Учебный проект Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(3. Зачем нужен план выступления?)
(3. Зачем нужен план выступления? Шамбер)
Строка 108: Строка 108:
  
 
===3. Зачем нужен план выступления? Шамбер===
 
===3. Зачем нужен план выступления? Шамбер===
 +
 +
 +
Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.
 +
 +
Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.
 +
 +
Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.
 +
 +
Правило второе: речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.
 +
 +
Правило третье: внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.
 +
 +
Правило четвёртое: информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.
  
 
===4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? Журкин  ===
 
===4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? Журкин  ===

Версия 13:24, 21 февраля 2018

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломную работу. Этот проект поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты дипломной (курсовой) работы. Разные специалисты представят свою точку зрения. Задача студентов – разработать рекомендации студентам, готовящимся защищать свою работу.

Содержание

ПСИХОЛОГ

Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением. Пикулёв

Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.

Боязнь сказать глупость или оговориться.

Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы.

полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене: Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.

В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.

На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.

При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям: Уделите должное время подготовке к выступлению. Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить. И не нужно думать, что этот аспект никто не прорабатывает. Наоборот, чем больше, человеку приходится выступать на публике, тем больше он понимает насколько важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.

Бесстрашная публичная речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, зрители подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления. Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы. Оставьте паузы как будто так и было задумано, иначе создастся впечатление, что вы что-то забыли.

Поменяйте менталитет и задайте себе вопрос: «Для чего я сейчас стою на сцене?». Когда внимание обращено на себя т. е. думаете о том, как выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начинаете волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с беспочвенной фобией.

2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления. Акулов

Овладеть «языком движений — это во многом овладеть вниманием слушателей: движение — один из главных факторов внимания. Психологи утверждают, что человек способен ощущать те эмоции, которые испытывает окружающие. У слушателей (или зрителей) напрягаются те же мышцы, что и у человека, на которого они смотрят. Нужно владеть движениями своего лица и тела, чтобы использовать их в качестве эффективных средств воздействия.

Чем живее чувство, тем сильнее движение.

Движение должно быть естественно и разнообразно.

Поза, жесты, выражения лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит — варьировать, меняться.

Поза оратора.

Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перевести на другую ногу. Руки свободно опущены. В процессе речи можно сделать шаг — другой в сторону, подойти ближе к аудитории. Но не нужно метаться из стороны в сторону или ходить, «заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору».

«Если вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над столом. Руки свободно лежат на столе или на коленях — они готовы к жестам. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад — это позволяет легко и красиво встать, если понадобится. … не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула, это нарушит всю область пантомимического общения».

Жесты.

Жесты должны быть ваши, собственные, а не заученные. Избавляться надо от «манеризмов» — непроизвольных движений, которые мешают слушать (когда человек трогает себя за нос, поправляет волосы, вертит ручку, нервно смеется, хмурится и т.д.)

Помните, что по направлению движений рук можно определить характер эмоций: «взлетающие» движения говорят о подъеме чувств, «падающие» — сверху вниз — о печали, подавленности. Одновременное падение обеих рук выражают безнадежность, тупик.

Если жестикуляция правой руки начинает сопровождаться синхронными движениями левой, интенсивность воздействия на слушателей возрастает.

На протяжении выступления надо время от времени менять направления своего взгляда, будто бы направляя туда свои слова. Нельзя на протяжении всего выступления говорить, втупивши взгляд, например, у слушателей первого ряда по правую сторону. Если вы время от времени меняете направление взгляда, то слушатели во всех уголках зала ощущают, что вы обращаетесь именно к ним.

Внимание слушателей рассеивается, если оратор бегает. Запомните, что любые движения, позы, жесты и мимика оправданы лишь в том случае, если они не предрасполагают к себе чрезмерного внимания. Если же они впадают в глаза, то будут отворачивать внимание слушателей от основного содержания речи.

