Команда Солонцы МБОУ Солонецкая СОШ Обливского района Ростовской области/Дон Наш Многоликий

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Национальные костюмы: стилевые правки)
(История заселения казахского народа на территории Ростовской области: иллюстрация)
Строка 167: Строка 167:
  
 
| style="width: 50%; background-color: #FFE4B5; border: 0px solid #FFE4B5; vertical-align: bottom; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px;" rowspan="2" |__NOTOC__
 
| style="width: 50%; background-color: #FFE4B5; border: 0px solid #FFE4B5; vertical-align: bottom; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px;" rowspan="2" |__NOTOC__
[[Файл:Казачий курень 18 в.Команда Солонцы.png|700px|center|thumb|Казачий курень-землянка начала 18в.]]
+
[[Файл:Казачий курень 18 в.Команда Солонцы.png|800px|center|thumb|Казачий курень-землянка начала 18в.]]
  
[[Файл:Юрта.Команда Солонцы.png|700px|center|thumb|Юрта]]
+
 
 +
 
 +
 
 +
[[Файл:Юрта.Команда Солонцы.png|800px|center|thumb|Юрта]]
  
  

Версия 00:17, 25 ноября 2017

centr


И наша команда многонациональна!
Команда Солонцы.Флаг Ростовской области для статьи.jpg
Флаг Казахстана.Команда Солонцы.png
Флаг Обливского района



Казачья степь объединила
Народы вольные в себе.
Основу дружбы заложила,
Как стержень жизни на Земле.
Калмык, казах и украинец-
Стоят на страже мирных дней.
Здесь армянин, грузин, даргинец-
Поют во славу песнь тебе!
Невзгоды вместе одолели,
Подняли на ноги наш край.
Родимый Дон, наш многоликий, своих сынов не забывай!


Команда "Солонцы"


Введение

Ростовская область является одним из самых многонациональных регионов. Находясь на стыке европейской и азиатской цивилизации, она стала фундаментом культурного наследия нашей страны.

Русские, занимающие большинство населения области относятся к особому субэтносу – казакам. Греки и армяне, облюбовали западные территории. На востоке тюркоязычные народы: кумыки, казахи, татары, ногайцы, горские народы: кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазины - наполнили национальный колорит.

Здесь родина для разных народов. Мы гордимся нашим многоликим Доном, а величие нам придает умение жить в мире.

История заселения казахского народа на территории Ростовской области

История заселения казахов в Ростовской области уходит далеко вглубь истории заселения и формирования самого казачества.

Торговые пути


Один из основных способ проникновения на Дон казахов - это торговые пути, которые шли вблизи Волго-Донской Переволоки. От Днепра до Азова и Каспия шла бурная торговля, и караванные пути пролегали далеко в степи Урала.

Распад Золотой Орды


Второй способ - распад Золотой Орды на отдельные улусы, которые вели междоусобные войны.
Враждовали между собой и казахские жузы. И в разные времена для примирения эти народы участвовали в походах вместе с московскими царями, налаживали дипломатические отношения.
Да и Татищев В.Н. указывал, что часть донских казаков имела смешанное (русско-татарское) происхождение. Тогда всех выходцев остатков Золотой орды называли татарами.
Так вот русские выходцы, предшественники казаков, которые попадали на Дон, усваивали местные традиции, в первую очередь - традиции степной боевой жизни.
По словам митрополита Пимена и его спутников, среднее и нижнее течение реки Дон примерно от Иловли до Азова было заселено русскими, татарами, мордвой.
Они видели «татар много зело яко же лист и яко же песок». Еще ниже они «стада же татарские видехом толико множество, яко же ум превосходящь: овцы, козы, волы, верблюды, кони». (О расположении придонских улусов, татар. Половецкая степь. М., 1948г.с.24-27).

centr

Джунгарская битва


Конечно же, говоря об истории заселения казахского народа на Дону, не стоит забывать и о таком немаловажном событии, как великая Джунгарская битва.
Как известно из истории, калмыкам или ойратам - последнему монгольскому племени, которое охраняло границы Российской империи от набегов крымских ханов, турок и горцев по договору за деньги, было предложено принять православие и стать казаками, поступив на государственную службу, но они отказались.Через казахские степи и Китай ойраты решили уйти в Монголию.

