Учебный проект Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. Калинин Д.)
(5. Способы добиться расположения аудитории.Бирюков)
Строка 87: Строка 87:
  
 
===5. Способы добиться расположения аудитории.Бирюков===
 
===5. Способы добиться расположения аудитории.Бирюков===
 +
 +
 +
Приобретение расположения аудитории – это способность выступающего сформировать хорошее отношение и симпатию  к излагаемой информации и к себе.
 +
Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать выступающего: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится выступающий). Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.
 +
Выступающему необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время изложения матириала, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.
 +
Тщательно готовить выступление и продумывать его композицию. Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить тему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.
 +
При подготовке к выступлению оратору необходимо следовать следующим советам:
 +
• готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет;
 +
• начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели;
 +
• речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовку). Бывает, что начало неумеренно затянуто, а финал представляет собой судорожные дополнения к основной части. Произнося речь, выступающий должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону;
 +
• в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите;
 +
• речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратору следует уметь импровизировать на основе собственного текста;
 +
• очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;
 +
• нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;
 +
• не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д.
 +
• Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.
 +
Выступающий должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).
  
 
===6. Способы расслабления и восстановления своих внутренних ресурсов. Михайлов===
 
===6. Способы расслабления и восстановления своих внутренних ресурсов. Михайлов===

Версия 21:12, 5 апреля 2016

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломную работу. Этот проект поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты дипломной (курсовой) работы. Разные специалисты представят свою точку зрения. Задача студентов – разработать рекомендации студентам, готовящимся защищать свою работу.

Содержание

ПСИХОЛОГ

Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением. Коныжев

Преодоление волнения перед публичным выступлением

Справиться с волнением (особенно в начале выступления, когда оно сильнее всего) помогает следующий прием: переключите внимание аудитории со своей персоны на что- нибудь или кого-нибудь еще. Для этого существуют два способа:

1.Поместите перед аудиторией какие-либо наглядные материалы и попросите людей обратить на них внимание. Это позволит вам преспокойно рассказывать о том, что изображено на схеме или таблице, в то время как взгляды слушателей будут направлены не на вас.

2. Начните свое выступление вопросом к аудитории.

Например, если ваше выступление посвящено росту насилия в современном мире, можете спросить: «Кто из вас обеспокоен ростом насилия в обществе?» Слушатели поднимут руки.

Затем можно задать вопрос кому-то конкретно: «Вот вы, молодой человек в третьем ряду, что кажется наиболее тревожным именно вам?» В результате все взгляды обратятся на этого человека. Можно продолжать в том же духе и попросить еще кого-нибудь из аудитории высказать свое мнение, пока ваше начальное волнение не уйдет совсем.

Задавайте вопросы и используйте наглядные материалы, чтобы вовлечь аудиторию в слушание и в то же время отвлечь ее внимание от собственной персоны.

Перед началом выступления держитесь спокойно, ваши жесты должны быть неторопливыми и сдержанными. Улыбайтесь. Окиньте взглядом аудиторию. Не торопитесь. Встаньте перед слушателями, улыбнитесь и поприветствуйте их открытым жестом.


Начиная свое выступление, охватите взглядом всех слушали. При небольшой аудитории последовательно устанавливайте зрительный контакт с каждым слушателем. Если аудитория большая, мысленно выделите в ней участки, на которых следует останавливать

взгляд. Эти участки должны быть равномерно распределены по всей аудитории. Если вы не будете регулярно поддерживать зрительный контакт с задними рядами они просто перестанут вас слушать.

Не поддавайтесь искушению при выступлении обращаться все время к одному и тому же человеку в зале (пусть даже тот и открыто демонстрирует вам свое дружелюбие).

Необходимо поддерживать постоянный и интенсивный зрительный контакт больше с теми, кто слушает вас со скучающим и скептическим видом. Этот прием требует определенного усилия воли, но он реально помогает. Человек из зала может быть враждебен к вам, потому что он вообще ко всем людям относится свысока, а может быть, его не устраивает тема или стиль вашего выступления. Если вы станете уделять этому человеку особое внимание, поддерживая с ним зрительный контакт, он почувствует, что вы признаете его значимость,

и станет испытывать к вам большее доверие, а значит, и ваше выступление перестанет вызывать у него столь негативные эмоции.

