Тумбаса, деревня (Ветлужский район, Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Тумбаса-земля моих предков

Нам бы себя сохранить — в песне, в слове, в традициях, в памяти к предкам, в воле и вере. Нам бы — и немедленно! — прекратить распродажу и растаскивание России, уберечь отеческую землю. Зажить своим умом и своим трудом, вычистить нечисть, вызвать к жизни физические и духовные запасы народа. Они есть… Петр Проскурин

                                                                                 Введение
                                                        История родного края, история моей семьи, история моей страны…

Что это за события в прошлом и настоящем родного края? Какое место они занимают в истории нашей семьи? Какого я рода племени? Мне предстоит непростое дело – проследить отражение событий истории России в истории моей семьи. Проследив параллель исторических событий происходящих в стране и судьбами моих предков, я лучше узнаю землю, на которой живу. Эта работа расширит мой кругозор, обогатит память новыми интересными фактами и событиями. Одно из самых прекрасных и высоких человеческих чувств – любовь к родине. Частица этого большого чувства – любовь к своему родному краю, к его полям и лесам, ручьям и рекам, к его людям к его истории.

Целью моей работы явилась попытка разобраться в судьбах моих предков по линии Венецких, проанализировать историю рода Венецких на фоне истории России.

Задачи :

1. Изучение семейного архива.

2. Поиск материалов в Новопокровском школьном музее и в краеведческом музее с. Новопокровского.

3. Анализ собранного материала на фоне истории страны.

Актуальность данной работы заключается для меня в необходимости увидеть роль моего рода в истории моей страны, ощутить важность каждого члена моей родословной на уровне моей малой родины.

Объект исследования – это документальные материалы семейного архива и музейные материалы.

Предмет исследования – судьбы членов рода Венецких.

Основная часть работы разделена на две части: биографии моих предков, личные воспоминания моего деда Венецкого Г.И.При написании работы использовались методы анализа и обобщения материалов печати, компьютерных сайтов сети Интернет, семейных архивов и фотографий, а также личные беседы с друзьями и земляками моего деда и прадеда, т.к., к сожалению, моего деда Венецкого Геннадия Ивановича нет в живых. Памяти моего деда Венецкого Геннадия Ивановича я посвящаю свою работу.

                                                             Глава 1. Венецкий Иван Павлович	

Венецкий Иван Павлович мой прапрадед по линии отца родился в 1876 году в селе Новоуспенском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье дьячка. Был грамотным, окончил церковно-приходскую школу. Во время Столыпинской реформы 1906 года вместе со своим другом Флоренским Г.А. купили землю в глухих Тумбасовских лесах, переехали семьями. Построили на расстоянии 0,5 км друг от друга большие пятистенные дома. Прапрадед назвал свой хутор Павловское в честь своего отца, в честь своей жены которую звали Павла Павловна.

(27 августа 1906г вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. http://ru.wikipedia.org/)

Выбрали высокое место, стали разрабатывать лес, строить дом, так обосновался сначала хутор, а потом и деревня Павловское. Кругом стояли вековые леса, лес кормил и одевал моих предков с самого начала их поселения в наших краях. Грибы, ягоды, мясо, шкуры… Семья всерьез занималась пчеловодством, друг Флоренский Г.А. тоже занимался пчеловодством, изучал пчел. Вместе вели наблюдение за пчелами, была друзьями написана рукописная книга пчеловода. Но время шло, обустраиваясь на новом месте прапрапрадед решил, что лес может стать основой жизни рода Венецких. Вот тогда и начали мои предки дегтярный промысел, который стал промыслом рода Венецких до Советской власти. Мой прапрадед Венецкий Иван Павлович был человеком зажиточным, у него был дегтярно-смоляной завод. Жители окрестных деревень собирали бересту и сдавали моему прапрадеду, он имел завод, где курили деготь и смолу.

