Теория длинного хвоста

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

= Метафора снижения уровня воды

Прежнюю культуру дефицита и нынешнюю культуру изобилия можно сравнить так: наша культура — океан, а над поверхностью возвышаются только острова хитов. Например, музыкальный остров, состоящий из популярных альбомов, остров фильмов из блокбастеров, архипелаг популярных телепрограмм и т. д.

Представьте, что уровень воды — это экономически оправданный уровень, означающий количество продаж, необходимое для удовлетворения канала дистрибуции. Острова — это продукты, достаточно популярные, чтобы находиться над уровнем воды, и, таким образом, вполне прибыльные, чтобы их предлагали по каналам с низкой пропускной способностью: это торговое пространство большинства розничных торговцев. Оглядите культурный горизонт — то, что выделяется, где есть пики популярности, поднимающиеся над волнами. Конечно же, острова — это только вершины огромных подводных гор. Когда стоимость дистрибуции падает, это похоже на падение уровня воды в океане. Внезапно открываются ранее скрытые вещи. А под сегодняшним уровнем воды скрыто значительно больше, чем возвышается над ним. Сетевые продавцы учатся использовать собственную экономическую эффективность, и мы начинаем видеть форму гор разнообразия там, где раньше была видна лишь вершина.


С точки зрения современного школьника, культурный ландшафт — это непрерывный континуум, в котором коммерческий и любительский контент на равных правах борется за его внимание. Сегодняшний школьник не отличает массовых хитов от нишевых продуктов: он просто выбирает то, что ему нравится, из меню, где голливудские фильмы и ролики, сделанные любителями на основе видеоигр, расположены бок о бок.

В радиовещании хорошо то, что оно может очень эффективно доставить передачу миллионам людей. Но оно не может дать каждому человеку возможность выбирать из миллионов передач. Однако именно это замечательно делает Интернет. Экономика эры радиовещания требовала хитов, — «больших корзин» — для того, чтобы захватить крупную аудиторию. Экономика эры высокоскоростного Интернета противоположна. Передача одного потока миллионам людей чрезвычайно дорога и затратна для сети, оптимизированной под точечную передачу данных. Спрос на «большие корзины» существует до сих пор, но они больше не являются единственным рынком. Хиты теперь конкурируют с бесконечным количеством нишевых рынков, любого размера. Потребители все чаще выделяют одну из ниш, подходящую именно им. Заканчивается та эра, когда одно и то же подходило всем, а на ее место приходит новое — рынок разнообразия.

Правило 98%

«В мире, где дистрибуция и упаковка практически нечего не стоят, потребители ведут себя особенным образом. Они покупают почти все… Мне кажется, что это требует больших изменений со стороны дистрибьюторов контента, но я не знаю, что именно нужно изменить!»

Представьте падение цен на дистрибуцию как снижение уровня воды, или отлив. Открывается новое пространство, которое существовало всегда, но просто было скрыто под водой. Ниши — это интенсивное распространение продуктов, которые ранее было невыгодно предлагать с экономической точки зрения. Многие из них уже существовали, но были просто незаметны или их было сложно найти. Это фильмы, которые не показывали в вашем местном кинотеатре, музыка, которая не транслировалась по местному радио, спортивное оборудование, которое не продается в магазинах Wal-Mart. Теперь все это доступно через Netflix, iTunes, Amazon или в другом месте, о котором сообщил Google. Невидимый рынок превратился в видимый…

Графическое представление

conceptual.jpg

Она начиналась как любая другая кривая спроса, ранжированная по популярности. В ее начале несколько хитов были скачаны большое количество раз, а затем кривая резко падала вниз. Что интересно, она никогда не опускалась до нуля. Если взглянуть на стотысячную композицию, становится ясно, что за месяц ее скачали тысячи раз. А кривая продолжалась: 300, 400, 500 тыс. — ни один магазин не может позволить себе держать столько записей… Однако как бы далеко я ни заглядывал, спрос сохранялся. В самом конце кривой композиции скачивались всего по четыре-пять раз в месяц, но это все равно не ноль… Такие кривые называются «кривыми с длинным асимптотическим хвостом», потому что «хвост» кривой по сравнению с ее началом очень длинный. Так я придумал термин «длинный хвост». Впервые он появился на 20-м слайде одной из моих презентаций о «новых правилах». Кажется, Рид Хастингс, генеральный директор Netflix, убедил меня в том, что я прячу самое интересное… К лету 2004 года мои выступления назывались «Длинный хвост», и я практически закончил одноименную статью для своего журнала.


В своей книге «Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса», 2006 (The Long Tail: Why the Future of Business Is Selling Less of More) Крис Андерсон даёт советы (правила) по созданию современного бизнеса, которые можно сформулировать следующим образом:

  1. Сделайте доступным максимальный выбор товаров и услуг;
  2. Установите минимальные цены;
  3. Помогите потребителю в поиске нужных ему товаров.

Теория длинного хвоста в образовании

Джеральд Фишер переносит идеи Андерсона на сферу образования - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=11&showentry=3274

Сетевой бизнес Электронное образование
Необходимые условия Неограниченное место для хранение Неограниченное знание
Головной контент Мегахиты (книги, песни...) Базовые учебные курсы
Хвостовой контент Нишевые рынки Уникальные темы, специализированные сообщества
Основные ограничения, которые без длинного хвоста не решить Множество интересных книг, песен и фильмов не попадают на рынок Множество интересных тем и идей не попадают в формальное пространство образования
Как справляться с неограниченным выбором и перегруженностью информацией Системы рекомендаций Адаптивные системы, задающие вопросы и выдающие персонализированную информацию
Структуры и взаимосвязи Отдельные несвязанные объекты Предварительно заданные структуры

Теория длинного хвоста в гражданском обществе

Чарльз Лидбиттер в книге "Гражданский длинный хвост" распространяет теорию Андерсона на область взаимодействия государства и общества.

Точно так же как мы можем предоставить доступ к любому продукту, мы можем использовать мнения и знания любого гражданина, включенного в сеть.


  • Андерсон К. Длинный хвост: новая модель ведения бизнеса. Москва: Вершина, 2006. 273 с.
Персональные инструменты
Инструменты