Не занимайте место на кафедре или за столом. Это создает барьер между вами и слушателями. Не говорите, обращаясь к стене или иллюстративным материалам, не ходите взад и вперед перед аудиторией, не раскачивайтесь и не приподнимайтесь на носки.

При большой аудитории личное пространство равно примерно двенадцати футам (3,66 м), при небольшой аудитории оно меньше.

Во время выступления не следует почесывать кончик носа, теребить мочку уха, звенеть в кармане мелочью, застегивать и расстегивать пиджак - избавьтесь от этих некрасивых привычек, если они у вас есть!

Предпочтительнее стоять, чем сидеть. Когда вы стоите ваш психоэнергетический уровень выше и вы выглядите более авторитетно. Если вы произносите длинную речь или

проводите семинар, всегда начинайте свое выступление стоя, чтобы утвердить свой авторитет перед аудиторией. Сидеть лучше тогда, когда вы хотите завоевать доверие аудитории и стать ближе к слушателям - например, при проведении опроса.

Не стойте, как священник, со сцепленными перед собой руками, и не закладывайте руки за спину, как полицейский! Посмотрите на рисунок: этот человек стоит, уверенно расставив ноги, на его лице улыбка и голова откинута назад - такой язык тела говорит о том, что человек ставит себя выше других.

2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления. Ополев

Жесты человека, выступающего перед аудиторией Жесты человека можно разделить на условные и не условные. Первые чаще всего используются в различных ситуациях жизни – начиная от военного приветствия, заканчивая дирижированием. Не условные жесты, телодвижения представляют интерес с точки зрения выступления перед аудиторией. Разумеется, жесты человека могут быть выражены и руками, и головой, и всем телом. Но несомненно, руки являются самой активной частью тела, если наблюдать жесты, телодвижения во время выступления. Жесты, телодвижения не условного типа можно разделить на четыре вида: Ритмические Передающие Подчеркивающие Указывающие Указывающие жесты оратора довольно просты, и их легко применять. Выступающий прибегает к ним, если нужно указать, например, на диаграмму, схему или рисунок, наглядное пособие. Передающие невербальные жесты подразделяются на эмоциональные, а также изображающие. Последние помогают передать размер или форму объектов, о которых говориться. Язык жестов и мимики славян не чрезмерен, так что при выступлении важно не переусердствовать. Кроме того, указывающими и передающими движениями не следует злоупотреблять еще и потому, что это подсознательно сообщает слушателям: оратору не хватает слов. Ритор, кто прошел обучение ораторскому искусству, и серьезно относится к своей речи, будет все время стремиться к тому, чтобы жесты и мимика подчеркивали, усиливали действие его выступления, а не заменяли слова. Психология мимики и жестов такова, что если оратор будет стремиться обуздывать свои движения, его голос, интонация станет более выразительной. А значит, выступающий получит в свое распоряжение гораздо более результативные и гибкие инструменты. Подчеркивающие жесты оратора призваны выделять основное в речи. Кроме того, они помогают слушателям лучше понять мысль выступающего. Однако подчеркивающие движения должны быть подкреплены интонационно. Отсутствие такого соответствия – частая ошибка начинающих ораторов. Невербальная коммуникация ритмических жестов позволяют аудитории соединиться с оратором, почувствовать его внутренний накал, который выражается в ритмичных движениях, интонации, темпе речи, тоне и значении слов. Мимика и жесты человека, когда он не знает, как ответить на вопрос или выразить свою мысль, также относятся к ритмическим. Это движения неуверенности – поднятое плечо, характерный наклон к нему головы. Такой язык жестов и мимики уместен, когда выступающий отвечает на вопросы, но не может ответить исчерпывающе, и не скрывает этого.

3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией. Бутенко

внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1)Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2)Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

3)Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

4)Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

5)Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

6)Показ практической значимости информации.