Смолу курили в специальных ямах, которые готовили на краю оврага. Дно ямы выстилалось лубом, по которому смола стекала в отверстие на дне ямы и скапливалась в бочке. На дне складывали в несколько рядов колотое смолье, набивали им всю яму с верхом. Смоляной холм обкладывали дровами, заваливали сухой щепой и зажигали. После того, как костер разгорался, его заваливали землей, и горение продолжалось без достаточного доступа воздуха, тлением. Вытопившаяся от жара смола стекала в бочки. Яма тлела неделями, наполняя смолой все новую и новую тару. Смолокуры наблюдали за полным сгоранием смолья и вытапливанием смолы, вовремя меняли тару, очищали воронки. Это называлось сидением, курением или выгонкой смолы.

В округе насчитывалось около тридцати деревень и более тысячи крестьянских хозяйств. В каждом хозяйстве – одна-две телеги, столько же лошадей, и упряжи, и все это нуждалось в уходе и смазке. Нетрудно оценить значение труда смолокуров-дегтярей. После высидки смолы яму вскрывали, уголь выбирали и продавали его местным кузнецам. Между смоляной ямой и близлежащими деревнями надолго устанавливалась постоянная связь. К ямам, как по духу, приезжали и приходили мужики, затаривали смолой, дегтем, скипидаром свои кадушки, бочонки, ведра и кубышки. Затем они расходились во все концы округи, разнося по весям ни с чем несравнимый запах дегтя - ядреный русский дух, который так сладок всякому русскому человеку. Его творили в лесном уединении молчаливые мужики в грубых одеждах, похожие на леших – смолокуры-дегтяри. Но мой прапрадед сам не был смолокуром, у него были работники, а сам он занимался сбытом дегтя, возил его на ярмарку в г. Макарьев, обменивал на товар, привозил товар в родные края. Люди были ему очень благодарны.Об этом мне рассказывал мой дед Венецкий Геннадий Иванович.

Однажды с прапрадедом Иваном был такой случай: по дороге в г. Макарьев Костромской области, куда он вез деготь на ярмарку, в глухом лесу ему встретился человек. Этот человек пригрозил прапрадеду Ивану, что убьет его и заставил вылить весь деготь на дорогу. Прапрадед долго отговаривался, что деготь добыт тяжелым трудом, потом, но, чтобы не лишиться жизни деготь вылил на землю. Человек измазал его всего дегтем: лицо, руки, одежду. Потом спросил, сколько денег он бы выручил за деготь. Прапрадед назвал сумму, человек отдал ему всю сумму и отправил прапрадеда назад домой. Кто это был? В глухих ветлужских лесах в те времена было много разбойников.

На расстоянии полукилометра от деревни Павловское был хутор Флоренского, с которым мой прапрадед дружил, помогал ему в посадках кедровника, который в настоящее время является особо охраняемой природной территорией Ветлужского района. Маленькие кедры, яблони, орешник прислал Флоренскому Г.А. известный селекционер Мичурин, мой прапрадед помогал Григорию Александровичу в посадке и уходе за ними. Когда я бываю в Кедровой роще, я горжусь тем, что мой прапрадед участвовал в ее создании.

Семья Венецкого Ивана Павловича была большая, было пятеро детей: Иван, Леонид, Александр, Ольга, Марина. Прапрадед старался, работал изо всех сил, чтобы обеспечить свою семью, подготовить все для будущей взрослой жизни своих детей. После революции 1917 года жить стало трудно. С 1920 по 1932 год Ивана Павловича два раза арестовывали. Допрашивали и его и жену. У прапрабабушки Павлы во время одного из арестов выбили все передние зубы, она до конца жизни разговаривала шепотом и всего боялась. Во время коллективизации их раскулачили, разрушили родовое гнездо. Забрали в колхоз смолокурню. Самого прапрадеда от высылки спасло близкое знакомство и родственные связи с Флоренским Г.А. Прапрадед Иван и прапрабабушка Павла доживали в плохонькой избенке на краю деревни Павловское. Большой дом забрали в колхоз. Позднее в нем разместилась колхозная контора.Со слов Молотова Поликарпа Дмитриевича, бывшего жителя д. Высоковское, в деревни Высоковское, Ленинское, Щепинское приходил «красный отряд». Народ стал пропадать и умирать. Одного мужчину насмерть забили плетьми. В 1934 году убили и моего прапрадеда Венецкого Ивана Павловича.

