Конструктивизм

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.


Основные предположения конструктивизма (по Кронье)

Категория Предположение
Реальный мир структурируется в нашем сознании, на основании наших действий и предположений
Реальность локальна и личностна для каждого из нас. Наши реальность сконструированы каждым из нас.
Символы это продукты культуры, которые используются для конструирования реальности
Человеческий мозг воспринимает и интерпретирует мир, конструируя символы
Человеческие мысли это представления, возникающие на основе восприятия и социального взаимодействия
Понимание объективно, существует независимо от человеческого мозга и является внешнем к человеку

Содержание

Методы конструктивизма

Конструктивизм исходит из того, что обучение – это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Люди не получают идеи, а создают их. Эта идея основана на конструктивистских теориях Жана Пиаже). Часто цитируется его утверждение, что ребенок есть "зодчий собственного интеллекта". С позиции инструментализма под рукой у ученика должно быть все необходимое для его работы, в том числе и модели.

Конструктивизм - теория деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка. Конструкционизм противопоставляется инструкционизму, который видит процесс обучения как передачу знаний от знающего к незнающему.



Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.


Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Средства конструктивизма

На базе конструктивизма сформировались различные подходы к обучению:


Конструктивисты: Пиаже, Дьюи, Келли,


  • Cronje, J.C. and Brittz, B. (2005). Programming in the real world. Education as change. 9(2):131-161.
  • Deubel, P. (2003). An investigation of behaviorist and cognitive approaches to instructional multimedia design. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia,12(1), 63-90. - http://www.ct4me.net/multimedia_design.htm
  • Willis, J., & Wright, K.E. (2000). A general set of procedures for constructivist instructional design: The new R2D2 model. Educational Technology, 40(2), 5-20
  • Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.
Персональные инструменты
Инструменты