7)Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

8)Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

9)Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

10) Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

11) Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего). Найденова

ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ИМИДЖА Составной частью неречевых средств коммуникации является имидж человека, то, как он выглядит в глазах окружающих, один из важнейших элементов которого - манера одеваться. Ключ к умению правильно одеваться в рабочей обстановке - сдержанность. Одежда должна подчеркивать профессиональность и компетентность, быть дополнением к общему внутреннему состоянию и общественному положению человека, служить цели наиболее эффективной передачи сообщений коллегам или подчиненным. Деловую одежду выбирают с учетом фигуры, содержания работы и возраста. Не следует забывать, что одежда может произвести неизгладимое впечатление и даже изменить манеру поведения других людей. Когда человек выражает свои мысли при помощи неязыковых средств общения в дружеской форме, но его одежда демонстрирует и подчеркивает его официальность и некое превосходство по отношению к окружающим, их реакция может быть неоднозначной. Манера одеваться и весь внешний облик человека отражаются на отношении к нему окружающих. Некоторые руководители игнорируют фактор внешнего вида, другие, наоборот, чтут и приветствуют это. Конечно, его описание и правила не содержатся ни в каком пособии. Руководители, обычно, сами того не замечая, устанавливают свой особенный код и манеру поведения в организации. Имидж, который человек создал и считает для себя идеальным, может усиливаться или ослабляться благодаря стилю одежды и внешнему виду. Тут важно все-какие выбраны фасон, цвет и материал для костюмов, как скомбинированы разные части одежды, официальность или небрежность в одежде и т.д. Основные, ключевые моменты в манере одеваться - это выбор цвета и стиля. Собственный вкус может диктовать выбор цветовых гамм и стилей в одежде. И все-таки, еще до того, как человек решил, какой костюм он хочет приобрести, для себя он уже составил представление, для каких целей он его покупает, при каких обстоятельствах будет носить, какое впечатление и в какое время хочет произвести на окружающих. Цвет и стиль костюмов становятся важнейшими чертами его внешнего вида и общего имиджа. Важнейший фактор в выборе одежды - это умение подбирать костюмы или же неофициальный стиль одежды, которые были бы удобными и уместными для той обстановки, где вращается человек. Каждый чувствует себя не очень уютно, если своей манерой одеваться не вписывается в общий стиль одежды работающих рядом людей Поэтому каждому человеку для его собственного блага и успеха необходимо научиться распознавать реакцию других людей на свой внешний вид, ведь в конечном итоге от того, как люди чувствуют себя рядом с ним, как реагируют на его одежду и стиль, зависит и уровень его возможностей, степень доверия к нему и достижение взаимного согласия.


5. Способы добиться расположения аудитории.Бирюков

Приобретение расположения аудитории – это способность выступающего сформировать хорошее отношение и симпатию к излагаемой информации и к себе. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать выступающего: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится выступающий). Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление. Выступающему необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время изложения матириала, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих. Тщательно готовить выступление и продумывать его композицию. Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить тему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента. При подготовке к выступлению оратору необходимо следовать следующим советам: • готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет; • начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели; • речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовку). Бывает, что начало неумеренно затянуто, а финал представляет собой судорожные дополнения к основной части. Произнося речь, выступающий должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону; • в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите; • речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратору следует уметь импровизировать на основе собственного текста; • очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца; • нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать; • не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д. • Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других. Выступающий должен следовать определенным правилам поведения перед аудиторией. Этические нормы ораторского искусства включают в себя: вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).

6. Способы расслабления и восстановления своих внутренних ресурсов. Михайлов

7. Барьеры в общении, их преодоление. Понамарева

Как преодолеть барьеры в общении

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:

1. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3. Иметь чувство собственного достоинства.

4. Уметь контролировать себя в общении.

5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

ОРАТОР

Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.