                                                               Глава2 . Венецкий Иван Иванович

Венецкий Иван Иванович мой прадед по линии отца родился в д. Медведовское 19 февраля 1906 г. Женился на моей прабабушке Александре Степановне, у них было семеро детей: Валентин, Юрий, Галина, Нина, Леонид, Геннадий, Александр. Поженились они в трудное время коллективизации, оба из богатых, но уже раскулаченных семей. Родители ничего не могли дать детям, поэтому они вступили в колхоз одними из первых, нужно было как-то жить. Дом построили в д. Щепинское. До начала Великой Отечественной войны прадед Иван работал сначала рядовым колхозником, потом бригадиром.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война прадеду Ивану было 35 лет . Прадеда в числе других жителей д. Медведовское призвали на фронт 5 ноября 1941 года. В мае 1943 года пришло письмо о том, что он пропал без вести. Его имя вошло в Книгу Памяти Нижегородской области.

По записям моего деда я выяснил, что воевал мой прапрадед в 118 стрелковой дивизии. 118 стрелковая дивизия в составе Западного фронта вела непрерывные наступательные действия с 4 августа по 12 сентября 1942 года. За 41 сутки было проведено 44 боя, освобождено 84 населённых пункта Калининской и Смоленской областей. После месячного отдыха и пополнения личного состава дивизия заняла оборону в районе Белогурово, Табаково, Михеево Калининской области и удерживала рубеж до марта 1943 года. 2 марта 1943 года 118 дивизия прорвала укреплённую полосу немцев под Ржевом, положив начало общему наступлению войск 31 – ой армии Западного фронта. За 18 суток, в условиях весенней распутицы и бездорожья, дивизия прошла с боями около 180 км. Освободив до 160 населенных пунктов, преодолев четыре водных преграды. Она способствовала освобождению городов Ржева и Сычёвки, участвовала в освобождении города Дорогобужа, перерезала важную железнодорожную и шоссейную магистраль Москва – Минск. 10 апреля 1943 г. за образцовое выполнение заданий командования 118 стрелковая дивизия преобразована в 85 гвардейскую стрелковую дивизию. Вот в эти героические события мой прадед Венецкий Иван Иванович был тяжело ранен, контужен и попал в плен к фашистам. Домой пришло казенное письмо о том, что рядовой Венецкий И.И. пропал без вести. Прабабушка прочитав письмо рухнула на пол без чувств, три дня не вставала, но надо было жить, растить детей. Прабабушка Шура все время молилась , она не верила, что ее Ваня погиб, просила у Бога чуда и чудо свершилось.

В письме моему деду от землячки написано: « Геночка, не забывай своих родителей, помнишь, как твоя мать привезла домой контуженого отца, как она за ним ухаживала. Помни об этом и рассказывай своим детям»

Дед помнил и рассказывал. Эти рассказы я помню с раннего детства.

«Когда началась Великая Отечественная война, прадед Иван Иванович был призван на защиту Родины. Дома осталась семья, дети. Трудно пришлось бабушке одной с ребятишками, было нечего есть, ели куколь и лебеду, гнилую картошку, собранную весной на полях, клеверные головки. Работали круглые сутки. Прабабушка опухала от голода, отдавала последние крохи своим детям. Брат-двойняшка моего деда Леонид умер в начале войны. А прадед Иван Иванович, тяжело раненный и контуженый, попал в плен к фашистам. Спасла от концлагеря прадеда наша фамилия Венецких, в большинстве случаев наша фамилия имеет польское происхождение и формируется либо из самой Польши, либо из соседних с ней государств. Поэтому немцы решили, что он поляк и прадеда отправили в Польшу. Там он попал в работники к поляку. Хозяин увидел, что пользы от больного работника немного. Видимо, он был внутри человеком добрым, поэтому посадил прадеда в поезд и отправил на Родину. Сколько времени скитался по поездам прапрадед, он не помнил, но все-таки добрался до железнодорожной станции Урень. Здесь его вновь приютили добрые люди и написали моей прабабушке письмо в д. Медведовское. Прабабушка, как получила письмо, сразу же, запрягла лошадь и поехала в Урень за прадедом. Две недели ехала она на лошади, такие были дороги. Приехала в г. Урень, нашла дом, где ждал ее прапрадед. Вошла в дом, прапрадед сидел у окна в красной рубахе, наверное, он ждал ее, свою ненаглядную жену Александру. Увидев прабабушку, он заплакал, и долго повторял: «Прости меня». Он вернулся домой, потому, что его ждала моя прабабушка, его звала родная тумбасовская земля. Дома прабабушка выхаживала его как могла. Прапрадед всегда сидел у окна, всегда угрюмый, хмурый и молчаливый и курил. Он практически ни с кем не общался, документы не восстанавливал, просто жил. Поэтому и фотографию прадеда я найти не смог.