3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией. Монгуш

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы, перед началом выступления пока, люди не сосредоточились. Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим. Одна из важных составляющих успешного выступления- умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.Зрительный контракт-это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории-на сколько аудитория поняла сказанное. Как это делается? Заняв необходимую позицию для выступления, мы, не спеша переходим к делу. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального контакта с аудиторией. Мы должны продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. А если зал большой,то нужно имитировать зрительный контакт. Замерев осмотреть зал слева направо. И только выдержав паузу начинать своё выступление. Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так смотрит на нас, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает свою речь. Дождитесь, пока на вас посмотрят и те,кто почти никогда не поднимает глаз на оратора,-установите зрительный контакт с ними. Как-бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его не обходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приёмов: 1) Вопросно-ответный приём. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения,выясняет их и приходит к определённым выводам. 2) переход от монолога к диалогу или полемике позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. 3) приём создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "почему?" что стимулирует их познавательную активность.

4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего). Ондар

Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе, т.е. они хотят сразу составить мнение об ораторе — поло­жительное или отрицательное — и, сами того не осозна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Поэтому, когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чи­сто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, от­топыривающих карманы, и убрать торчащие из боково­го кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

7. Барьеры в общении, их преодоление. Доктугу

•Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – «какие же все мужики одинаковые», – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер, необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. •Логический барьер – это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. -Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. -Будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.

ОРАТОР

Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.

1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. Карамнов Иван

2. Как подготовиться к публичному выступлению? Лубошникова Кристина

Публичное выступление - выступление перед слушателями с целью убеждения, информирования и, возможно, провокации. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную, так и узконаправленную аудиторию.

Цель оратора - расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений.

В ораторской деятельности насчитывают 4 вида выступлений: 1) рассказ экспортом - выступление перед аудиторией без предварительной подготовки. 2) составление конспекта - тезисы, использующиеся при сообщении 3) текст сообщения - составление текста, который вы читаете при выступлении 4) заучивание наизусть - вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая требования слушателей.

Правила хорошего выступления: 1) дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас. 2) обозначьте идею рассказа. Основа должна быть краткой. 3) разбейте выступление на логические части. соблюдение пауз между ними обязательно. 4) используйте риторические вопросы 5) выделите для себя ключевые слова из текста. по ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. 6) подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни. 7) дополните рассказ подходящими фото и видео. 8) ведите диалог с аудиторией. периодически задавайте людям вопросы. 9) особое внимание уделите вступительной части и заключению. 10) не растягивайте рассказ и учитывайте отведенное время. 11) не забывайте поддерживать зрительный контакт перед аудиторией.

3. Зачем нужен план выступления? Шамбер

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом – слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое: аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе: речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье: внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое: информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? Журкин

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории.

5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). Баласов

Цель речи — это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.

Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определенного действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека.

Эта классификация речей не потеряла своей актуальности до настоящего времени и лежит в основании многих современных риторических концепций, а некоторые ученые предлагают к ней полностью вернуться. (Ср., например: [89], [70] и др.) Однако более обоснованным представляется считать эпидейктические, судительные и совещательные рассуждения формами аргументации воздействующей речи: "Правильное построение аргументации предполагает последовательное развертывание эпидейктических, судительных и совещательных высказываний: сначала вырабатываются и принимаются общие места, затем устанавливаются и оцениваются факты, наконец, на основе фактов выдвигаются и обсуждаются предложения и принимаются решения."[18, 43]

6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении.

7. Как отвечать на вопросы? Кидикеов О.И.