1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. Шимохина

2. Как подготовиться к публичному выступлению? Кудрявцева

Независимо от того, собираетесь ли вы выступить с речью перед коллегами на работе, на семинаре или торжественном событии, существует несколько правил, которым следуют все профессиональные ораторы. Хорошая речь содержит несколько ключевых аспектов, которые делают ее интересной для аудитории и позволяют оратору достичь своих целей. Знайте вашу тему: Перед тем как произнести речь, спикер должен убедиться, что он отлично владеет материалом выступления. Речь надо подготовить и написать заранее, сформулировать ее главные идеи и посылы и затем постараться ее запомнить. Подготовка к выступлению очень важна, даже в том случае, если вы далеко не новичок в публичных выступлениях, обучались на курсах ораторского мастерства или мастерство красноречия у вас заложено с рождения. На выступление с собой можно взять краткий конспект речи, в который можно будет заглянуть если вы что-то забудете, но не более того. Помните, что большая часть внимания спикера должна быть направлена на аудиторию. Говорите целенаправленно: Чтобы речь была эффективной, она должна преследовать конкретную цель. Это значит, что оратор стремится получить определенную реакцию аудиторию, например, серьезно задуматься о предмете выступления, вызвать эмоции или мотивировать и подтолкнуть ее к действиям. Будьте энергичны: Если речь написана в сухом формальном стиле или оратор произносит слова тихим монотонным голосом, аудитория быстро потеряет интерес к выступлению и будет ждать его скорейшего завершения. Чтобы речь удалась, напишите и произносите ее так, чтобы слушатели захотели дослушать ее до конца. Прибавьте энергии и уверенности вашему голосу, говорите с энтузиазмом, подчеркивайте слова жестами. Говорите простым языком Речь, насыщенная длинными словами и фразами, которые трудно понять и запомнить, также будет неинтересна аудитории. Такая речь больше похожа на сухой монологом, нежели живой диалог. Произнося текст речи, старайтесь употреблять простые, общеразговорные слова и короткие предложения. Перефразируйте основные мысли: Важные идеи, которые вы хотите донести в своем выступлении, следует повторять снова и снова в разных формах и формулировках. Этим вы выделите главные мысли и подчеркнете для аудитории их важность. Грамотные переходы: Продуманные переходы являются важным этапом в написании успешной речи. Переходы позволяют плавно и логично переходить от одной мысли к другой. Они также делают речь более структурированной и помогают аудитории лучше усвоить ключевую информацию. Переходы могут начинаться со слов: сначала, во-первых, дальше, наконец и других. Используйте изображения: Графика и рисунки также помогают слушателям лучше понять тему выступления, делают ее более доступной и интересной. К визуальным инструментам относятся презентации в PowerPoint, изображения проектора, диаграммы, карты, специальные доски для презентаций. Добавьте юмор Юмор можно с успехом использовать на презентациях, посвященных серьезным темам, для того чтобы заинтересовать и поднять настроение собравшихся. Юмор также помогает установить дружественный контакт с залом и завоевать его доверие. Зрительный контакт Зрительный контакт полезен по двум причинам. Когда оратор смотрит на аудиторию, а не в свои записи, людям кажется, что он действительно знает о чем говорит. К тому же, слушатели чувствуют к себе внимание и интерес оратора, что в свою очередь вызывает их ответный интерес. Расслабьтесь: Последний совет – перед выступлением надо хорошо расслабиться. Когда оратор напряжен, его речь звучит неубедительно, он начинает ошибаться и чувствует себя не комфортно на протяжении всего выступления.

3. Зачем нужен план выступления? Федосеева

Вероятно вы классно понимаете свою работу. Тем не менее не следует считать, что люди со стороны столь же хорошо поймут ваше выступление, если вы пропустите в нем какие-то ключевые положения, даже если эти положения вам кажутся очевидными.

Поэтому напишите детальный план будущего доклада, где четко распишите, что и за чем вы будете рассказывать. В таком плане, вы можете, например, указать, какие тезисы, подтверждающие актуальность выбранной вами темы, вы хотите упомянуть, и о каких важных результатах своей работы вы хотите рассказать. Сделайте план многоуровневым — это все вам поможет и классно подготовить слайды, и не упустить важных положений во время вашего доклада. Помните, что рассказ об актуальности вашей работы и зачитывание выводов не должны занимать много времени — будет оптимальным, если вы уделите по минуте на каждый из этих пунктов во время доклада.

