|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. | + | '''Конструктиви́зм''' (от constructivus — связанный со построением, конструированием). |
| | | |
| + | * [[Конструктивизм (искусство)]] |
| + | * [[Конструктивизм (философия)]] |
| | | |
− | Основные предположения конструктивизма (по Кронье)
| |
| | | |
− | {| {{prettytable}}
| |
− | |-
| |
− | !{{Hl2}}| Категория
| |
− | !{{Hl2}}| Предположение
| |
− | |-
| |
− | | Реальный мир
| |
− | | структурируется в нашем сознании, на основании наших действий и предположений
| |
− | |-
| |
− | | Реальность
| |
− | | локальна и личностна для каждого из нас. Наши реальность сконструированы каждым из нас.
| |
− | |-
| |
− | | Символы
| |
− | | это продукты культуры, которые используются для конструирования реальности
| |
− | |-
| |
− | | Человеческий мозг
| |
− | | воспринимает и интерпретирует мир, конструируя символы
| |
− | |-
| |
− | | Человеческие мысли
| |
− | | это представления, возникающие на основе восприятия и социального взаимодействия
| |
− | |-
| |
− | | Понимание
| |
− | | объективно, существует независимо от человеческого мозга и является внешнем к человеку
| |
− | |}
| |
− |
| |
− | === Методы конструктивизма ===
| |
− | [[Конструктивизм]] исходит из того, что обучение – это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Люди не получают идеи, а создают их.
| |
− | Эта идея основана на конструктивистских теориях Жана [[Пиаже]]). Часто цитируется его утверждение, что ребенок есть "зодчий собственного интеллекта".
| |
− | С позиции [[инструментализм]]а под рукой у ученика должно быть все необходимое для его работы, в том числе и [[модель|модели]].
| |
− |
| |
− | Конструктивизм - [[теория деятельности]], согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. [[Гальперин]], В.В. Давыдов и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка.
| |
− | Конструкционизм противопоставляется [[инструкционизм]]у, который видит процесс обучения как передачу знаний от знающего к незнающему.
| |
− |
| |
− |
| |
− |
| |
− |
| |
− | == Рождение термина ==
| |
− |
| |
− | Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
| |
− |
| |
− | А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
| |
− |
| |
− | То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
| |
− |
| |
− |
| |
− | == Появление конструктивизма ==
| |
− |
| |
− | Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.
| |
− |
| |
− | Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
| |
− |
| |
− | В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
| |
− |
| |
− | Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
| |
− |
| |
− | Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
| |
− |
| |
− | «Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
| |
− |
| |
− | Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).
| |
| | | |
| === Средства конструктивизма === | | === Средства конструктивизма === |