Участник:Мария Волкова Николаевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «==Волкова Мария Николаевна== город Глазов ГГПИ им. В.Г.Короленко http://www.ggpi.org/news.php»)
 
Строка 4: Строка 4:
  
 
[[ГГПИ им. В.Г.Короленко]] [[http://www.ggpi.org/news.php]]
 
[[ГГПИ им. В.Г.Короленко]] [[http://www.ggpi.org/news.php]]
 +
[[Культура России XIII века.]]
 +
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства.Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
 +
Чему учит Мултанское дело?
 +
Конец XIX века характерен резким ухудшением  межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения  крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены  землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам.  Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина. Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации  вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым.
 +
Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела.  Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями.
 +
И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела. 
 +
Стоит ли ворошить прошлое?
 +
Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов».
 +
Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе.
 +
К сожалению, и сегодня находятся люди, которые используют эти давние события с целью противопоставить русских и удмуртов, вызвать в них чувства взаимного неприятия. Вероятно, это становится возможным из-за того, что Мултанское дело все-таки изучено недостаточно. Требуется научное осмысление этого процесса. 
 +
По-моему, необходимо создавать краеведческие общества, которые занимались бы исследованием этого происшествия, так как полевые материалы помогают детализировать многие запутанные события этого нашумевшего дела и ещё раз рассмотреть спорные вопросы.
 +
В 1925 году в г. Ижевске было оформлено Научное общество по изучению Вотского края (НОИВК). Одним из важных направлений деятельности общества была выбрана организация этнографических и археологических экспедиций с целью сбора исчезающего краеведческого материала. Заместителем председателя и членом правления НОИВК был врач, краевед, один из учредителей Сарапульского земского музея – Фёдор Васильевич Стрельцов.
 +
В 1926 году вышел первый сборник «Трудов НОИВК» под редакцией Ф.В. Стрельцова, в котором были опубликованы материалы по Мултанскому делу. Кроме того, летом 1928 года под его рукводством состоялась этнографическая экспедиция в село Старый Мултан.
 +
Целями экспедиции были: сбор этнографического материала данной местности (традиционных костюмов, обычаев, сферы их бытования) и сбор сведений, касающихся Мултанского дела, как одного из первых в России уголовных процессов, имеющих этнокультурную окраску.
 +
В ходе экспедиции Стрельцов Ф.В. беседовал со многими жителями села Старый Мултан и записывал воспоминания о событиях того периода. Ему довелось встретиться и поговорить с Зориным Дмитрием Степановичем, сделать его фотоснимок.
 +
Дмитрий Степанович Зорин был одним из главных обвиняемых в ходе Мултанского процесса, так как весной 1892 года он исполнял обязанности жреца при удмуртском молении. В 1928 году ему было семьдесят лет. Он, как и шесть его односельчан, провёл 4 года под арестом в камере предварительного заключения, около года – в одиночной камере Малмыжской тюрьмы. Он рассказал, что судебный пристав не слушал показания удмуртов, не брал их во внимание.
 +
Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения.
 +
Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.

Версия 10:02, 28 ноября 2014

Волкова Мария Николаевна

город Глазов

ГГПИ им. В.Г.Короленко [[1]] Культура России XIII века. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства.Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Чему учит Мултанское дело? Конец XIX века характерен резким ухудшением межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам. Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина. Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым. Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела. Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями. И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела. Стоит ли ворошить прошлое? Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов». Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе. К сожалению, и сегодня находятся люди, которые используют эти давние события с целью противопоставить русских и удмуртов, вызвать в них чувства взаимного неприятия. Вероятно, это становится возможным из-за того, что Мултанское дело все-таки изучено недостаточно. Требуется научное осмысление этого процесса. По-моему, необходимо создавать краеведческие общества, которые занимались бы исследованием этого происшествия, так как полевые материалы помогают детализировать многие запутанные события этого нашумевшего дела и ещё раз рассмотреть спорные вопросы. В 1925 году в г. Ижевске было оформлено Научное общество по изучению Вотского края (НОИВК). Одним из важных направлений деятельности общества была выбрана организация этнографических и археологических экспедиций с целью сбора исчезающего краеведческого материала. Заместителем председателя и членом правления НОИВК был врач, краевед, один из учредителей Сарапульского земского музея – Фёдор Васильевич Стрельцов. В 1926 году вышел первый сборник «Трудов НОИВК» под редакцией Ф.В. Стрельцова, в котором были опубликованы материалы по Мултанскому делу. Кроме того, летом 1928 года под его рукводством состоялась этнографическая экспедиция в село Старый Мултан. Целями экспедиции были: сбор этнографического материала данной местности (традиционных костюмов, обычаев, сферы их бытования) и сбор сведений, касающихся Мултанского дела, как одного из первых в России уголовных процессов, имеющих этнокультурную окраску. В ходе экспедиции Стрельцов Ф.В. беседовал со многими жителями села Старый Мултан и записывал воспоминания о событиях того периода. Ему довелось встретиться и поговорить с Зориным Дмитрием Степановичем, сделать его фотоснимок. Дмитрий Степанович Зорин был одним из главных обвиняемых в ходе Мултанского процесса, так как весной 1892 года он исполнял обязанности жреца при удмуртском молении. В 1928 году ему было семьдесят лет. Он, как и шесть его односельчан, провёл 4 года под арестом в камере предварительного заключения, около года – в одиночной камере Малмыжской тюрьмы. Он рассказал, что судебный пристав не слушал показания удмуртов, не брал их во внимание. Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения. Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.

Персональные инструменты
Инструменты