Имея детальный план выступления, презентацию подготовить очень легко. Просто для каждого подпункта и пункта плана создайте слайд, иллюстрирующий содержание этого пункта/подпункта. И тогда и докладывать вам будет удобно, и слайды будут попроще, и сама очередность слайдов поможет вам не сбиться с мыслей от напряжения.

4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? Топоева

5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). Тургунбаев

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. Калинин Д.

Введение

В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет введение. Введение является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части введения: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Завязка — это уже подход к теме выступления.

Основная часть

Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении — полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз — при индуктивной форме изложения.

Заключение

Заключительная часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать. Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления. В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора.Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

7. Как отвечать на вопросы? Бардин

8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? Сизов

Неполадки в ходе выступления могут очень легко сбить оратора с мысли и даже поставить под угрозу все его выступление. Поэтому нужно твердо усвоить некоторые приемы реагирования на типичные неполадки и помехи, которые могут встретиться в процессе публичного выступления.

Организационно-технические неполадки:

1. В помещение доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др.

В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, реагирует, лучше всего среагировать на нее тоже – как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, все время входят в аудиторию.

Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа – лучше переждать, пока они сядут и продолжить свой рассказ. Недовольства показывать не следует.

4. В помещении стало душно.

В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут.

5. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора выступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, то нужно спуститься в зал и закончить выступление за 2–3 минуты.

6. Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление.

Неполадки в деятельности оратора

Допустим, вы оговорились и заметили это.

Мелкие оговорки не исправляйте – вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание.

Если оговорка может исказить смысл – скажите: «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду...».

Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки – сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории, это главное.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ

Говори грамотно! Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. Симонов

Не стоит забывать что на защите дипломного проекта присутствует комиссия в лице научного руководителя, директора, завучей, секретаря. Также может оценивать выступления студентов ректор вуза, проректор. Иногда для оценивания качества образования приезжают министры образования конкретной области, заместители городской образовательной научной организации. Поэтому на защиту необходимо основательно приготовиться, тем более что на неё отводится от 7 до 10 минут. Чем качественней и полноценней будет использовано вами это время, тем лучше будет оценка за диплом т.е. чем лучше преподнести информацию по вашей теме тем выше будет балл по данной дисциплине.Следовательно чем больше красивых и правильно подобранных речевых эпитетов вы будете использовать тем более красочным и затягивающим окажется ваш рассказ. Такие речевые обороты как " Иными словами, задача заключается в том, чтобы выяснить...","Надо полагать, что...","При этом, как правило...","Исходя из особенностей...","Разумеется, что...","Именно поэтому...","В самом деле, если исходить из..." и т.д. могут очень пригодиться при защите выпускной квалификационной работы.

2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений). Божко

1. Норма – это общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих. Сегодня в ортологии – науке о литературных нормах – выделяют следующие виды норм:

1) фонетико–орфоэпические – правила произношения и ударения,

2) лексические – нормы использования слов в речи,

3) морфологические – нормы, регулирующие средства выражения грамматических значений слов;

4) синтаксические – нормы, определяющие правила построения словосочетаний и предложений;

5) стилистические – нормы, определяющие особенности использования языковых средств в соответствии с конкретной речевой ситуацией.

2. Нормы русского ударения.

Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся только при постановке ударения. В русском языке ударение свободное – разноместное. Оно может находится на любом слоге слова. Основные признаки русского ударения – обязательность, свобода и подвижность. В науке выделяются три позиции русского ударения в слове в зависимости от поведения ударения при формообразовании:

1) неподвижное ударение на основе (магазин),

2) неподвижное ударение на окончании (жара, стол),

3) подвижное ударение (орден).

Во многих случаях мы, не задумываясь, ставим ударение правильно. Однако есть случаи, когда существуют варианты постановки ударения в одном слове на разные слоги. Установить «правильное» ударение помогают акцентологические нормы. Проверить позицию ударения можно, взяв любой словарь. Есть и специальная литература: «Орфоэпический словарь русского языка», «Словарь ударений русского языка».