centr


Императрица Екатерина (18 век) дала команду подготовить казахов для того, чтобы джунгарское ханство было уничтожено. Так как казахи были хорошими воинами.
Казаки обучили казахские отряды современному бою, перевооружили их, отрезали тылы ойратам/калмыкам и спровоцировали выступить весной.
И вот произошла великая Джунгарская битва, на которой значительная часть джунгар была уничтожена.
Джунгарское ханство закончило свое существование, часть войск прорвалась, ушла, часть была уничтожена, а часть вернулась на территорию нынешней Калмыкии и приняла условие Екатерины. Они и стали первым сословным казачеством на территории нынешнего Казахстана и России.

Джунгарская битва.Команда Солонцы.png


Российская империя быстро прирастала разными народами, которые веками враждовали между собой. Враждовали между собой и казахские жузы, процветала барымта, то, что называется феодальной усобицей, шла межродовая резня, и чтобы прекратить все это, в казачество, в том числе были приняты наиболее духовитые рода малых народов, вошедших в Российскую империю на условиях казачьей службы. То есть им было предложено служить по казачьему укладу. Среди них были и казахи, и киргизы, и кавказцы…
Они пользовались всеми казачьими льготами, но и несли все тяготы и лишения воинской службы по укреплению государства и прекращению межнациональных распрей, но не меняли своей веры и национальностей: ни казахи, ни ингуши, ни дагестанцы, ни те же калмыки.


Таким образом, казахи также влились в казачий народ, став сословным казачеством в казахском государстве.
Казаками были сыновья Абая, Чокан Валиханов, основатель белой армии генерал Корнилов - у него мать была казашка, и многие, многие другие.

Интересные факты о казахах и казаках


1. Термин «казах» происходит от тюркского слова «казак»,
что означает ‘свободный’, ‘вольный’, ‘независимый’ или ‘скиталец’.


Слов казак и казах имеют общее тюркское значение –вольный, независимый,


2. Общее в словах

Некоторые слова очень близки по звучанию:
«бурсаки» (по-казахски – «бауырсаки») – разновидность хлебного изделия,
«дудак» («дуадак») – «дрофа»,
«маштаковатый» (мастек) – «приземистый».


Вот они строки из «Тихого Дона», где эти слова присутствуют: «Привезла домашних сдобных бурсаков» и «Ильинична совала Наталье в кофту мягких бурсаков», «А казарки - молдаванки,Дудаки - дураки, Кваки – забияки», «Григорий видел маштаковатых, не донских коньков с подрезанными хвостами» «Маштаковатый конишка Прохора на ходу тянулся к траве».



Знаменитая станица Аксайская, которая происходит от слова «аксай».
А вот если переводить «аксай» на русский как казахское словосочетание, все сразу становится понятным:
«ак» - «белый», а «сай» - «овраг», «русло реки».


3.Схожесть в строении домов.



Из-за кочевого образа жизни казаки долгое время строили землянки, либо юртообразные сооружения. также юртами у казаков было принято называть казачьи станицы в Донской волости (Нижне-Чирский юрт, Чернышевский юрт, Иловлинский юрт и т.д.)


4. Сходство в блюдах и способах их приготовления.


Например, схожи наименования блюд: "ирьян" - казачий напиток, "айран" - казахский напиток. Да и сами кухня казаков очень схожа по своему способу приготовления с кухней казахского народа. Достаточно вспомнить всеми излюбленную походную похлёбку "Шулюм".


5. Сходство в традициях.


Всем известна фраза "Казак без коня - не казак". Но и казахскому народу это не чуждо. Ведь они слыли хорошими воинами.
Недаром у казахов есть такой обычай "Ашамайга мингизу", у казаков же он называется "Посажение на коня".

Казачий курень-землянка начала 18в.



Юрта



Место проживания

Проживание казахского народа в РФ


Казахи — являются коренным народом России, четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны.
Численность казахов по переписи 2010 г. составляет 647 тысяч человек, что составляет 0,47 % от всего населения Российской Федерации.
Крупнейшие общины в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской областях.
После распада СССРи провозглашения независимости республики Казахстан, в пределах России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, осталось большое количество этнических казахов.

