6.    Весь ли материал относится к теме.
+
 
+
7.    Примеры, статистика.
+
 
+
8.    Используются ли наглядные средства.
+
 
+
9.    Формулировка задач или призыв к действию.
+
 
+
10.    Вдохновило ли выступление слушателей.
+
 
+
II Оценка культуры речи выступающего.
+
 
+
1.    Соответствует ли речь нормам современного русского языка.
+
 
+
2.    Какие ошибки были допущены.
+
 
+
3.    Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую.
+
 
+
III Оценка ораторской манеры выступления.
+
 
+
1.    Манера держаться
+
 
+
2.    Жесты, мимика.
+
 
+
3.    Контакт с аудиторией.
+
 
+
4.    Звучание голоса, тон голоса.
+
 
+
5.    Темп речи.
+
 
+
===2. Вопросы для рефлексии самого выступающего.===
+
  
 
===3. Вопросы к рецензированию текста речи. ===
 
===3. Вопросы к рецензированию текста речи. ===
Кожанов Вадим
 
 
Рецензирование — процедура рассмотрения научных статей и монографий учёными-специалистами в той же области. Цель рецензирования до публикации — убедиться в точности и достоверности изложения и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто воспринимаются с недоверчивостью профессионалами во многих областях.
 
Для осуществления рецензии
 
 
Структура рецензии:
 
 
- тема или наименование рецензируемой работы;
 
 
- её автор;
 
 
- актуальность и правильность выбранной темы;
 
 
- удачность обзора литературы;
 
 
- использование системы доказательств;
 
 
- полнота раскрытия проблемы;
 
 
- результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;
 
 
- наличие чётких выводов;
 
 
- использование научного аппарата;
 
 
- качество оформления работы;
 
 
- недостатки, имеющиеся в работе;
 
 
- вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).
 
 
Исходя из этой структуры, можно легко составить вопросы к рецензированию текста речи.
 
 
===4. Приемы снижения негативного воздействия замечаний.===
 
 
Анисова Полина
 
 
Замечания имеют много общего с критикой потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. С другой стороны, замечания имеют и положительные моменты, так как показывают, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о деле, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Просто необходимо овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений. Рассмотрим некоторые приемы, позволяющие снизить негативное воздействие замечаний:
 
 
- «сжатие» нескольких замечаний
 
 
(как показывает опыт деловой коммуникации, целесообразно не отвечать на каждое замечание в отдельности, а, объединив их вместе, ответить на них одной фразой);
 
 
- одобрение плюс уничтожение
 
 
(если вам сделаны объективные замечания в корректной форме, то можно снизить их значимость сначала согласившись с ними, а затем, развернув дополнительную аргументацию, подтвердить свое прежнее высказывание);
 
 
- перефразирование
 
 
(создавая новую речевую конструкцию, вы повторяете слова партнера, смягчая его замечание и нейтрализуя его смысл);
 
 
- «эластичная оборона»
 
 
(если вас засыпают замечаниями и возражениями, да еще в некорректной форме, то лучше не отвечать на замечания, а продолжая взаимодействие, раскручивать дискуссию дальше и, в случае возвращения партнера к критике, помнить, что она уже утратила свою актуальность );
 
 
- принятие замечания
 
 
(не следует парировать замечания субъективного характера, лучше согласиться с ними, отказав партнеру в ответе);
 
 
- сравнение
 
 
(используя вместо прямого ответа сравнения из знакомой партнеру области знаний можно легко нейтрализовать высказанное замечание);
 
 
- метод опроса
 
 
(вместо ответа на критические замечания, ставьте перед партнером вопросы, отвечая на которые, он сам даст ответы на свои замечания);
 
 
- отсрочка
 
 
(так как со временем острота замечания снижается, целесообразно использовать прием отсрочки: «Позвольте вернуться к этому вопросу позднее…»).
 