3. Нормы произношение или орфоэпические нормы Орфоэпия в переводе с греческого обозначает систему правил произношения (орфо – прямой, правильный + эпос – речь). Эта наука занимается орфоэпическими нормами. Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Соблюдение орфоэпических норм является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Орфоэпические нормы в произношении заимствованных слов (заим.слова – слова, которые взяты из другого языка) тоже имеют свою специфику. Обычно заимствованное слово, попадая в русский язык, постепенно ассимилируется – то есть «приспосабливается» к русским произносительным нормам.

3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования.

4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов. Монгуш. А

Не следует употреблять заимствованные слова, если у них есть русские эквиваленты, точно передающие то же значение. Например реклама расхваливает квалитетную женскую обувь (проще - качественную). Терминологическая лексика заключает в себе больше информации, поэтому употребление терминов в научном и официально-деловом стилях - необходимое условие краткости, лаконичности, точности изложения. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера.

5. Чистота речи (способы борьбы с нозализмами, словами-«паразитами», сленгом, жаргоном).Монгуш. С

РЕЦЕНЗЕНТ

Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии). Бабинцев

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общую оценку за выпускную квалификационную работу выводят члены государственной экзаменационной комиссии на коллегиальной основе с учетом соответствия содержания заявленной теме, глубины ее раскрытия, соответствия оформления принятым стандартам, проявленной во время защиты способности студента демонстрировать собственное видение проблемы и умение мотивированно его отстоять, владения теоретическим материалом, способности грамотно его излагать и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. Оценки выпускным квалификационным работам даются членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании и объявляются студентам-выпускникам в тот же день после подписания соответствующего протокола заседания комиссии.

Качественно выполненная выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента:

● четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; ● обосновывать выбранные методы решения поставленных задач; ● самостоятельно работать с необходимым количеством отечественной и зарубежной литературы и другими информационно-справочными материалами; ● отбирать нужные сведения, анализировать их, интерпретировать и представлять в графической или иной иллюстративной форме; ● делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях).

Выпускная квалификационная работа, переводческая по своей направленности и методам анализа, может быть посвящена любой содержательной области переводческой науки и/или практики. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей.

Выпускная квалификационная работа должна иметь исследовательский или прикладной характер. Обзорные или чисто теоретические работы до защиты не допускаются.

Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать о самостоятельности подобного рода исследования, обобщать изученную теоретическую литературу и полученные в ходе обучения практические навыки и содержать соответствующие выводы.

Материал должен излагаться грамотно. Выпускная квалификационная работа должна быть выверена, логично структурирована, а распределение материала должно соответствовать структуре; в работе не должно быть ошибок и опечаток. Выпускная квалификационная работа должна содержать актуальные идеи и новизну подхода к исследованию.

В отличие от курсовых работ, демонстрирующих результаты работы в течение одного учебного года, выпускная квалификационная работа представляет собой систематизацию разноплановых знаний и умений, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения использовать методики исследования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей специалиста-переводчика.


Оценка «отлично» ставится, если:

● работа глубоко и полно освещает заявленную тему, т.е. в работе представлены все исследования по проблематике, приведены теоретические обоснования грамматических, лексических, стилистических и иных особенностей, обозначенных в теме выпускной квалификационной работы; ● работа содержит логичное, последовательно изложение материала с обоснованными выводами; ● работа выполнена самостоятельно; ●оформление работы соответствует предъявляемым требованиям; • имеются положительные отзывы научного руководителя и рецензента; ● устная защита проведена на высоком уровне.

Оценки «хорошо» или «удовлетворительно» ставятся, если упомянутые выше показатели представлены не в полной мере.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, когда некомпетентность студента очевидна или имеют место факты явного плагиата.

Защищённые выпускные квалификационные работы сдаются в деканат, а затем в архив университета, где хранятся в течение 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

2. Вопросы для рефлексии самого выступающего. Стариков

3. Вопросы к рецензированию текста речи.