– Помним о необходимости установить договоренность в регламенте о том, когда и как задавать вопросы. – Помним о необходимости после выступления объявить блок вопросов и ответов, к примеру: «Я закончил, если у вас имеются какие-то вопросы – я готов с радостью на них ответить!» – В процессе подготовки к выступлению берем нашу финальную запись на диктофон или камеру и, прослушав ее, задаем вопросы сами себе. Записываем их. – Показываем или даем прослушать нашу запись друзьям, коллегам или родственникам. Просим их задать максимальное количество вопросов. Записываем их. – Если есть возможность выступить перед друзьями, коллегами или родственниками, желательно не теми, кто видел или слушал запись – выступаем. Просим задать вопросы. Записываем их. – В получившемся списке вопросов находим повторы. Например, вы сами задали себе вопрос, и схожий задал кто-то из вашего окружения – на такие готовим ответы в первую очередь. Затем готовим ответы на все остальные. Ответ готовим не в письменном виде, а тезисами, как и все выступление в целом

8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? Сембирии

1. В помещении доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите поближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, реагирует, лучше всего среагировать на нее тоже – как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане. 2. В дверь все время заглядывают посторонние. Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. 3. Слушатели опаздывают, все время входят в аудиторию. Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если е вошла группа – лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. 4. В помещении стало душно. В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут, минимальные перерывы эффекта не дают. Можно также сократить свое выступление. Неполадки в деятельности оратора Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте – вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки – сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории, это главное.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ

Говори грамотно! Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. Киргинеков

Как написать хорошую речь и не опозорится? В первую очередь у Вас должна быть готова вся дипломная работа. Весь материал Вам нужно будет брать из Вашей дипломной работы. Чтобы хорошо составит речь на защиту диплома, нужно учесть следующие рекомендации.

Речь должна состоять из: обращения к комиссии, темы дипломной, вступления, описания актуальности, объекта, предмета, задач исследования, ссылок на листы презентации (или раздаточного материала), выводов и заканчивается словами благодарности комиссии.

Разберем каждый пункт текста речи по отдельности. В речи все также в такой последовательности, как мы описываем ниже

Обращение к комиссии и тема диплома. «Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему: АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Вступление это несколько предложений по теме (их можно взять из введения или самой работы). Описание актуальности работы. Слово «Актуальность работы» выделите жирным. После вступления Вы пишите и обосновываете актуальность исследования. Два три предложения, все зависит от темы и ее подтверждения. Может быть и 4-5 предложений. Из введения возьмите объект, предмет и задачи исследования. Они должны обязательно быть в речи дипломной работы. Их тоже необходимо выделить жирным. Написать ссылки на слайды презентации или раздаточного материала у каждого ВУЗа по-разному. Вы пишите «На слайде №2 ………. и даете пояснение содержанию слайда». Переходим к выводам, их можно взять, как из самой работы, так и с заключения. Обязательно в самом конце отступив пару строк напишите: «Благодарю за внимание». Форматирование и выделение делайте, так как мы тут написали. Требования к объему речи бывает разное, это можете уточнить в институте. Обычно речь 1.5-2.5 листа.

2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений).

3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования. Третьякова

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средствахудожественной выразительности помогают автору создать художественный образ, ачитателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов. Бутонаев

В отношении к заимствованным словам нередко сталкиваются две крайности: с одной стороны, перенасыщение речи иностранными словами, с другой – отрицание их, стремление употребить только исконное слово. При этом в полемике часто забывают о том, что многие заимствованные слова совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственным наименованием соответствующих реалий. Отсутствие научного подхода к проблеме освоения иноязычной лексики проявляется и в том, что ее употребление порой рассматривается в отрыве от функционально – стилевого закрепления языковых средств: не учитывая, что в одних случаях обращение к иноязычным книжным словам стилистически не оправданно, а в других – обязательно, так как эти слова составляют неотъемлемую часть лексики, закрепленной за определенным стилем, обслуживающим ту или иную сферу общения.Терминологическая система права выступает своеобразным центром, объединяющим все структурные элементы и стилистические срезы юридического языка. Из общего юридического массива выкристаллизовываются наиболее удачные и точные термины, обозначающие важнейшие юридические понятия, которые приобретают статус нормативно-правовых, а затем используются во всех сферах юридической деятельности, во всех видах нормативно-правовых актов. Основу терминологической системы права образуют научные термины, которые изменяются и развиваются с развитием юридической науки.