  
Эти примеры помогут вам снизить негативное воздействие замечаний на ваше выступление
 
  
 
==ДИЗАЙНЕР <br>==
 
==ДИЗАЙНЕР <br>==
Строка 737: Строка 64:
  
 
===1. Требования к оформлению электронных презентаций. ===
 
===1. Требования к оформлению электронных презентаций. ===
 
Абдулов Тимур
 
 
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
 
 
Общие требования к презентации:
 
 
1. Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более 2-3 минут.
 
 
2. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3/4 площади экрана, т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.
 
 
3. Дизайн должен быть простым и лаконичным.
 
 
4. Каждый слайд должен иметь заголовок.
 
 
5. Слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации.
 
 
6. Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие а докладе, и т.д.
 
  
 
===2. Требования к оформлению раздаточного материала. ===
 
===2. Требования к оформлению раздаточного материала. ===
 
Тюлюш Кан-Шимет
 
 
Для успешной защиты диплома студенту необходимо приготовить: дипломный доклад, презентацию и раздаточный материал. Именно о последнем атрибуте успешной защиты мы и хотим с Вами поговорить. Цель "раздатки" - помочь преподавателям усвоить смысл проделанной Вами работы. А значит от того, на сколько правильно будет подготовлен раздаточный материал, зависит оценка. Давайте разберем как его правильно писать.
 
Раздаточный материал должен полностью соответствовать защитной речи (докладу) и при этом являться наглядной иллюстрацией самых важных моментов дипломной работы. Его задача – максимально раскрыть тему вашего исследования.
 
Успешная защита во многом зависит от грамотного выбора материала и его компактного размещения. Структура раздаточного материала соответствует структуре диплома:
 
 
1.Титульный лист.
 
 
2.Введение: занимает не более половины страницы и включает два-три абзаца.
 
 
3.Первая глава: на одном листе размещаем цель исследования и его задачи, на втором формулируем ключевые термины.
 
 
4.Вторая глава: для её представления необходимы графические материалы, из которых комиссия может сделать выводы о вашей аналитической работе и увидеть её результаты.
 
 
5.Третья глава: здесь следует эффектно проиллюстрировать ваши собственные разработки.
 
 
6.Заключение: демонстрация выводов по исследованию, занимает не более половины страницы.
 
 
В состав раздаточного материала может войти часть графических материалов из самой дипломной работы: схемы, таблицы, рисунки. Но выбирать следует только те, которые максимально полно представляют анализ, проведенный в исследовании.
 
Объем раздаточного материала может составлять от 5 до 15 страниц -  в зависимости от специфики работы.
 
Во время своего выступления Вы должны направлять преподавателей к визуальному подтверждению информации, которую произносите. Например, "На слайде номер 6 представлена таблица с основными финансовыми показателями компании за последние три года.
 

Текущая версия на 12:23, 8 ноября 2018

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломную работу. Этот проект поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты дипломной (курсовой) работы. Разные специалисты представят свою точку зрения. Задача студентов – разработать рекомендации студентам, готовящимся защищать свою работу.

Содержание

[править] ПСИХОЛОГ

Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

[править] 1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением.

[править] 2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления.

[править] 3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией.

[править] 4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего).

[править] 7. Барьеры в общении, их преодоление.

[править] ОРАТОР

Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.

[править] 1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции.

[править] 2. Как подготовиться к публичному выступлению?

[править] 3. Зачем нужен план выступления?

[править] 4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)?

[править] 5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения).

[править] 6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении.

[править] 7. Как отвечать на вопросы?

[править] 8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления?

[править] СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ

Говори грамотно! Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

[править] 1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы.

[править] 2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений).

[править] 3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования.

[править] 4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов.

[править] 5. Чистота речи (способы борьбы со словами-«паразитами»)

[править] РЕЦЕНЗЕНТ

Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

[править] 1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии).

[править] 2. Вопросы для рефлексии самого выступающего.

[править] 3. Вопросы к рецензированию текста речи.

[править] ДИЗАЙНЕР

Обеспечь наглядность своего выступления! Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

[править] 1. Требования к оформлению электронных презентаций.

[править] 2. Требования к оформлению раздаточного материала.

Персональные инструменты
Инструменты