4. Приемы снижения негативного воздействия замечаний.Монгуш. Д

Замечания имеют много общего с критикой потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. С другой стороны, замечания имеют и положительные моменты, так как показывают, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о деле, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Просто необходимо овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений. Рассмотрим некоторые приемы, позволяющие снизить негативное воздействие замечаний:

· ссылки на чужой опыт и высказывания

(выясните с помощью наводящих вопросов, кто для вашего собеседника является авторитетом в обсуждаемой области, и в ходе делового общения сошлитесь именно на его опыт или высказывания для подтверждения своей точки зрения);

· «сжатие» нескольких замечаний

(как показывает опыт деловой коммуникации, целесообразно не отвечать на каждое замечание в отдельности, а, объединив их вместе, ответить на них одной фразой);

· одобрение плюс уничтожение

(если вам сделаны объективные замечания в корректной форме, то можно снизить их значимость сначала согласившись с ними, а затем, развернув дополнительную аргументацию, подтвердить свое прежнее высказывание);

· перефразирование

(создавая новую речевую конструкцию, вы повторяете слова партнера, смягчая его замечание и нейтрализуя его смысл);

· «эластичная оборона»

(если вас засыпают замечаниями и возражениями, да еще в некорректной форме, то лучше не отвечать на замечания, а продолжая взаимодействие, раскручивать дискуссию дальше и, в случае возвращения партнера к критике, помнить, что она уже утратила свою актуальность );

· принятие замечания

(не следует парировать замечания субъективного характера, лучше согласиться с ними, отказав партнеру в ответе);

· сравнение

(используя вместо прямого ответа сравнения из знакомой партнеру области знаний можно легко нейтрализовать высказанное замечание);

· метод опроса

(вместо ответа на критические замечания, ставьте перед партнером вопросы, отвечая на которые, он сам даст ответы на свои замечания);

· упреждение

(для смягчения замечания партнера вы включаете замечание в текст своей речи, упреждая возможность критики, и, когда это необходимо, отвечаете на него);

· отсрочка

(так как со временем острота замечания снижается, целесообразно использовать прием отсрочки: «Позвольте вернуться к этому вопросу позднее…»).

5. Виды вопросов членов комиссии, как к ним относиться. Яковлев

Какой вопрос могут задать?

1. Часто спрашивают по практической части - это наиболее интересно для членов комиссии. Вопросы о том, почему ЭТА тема, почему ЭТОТ вид диплома.

2. Также спрашивают о практической пользе дипломной работы.

3. Задают вопросы, основываясь на неточности или недоговоренности в дипломной работе.

4. Могут задать вопросы по всему курсу обучения.

Как относиться к вопросу?

Самое важное правило: на вопрос необходимо ответить любыми способами. Молчать категорически запрещено. Также нельзя отвечать на вопросы односложно. Это будет ошибкой. Также ошибкой будет ответ вопросом на вопрос.

Важно показать комиссии общий кругозор и уровень знаний.

ДИЗАЙНЕР

Обеспечь наглядность своего выступления! Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

1. Требования к оформлению электронных презентаций. Меренцева

2. Требования к оформлению раздаточного материала. Пискунов

Раздаточные материалы должны:

• Поддерживать цель выступления

• Быть неотъемлемой частью презентации

• Быть полезными для аудитории с практической точки зрения

• Правильно «упаковывать» информацию для удобства ее восприятия

• Фокусировать внимание на главном

Удостоверьтесь, что ваши раздаточные материалы и визуально приятны, и практичны. Разработайте их таким образом, чтобы они максимально соответствовали главной идее вашего выступления и особенностям аудитории.

Общие обязательные требования к составлению раздаточного материала:

1. в качестве иллюстративных материалов представляются схемы, алгоритмы, диаграммы, таблицы, в том числе отсутствующие в дипломной работе, но передающие содержание ее разделов;

2. при разработке следует избегать включения в раздаточный материал текстовых фрагментов дипломной работы;

3. раздаточный материал служит иллюстрацией выступления студента во время защиты, поэтому его объем выбирается с учетом продолжительности доклада;

4. обязательным является включение в раздаточный материал информации о мероприятиях, предложенных студентом для решения исследуемых проблем, а также о прогнозируемых результатах.

Персональные инструменты
Инструменты