5. Чистота речи (способы борьбы со словами-«паразитами»)Винидиктова Вика.

Слова-паразиты в лингвистическом понимании - это явление, выраженное в применении слов, лишенных смысловой нагрузки, в определенном контексте. Нельзя утверждать однозначно, что небольшой словарный запас является причиной присутствия в речи человека слов-паразитов. Слова-паразиты существуют не только у людей, которые якобы безграмотны. У некоторых очень грамотных и вполне культурных людей таких слов очень много. Для борьбы со словами-паразитами выделяют следующие методы:

- Устраните причины, способствующие употреблению слов-паразитов. При волнении старайтесь употреблять простые предложения. Если нечего сказать - сделайте паузу или глубоко вдохните и выдохните.

- Сосредоточьтесь на предмете разговора. Если тема интересна, и человек эмоционально задействован в ней, количество слов-паразитов заметно уменьшается.

- Контроль со стороны. Попросите друзей или родственников делать Вам замечания после произнесения очередного слова-паразита.

- Выделяйте ключевые моменты и будьте кратки. Если Вы готовитесь к выступлению, заранее определите ключевые моменты и аспекты, на которые обращается пристальное внимание. Это позволит Вам быть готовым к возможным вопросам.

- Не стоит бояться пауз в речи и заменять их междометиями. Паузы придают речи весомость. Создается впечатление, что человек глубоко обдумывает заданный вопрос или высказывание оппонента.

РЕЦЕНЗЕНТ

Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии). Никитенко Фёдор

Основными критериями оценки ВКР являются:

- соответствие содержания работы теме исследования, по­ставленным целям и задачам;

- четкость и логическая обоснованность в постановке целей и задач ВКР;

- использование научного аппарата (понятия, законы, методы);

- полнота использования источников, отечественной и ино­странной специальной литературы по рассматриваемым воп­росам;

- качество теоретической части работы (библиографическая база, наличие конкретных ссылок на первоисточники);

- полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования;

- использование обширных источников информации (опера­тивная информация, материалы отчетности предприятий, орга­низаций, госархива);

- наличие программного обеспечения работы (современные компьютерные программы и др.);

- обоснованность привлечения средств и методов решения поставленных задач;

- наличие элементов творчества, применения современной методологии исследования;

- самостоятельность суждений, оценок, выводов;

- умение анализировать и интерпретировать полученные ре­зультаты;

- научное, методическое и практическое значение предложе­ний, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения;

- стиль, язык изложения материала (ясность, четкость и гра­мотность изложения материала);

- качество оформления работы;

- практическая значимость разработок;

- наличие экономического обоснования предложенных ре­шений;

- реальность ВКР (связь с решением управленческих, произ­водственных задач конкретных организаций);

- умение грамотно, стройно логично и обоснованно излагать свои мысли, анализировать проводимые расчеты, умение гра­фически представлять выявленные показатели;

- умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам квалификационной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов;

- апробация ВКР (внедрение в практику, наличие авторских пуб­ликаций по теме, выступления по теме на конференциях (и др.).

2. Вопросы для рефлексии самого выступающего. Бабердин Р.

Рефлексия — это самоанализ, самооценка. Прежде чем идти на защиту диплома, студенту необходимо проанализировать всю свою работу. Ему важно понимать, какие вопросы на защите диплома могут быть и к чему следует основательно подготовиться. Студент может и сам подтолкнуть преподавателя к определённому вопросу, но для этого нужно во время доклада в некоторых разделах оставить недосказанность. Тогда члены комиссии возьмут на заметку и обязательно спросят то, о чём не было сказано. Только при такой хитрости важно не перестараться, так как преподаватели могут решить, что недостаточно раскрыта тема. Как правило, на защите диплома затрагиваются такие вопросы: Основные определения по теме диплома; формулы; цифры; тезисы; цитаты; основные выводы. Главное для студентов не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько дипломник может раскрыть тему.