Проживание казахского народа на Дону

По данным переписи за 2010 год в Ростовской области численность казахов составляет 3046 ч. (0,07 %).

Численность казахского народа по районам Ростовской области.jpg


На сегодняшний день казахи проживают по отдельным районам области:
г. Ростов-на-дону-304 ч.


Города и прилегающие сельские поселения
г. Батайск −32
г. Новочеркасск- 76
г. Таганрог-53
г. Шахты −60
Азовский район-26
Аксайский район −27
Боковский район-33
Волгодонской район-53
Дубовский район- 39
Морозовский район-380
Обливский район-444
Октябрьский район-101
Орловский район-222
Тацинский район-37
Целинский район-20
Цимлянский район-27




По переписи видно, что этнические поселения преобладают в восточных и юго-восточных районах области, близость к республике Калмыкия, где преимущественно преобладают степные районы с засушливым климатом, что характерно для занятия овцеводством.


В нашем Обливском районе концентрация казахского населения сосредоточена в совхозе Новополеевский.
Это один из крупнейших поселений народов Казахстана и Дагестана. Практически, имея разные языки, эти народы несколько десятилетий проживают вместе с русским народом, сохраняя культурные традиции и пополняя колорит казачьего населения Обливского района.

Средний возраст

Если обратиться к переписи за 2002 г. можно заключить, что казахское население России относительно молодо — средний возраст 30,2 года (для сравнения у русских — 37,6 года, у чеченцев — 22,8 лет).
Большинство браков у казахов в сельской местности заключается внутри казахского этноса, в городах значительно число межнациональных браков.




Уровень владения казахским языком

По данным переписи 2002 года 72 % казахов владеют казахским языком, в сельской местности — более 90 процентов, в городах — меньшинство.
Почти все казахи (98,3 %) свободно владеют и русским, так как только меньшая часть российских казахов проживает в районах, где они образуют большинство населения, а также потому, что русский является языком школьного обучения даже в тех местностях, где казахи составляют абсолютное большинство населения. Школ с преподаванием казахского немного, и даже в них он преподаётся обычно факультативно.
В Ростовской области из-за малочисленного состава этнических поселений казахи изучают в школах русский язык. По мнению первого заместителя председателя Всемирной ассоциации казахов Калдарбека Найманбаева, высказанному им в 2003 году, в России проживало свыше 1 млн этнических казахов и их главной проблемой являлось недостаточное или практически полное незнание родного языка.

Миграция


Большая часть населения, особенно находившаяся в приграничных районах к Поволжью, стала переселяться в Волгоградскую и Ростовскую область в 1937 году.
Причина — голод. Засуха привела к сокращению овцеводческих хозяйств. Да к тому времени казахи уже вели оседлый образ жизни. Расселялись, где можно было традиционно заниматься хозяйством и кормить многодетные семьи.
Некоторые российские казахи переезжают в Казахстан и другие страны, при этом основная часть убытия казахов приходится именно на Казахстан, куда казахи возвращаются по программе этнической репатриации как оралманы.
Есть также и встречный поток миграции казахов из Казахстана в приграничные российские области.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2008 году из страны выехало более 2 тыс. этнических казахов, въехало свыше 7 000 оралманов.
Существует отток казахов-специалистов из российских городов в Алма-Ату и Астану (снижается с 2006 г. по данным Госкомстата РФ).

Поселок Новополеевский как место проживания казахов на Дону
Основной вклад в развитие Ростовской области


Местные жители

15 апреля 1966 года из двух отделений совхоза «Светоч» Милютинского района был выделен птицесовхоз Песчаный Обливского района.
Сельхозугодья раскинулись на площади 11 тыс. га.
Название «птицеводческое хозяйство» говорило само за себя - оно должно было разводить птицу. Песчаный берет курс на разведение индеек, что по истечению времени не даёт результатов.


Но именно благодаря большому количеству казахских семей совхоз Песчаный (ныне поселок Новополеевский) сменил в 1966 году свое животноводческое направление из птицесовхоза стал овцесовхозом. Хозяйство разводило овец мясной породы. В это время насчитывалось 14800 голов овец.