Длительное время возвратившиеся из немецкого плена советские люди сталкивались с ущемлением своих прав. На местах к ним относились как к предателям. Они отстранялись от участия в политической жизни, их не считали участниками войны. Даже после смерти Сталина мало что изменилось в положении бывших военнопленных. И лишь в 1956 г. была сделана попытка изменить отношение к тем из них, которые не совершали никаких преступлений. И лишь через 50 лет после Великой Отечественной войны, в январе 1995 г., Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период», по которому бывшие военнопленные получили статус участника Великой Отечественной войны. На них в полном объеме распространяется федеральный закон «О ветеранах», принятый Государственной Думой 16 декабря 1994 г., но до этого мой прадед не дожил. Умер Венецкий Иван Иванович 6 декабря 1966 года».

                                                        Глава 3. Венецкий Геннадий Иванович

Венецкий Геннадий Иванович это мой дед по линии отца. Родился дед 21.07.37 в д. Щепинское Ветлужского района Горьковской области. Детство прошло в трудные военные и послевоенные годы. Семья была большая, отец был на фронте. Питались, чем могли: собирали ягоды, грибы, ловили рыбу в речке Тумбас. Речка была чистая, было много усачей. Дед рассказывал и показывал мне первые плоды земли – песты, которыми они спасались ранней весной. Я пробовал, мне не понравилось. Когда деду исполнилось три года, семья перебралась в Тумбасы – д. Медведовское. Мне было интересно узнать, почему у деревни два названия. По речкам, имя которым Тумбас – первый, второй и третий, впадающих в реку Вол, не деревню, а всю местность люди назвали Тумбасами. Д. Медведовское – малая родина моего деда, здесь он рос, учился, шагнул во взрослую жизнь. Семья была большая, а дед старший. Жилось трудно, потому уехал в Голыши, в ремесленное училище на государственное обеспечение, дядя там работающий, помог устроиться. Получил специальность электрослесаря, работал в г. Нее Костромской области. Отслужив в армии, заехал навестить родных. Семья строила дом, отцу-инвалиду требовался помощник. Остался, собирался ненадолго, а вышло насовсем. По сравнению со своим отцом дед был образованный человек. Он окончил Ивановскую партийную школу по специальности агроном, организатор. После окончания партшколы в 1967 г стал работать в своем родном колхозе «Ильич» агрономом, а через год стал его председателем. Во время прокатившейся по всей стране политики укрупнения колхозов, колхоз Ильич был присоединен к наиболее богатому колхозу им. XXI партийного съезда. Здесь мой дед был избран секретарем парткома колхоза и был утвержден в качестве освобожденного секретаря парткома колхоза секретарем Ветлужского райкома партии, проработал парторгом колхоза до реорганизации партийного аппарата в 1990 г. По-разному можно относиться к современной КПРФ, но мой дед был настоящим коммунистом своего времени. Он всегда ставил общественные дела выше личных, бабушка всегда обижалась, что для него главное это работа. Она не верила в коммунистические идеи, а он верил свято и посвятил партии большую часть своей жизни, он был коммунистом с 1961 по 1990гг. После распада Советского Союза, когда идеалы деда были развенчаны, он, по словам папы, сильно изменился. К тому же в 1991 году умерла моя бабушка, дед сильно сдал. Среди бумаг на листочке я нашел стихотворение Виктора Смирнова «Забытое письмо», его настроение на тот момент выражают строки из этого стихотворения

…Вот снова птицы тонут в небе,

Прости, любимая, Прости!