3. Вопросы к рецензированию текста речи.Паначев Дмитрий

Рецензия (отзыв о научной работе) — это работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты рецензируемого исследования. Особое внимание обращают на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность принятых методов исследования, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность.

При составлении рецензии обычно придерживаются такой последовательности:

— обоснование необходимости (актуальность) темы исследования;

— оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля;

— последовательность изложения результатов исследования;

— оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи изложения (рекомендации о сокращении или дополнении);

— общие выводы; итоговая оценка исследования.

Критика рецензента должна быть принципиальной, научно обоснованной, взыскательной, но вместе с тем и доброжелательной, способствующей улучшению исследования.

Доклад или сообщение содержат краткое изложение основных научных положений автора, их практическое значение, выводы и предложения. Время доклада 10. ..20 мин, аргументация должна быть краткой и четкой. Необходимо выделять основную идею доклада, не нужно детализировать отдельные его

положения.

Не рекомендуется доклад (сообщение) читать перед аудиторией, его используют лишь для справок, чтения цитат. Эмоциональность, убежденность докладчика, его умение полемизировать обеспечивает контакт с аудиторией, внимание слушателей. Главным в научном докладе является содержание и научная аргументация.


Выразительность и доходчивость речи при изложении доклада в большой мере зависит от темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Докладчику необходимо следить за правильностью литературного произношения, употреблять слова в соответствии с их смыслом.

Отвечать на вопросы следует кратко, по существу, проявлять скромность в оценке своих научных результатов, выдержанность и тактичность даже в случае резких выступлений оппонентов. Самокритичность и уважительное отношение к деловой товарищеской критике — важное условие устранения недостатков в исследовании.

В ряде случаев по докладу составляют тезисы, в которых кратко (1—2 страницы) излагают главную идею, основу доклада и необходимую аргументацию. Научный работник должен уметь выступать с кратким и четким докладом, вести научную дискуссию, убедительно аргументировать свои научные положения. Это умение вырабатывается систематической настойчивой работой над рефератами, докладами и выступлениями перед научными коллективами.

ДИЗАЙНЕР

Обеспечь наглядность своего выступления! Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

1. Требования к оформлению электронных презентаций. Василенко

Рекомендации по дизайну презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида. Текстовая информация размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст); цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза; тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем; курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде; желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления; цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда; иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом; если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации; необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным; если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.; не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта; оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части; все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде информационных блоков не должно быть слишком много (3-6); рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда; желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга; ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить; информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо; наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда; логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста. После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

2. Требования к оформлению раздаточного материала. Бабич И.С.

Требования к раздаточному материалу Раздаточный материал к дипломной работе должен соответствовать некоторым требованиям. В первую очередь, разумеется, содержание должно отражать тему доклада. Если вы включаете в раздаточный материал изображения, то они должны быть качественными. Члены комиссии должны понимать, что иллюстрируют картинки. Текст должен быть структурирован, разбит на абзацы. Отнеситесь к этой работе ответственно. Грамотно составленный раздаточный материал даст понять членам комиссии, что вы самостоятельно писали работу и глубоко изучили тему. Запомните, что не стоит перегружать членов комиссии информацией и раздаточным материалом. Все должно быть четко и лаконично. Образец Сейчас мы разберем образец раздаточного материала к дипломной работе. Титульный лист должен содержать следующую информацию: 1. Наименование вуза. 2. Название кафедры. 3. Наименование документа. 4. Тема дипломной работы. 5. ФИО автора. 6. ФИО дипломного руководителя. 7. Город и год. Не ставьте подписи и нумерацию на титульном листе. Далее по желанию можно вставить аннотацию и оглавление вашей работы. Только после них можно размещать вспомогательные материалы (схемы, таблицы, рисунки, графики и так далее). Вверху необходимо проставить нумерацию «Лист 1», «Лист 2» и так далее. По центру листа поместить материал одного приложения и ниже подписать.

Персональные инструменты
Инструменты