Уж не тебе, а лучше мне бы

Из жизни первому уйти…

Но люди его знали, верили ему. Дед вновь был избран на руководящий пост, в 1992 году он стал председателем Проновского сельсовета, где работал до пенсии. Во время изучения архива моего деда, я узнал семейную тайну. Оказалось, что мой дед до 1963 г был Венецкий Генрих Иванович, а после службы в Советской армии сменил имя Генрих на Геннадий. С чем это связано? Может быть, немецкое имя как-то мешало ему в жизни, ведь страна в то время еще очень болезненно переживала послевоенную разруху. Немецкое имя могло напоминать участникам Великой Отечественной войны о фашистах. Мои родители тоже не знали эту тайну, ответ на этот вопрос дедушка унес с собой. Среди последних записных книжек деда я нашел интересную запись, чем-то она понравилась дедушке, раз он ее записал. Наверное, она выражала его отношение к жизни в современном обществе: «Есть известная шутка о пяти стадиях любого дела: сначала шумиха, потом неразбериха, затем поиск виновных, наказание невинных, награждение непричастных».

                                                      Мой дед и мой отец… Два поколения, две судьбы

Глубокая осень 1997 года. Идет дождь, и, кажется, не будет ему конца. Мелкий и нудный время от времени вдруг сменяется настоящим ливнем, словно над землей раскололись небеса. На улицах Новопокровского лишь редкие прохожие – не очень уютно оказаться под дождем. Но даже в такую погоду дела не отложишь, они наслаиваются, требуют решения. И председатель колхоза мой отец Венецкий Владимир Геннадьевич с утра собрался в райцентр… СПК «Новопокровский» - хозяйство не маленькое и не простое. А председатель – молодой, большого практического опыта пока нет. Зато есть упорство и энергия. Мой отец немногословен, но уж если чего задумал, добьется своего. По образованию – агроном. Начинал работать участковым в Бердничатах. А год спустя стал главным. Председатель В.В. Виноградов, стоящий тогда у руля колхозного производства, человек деловой и дальновидный, присматриваясь к молодому специалисту, увидел в парне своего преемника. Исподволь, ненавязчиво вводил в курс общехозяйственных забот, время от времени, когда сам отлучался из хозяйства, оставлял его за себя. На общем годовом собрании колхоза менялось руководство колхоза. Первым среди кандидатов на председательский пост был назван мой отец Венецкий Владимир Геннадьевич. Отказывался, отнекивался, как мог, не считал себя готовым к этой работе. Но потом мнению большинства подчинился. А уж коли дал согласие, за дело взялся всерьез. Хозяйство, хоть и не лежачее, материально-техническая база не худшая в районе, но жизнь-то была какая, какое отношение вообще к сельскому хозяйству в стране! Одни налоги чего стоили! Не успеешь погасить одни, другие на подходе! Реорганизация по программе «ЗеРНО», последовавшая на следующий год, больших изменений в жизнь не внесла. Мало кто выделился, организовав личное хозяйство. Люди, в основном, не порвали нитей, связывающих их с коллективным хозяйством, создали производственный кооператив, пошли за лидером, которым стал мой отец Венецкий Владимир Геннадьевич. Новопокровцы в те времена жили не хуже других, конечно, было сложно, но все вместе держались «на плаву». Управились и с уборкой и к зиме подготовились, обеспечили кормами общественное стадо, и для будущего года сделали хороший задел: семена зерновых культур, многолетних трав, поднята зябь почти под весь яровой клин. Председатель сам дело видел, и помощники хорошо помогали. Отец часто бывал в командировках, то в район едет, то в область, а проблемы решал связанные в основном с финансами, горючим, запчастями. Новой техники не было. Промышленность требовала за нее огромные миллионы, да где их взять? Вот старую и берегли, она и выручала. Как только заканчивалась уборочная, механизаторы всю технику приводили в порядок на зимнее хранение. Ведь снова придет весна, снова будет посевная, сенокос, жатва… Отец приходил домой, когда мы уже спали, а уходи, когда еще спали. Мама вспоминает, как однажды я спросил у нее, глядя на папу, что это за дядя. Папа стал приходить домой пораньше, у папы всегда очень много работы и мне всегда не хватает общения с ним.

Мой отец и мой дед. Два поколения, две судьбы, в чем-то очень похожих. Я заметил несколько совпадений в их судьбах: во-первых, у них по два сына, оба служили в танковых войсках, были командирами танков, только дед в Западной Белоруссии, а отец на Дальнем Востоке, оба они агрономы по образованию, и корни имеют крестьянские. Оба были председателями .

Колхоз «Ильич», который возглавил мой дед, по тем меркам был небольшим хозяйством. Дед вспоминал : «Пахотной земли было около 800га и две фермы с 700 головами крупного рогатого скота. Землю берегли, за ней ухаживали, удобряли. Хорошо росли зерновые, а какие были клевера! Сена всему скоту – и колхозному и частному всегда хватало. И все-таки жил колхоз трудно. Главной трудностью были плохие дороги. Из-за этого люди потихоньку разъезжались кто куда, а с закрытием в Медведовском школы потянулись из Тумбасов многие. Перспективы не осталось. Но уже тогда поговаривали об укрупнении мелких колхозов. Председатель колхоза им. XXI партсъезда П.В. Романов предложил деду работу в Новопокровском заместителя председателя колхоза им. XXI партсъезда по животноводству. Тумбаса стали бригадой колхоза им. XXI партсъезда. Сейчас там никто не живет, а в старину, рассказывал дед, в Тумбасах было больше 30 деревень и хуторов. Мой дед передал свою трудовую эстафету моему отцу в сложное для деревни время. Мой отец работал руководителем СПК «Новопокровский» в сложнейших условиях, в которые повергли село перестройка, позиция руководства страны, ему нужно было строить и созидать, думать о завтрашнем дне, о земле, доставшейся в наследство от дедов-прадедов.

                                                                         Заключение

Почему человеку необходимо знать свое прошлое, историю своих предков?

Изучение истории своей семьи по мнению Д,С. Лихачева обостряет чувство причастности к народу, чувство «духовной оседлости». Это чувство свойственно всем возрастам. У старшего поколения оно закономерно, у молодых интерес к генеалогии проявляется там, где к родословию внимательно относятся взрослые. Мне повезло, мой дед Венецкий Геннадий Иванович был краеведом, в школьном музее сохранились его воспоминания о детстве, о наших предках, которыми я могу сейчас воспользоваться. Многое он мне рассказывал, но я тогда не понимал всей важности этих рассказов, о чем сейчас очень жалею.

Мне понятны слова А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

В истории рода Венецких я увидел, что все мои предки были тружениками, все в жизни чего-то добивались за счет своего труда. Сегодня мой отецВенецкий Владимир Геннадьевич, как мой прапрадед, является частным предпринимателем, он также как и прапрадед перерабатывает древесину, имеет свое дело, которым живет. Он окончил Нижегородскую государственную сельскохозяйственную академию, так хотел он сам, так хотели его родители. Почти сразу после окончания учебы его избрали председателем колхоза им. XXI партсъезда, потом председателем Проновского сельсовета. Но хозяйская жилка предков победила, мой отец открыл собственное дело по заготовке и переработке древесины. Одновременно он депутат Проновского сельсовета, постоянный спонсор всех сельских мероприятий. Я горжусь своим отцом, своим дедом, своим прадедом и прапрадедом и прапрапрадедом, я горжусь тем, что ношу фамилию Венецкий.

Для того, чтобы собрать материал по истории моего рода, я общался с родственниками, близкими и дальними, с друзьями моего деда. Дед Гена бережно собирал по крупицам историю нашей фамилии, собрал большой архив. Пока я смог изучить его малую часть, т.к. большая часть нашего фамильного архива в настоящее время находится у моего старшего двоюродного брата в г. Москве, я в предвкушении новых тайн и открытий.

Я сделал для себя важное открытие: одним из первопоселенцев Тумбасов был мой прапрапрадед, и одним из последних жителей этих мест стал мой дед, там родился мой отец. Тумбаса – это моя родина, родина моих предков.

Главным итогом своей работы считаю желание продолжить изучение родословной, ответить на вопросы, которые появились в ходе работы. Я хочу составить родословное древо, чтобы крона его была густой. Ведь хорошая крона дерева говорит о том, что у него крепкие, здоровые корни, которым не страшны никакие бури.

Персональные инструменты
Инструменты