Ведущее положение в хозяйстве занимает производство зерна 52,5 %, овцеводства - 31%, в том числе шерсти -18,8%. В хозяйстве проводились опыты развития тонкорунного овцеводства. Помимо этого, традиционно в каждой семье из овечьей шерсти ткали ковры, вязали шерстяные изделия. Дополнительной отраслью является скотоводство - 7,2%.

Почётный житель Обливского района.Команда Солонцы.jpg

Благодаря неиссякаемому трудолюбию местных жителей (казахского населения) совхоз стал одним из самых перспективных хозяйств района. На протяжении многих лет бригада чабанов занимала первые места.

Гордостью совхоза является Беккеров Нигмет, а на русский лад Михаил Сергеевич. Работал чабаном. Был победителем на протяжении многих лет.

За большие трудовые заслуги с 1970 по 1973 г. награждался двумя Орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Получил почетное звание "Мастер-золотые руки" по стрижке овец .

По итогам года получал бесплатные путевки в города-здравницы: Пятигорск, Ессентуки и др. В родном посёлке обзавелся большой семьей. Сейчас его внуки хранят память о дедушке и в школе нас знакомят с его мастерством.



В 80-е годы территория посёлка начинает расширяться, а население становиться многонациональным (казахи, даргинцы, кумыки, чеченцы, ингуши). Одно время насчитывалось 17 национальностей. Появились смешанные браки.


Толерантность, человеколюбие, умение соблюдать межконфессиональный мир, позволяют молодому поколению и вновь приезжающим переселенцам гордиться своей малой родиной. Той, которая дает пищу и кров.

Традиции и обряды народа

Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай). Этот наказ помнят и нынешние казахи. Трудно встретить казаха, который не знаком со смыслом таких понятий, как суйiншi (плата за добрую весть), шiлдехана (празднование рождения ребенка), байғазы (обычай дарить подарок за впервые увиденную в доме новую вещь), беташар (обряд открывания лица невесты).

Семейные

Безусловно, одним из наиболее важных являются традиции, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

Бесик салу


Этот обычай доверяют киндик шеше (второй матери), которая накрывает младенца семью вещами: специальным одеялом, халатом, кибинеком (войлочным плащом), шубой и сверху:
- если младенец мальчик, кладут узду и нагайку, для того чтобы он вырос хорошим наездником и нож, чтобы отпугнуть злых духов.
- если младенец девочка — зеркальце и расческу, чтобы она выросла красавицей.






Цветные путы.команда солонцы.jpg
Тусау кесу (перерезание пут)

Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на Tұсаукесер тойы. Право разрезать путы на ногах ребенка дается не каждому. Tұcay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях, т.к. по поверью судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Он должен быть еще и легким на подъем, чтобы ребенок во взрослой жизни не спотыкался. Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Это могут быть стебли растений - символ многочисленного потомства; бараньи кишки - символ сытости. Но наиболее популярны шерстяные цветные нитки - символ честного и благородного человека.

«Ала жiп» или пестрые нитки имеют свое предназначение. Белый — чтобы ребенок вырос благородным, зеленый — чтобы жил долго, красный — чтобы был богатым.

Путы на ноге ребенка завязывают таким образом, чтобы она при перерезании могла держаться на каждой ноге не зависимо друг от друга. Для этого проделывали отверстие в монете и нанизывают на веревочку с внутренней стороны ножек ребенка. Между ног ставят хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт.

Разрезание пут.Команда Солонцы.jpg


Перерезающий ленту приговаривал:
«Кашсан кvтыл, кусан жет», то есть «Будет убегать — пусть его не догонят, будет преследовать, пусть — догонит».
Каз-каз, балам, каз, балам, Ты шагнешь, а мне отрада
Кадам бассан, мэз болам! Шагом мамочку обрадуй,
Кvрмеуiндi шешейiн, Путов на ногах лишу
Тvсауынды кесейiн. Станет легче малышу.
Каз-каз, балам, каз, балам, Ты коленки распрями,
Такымынды жаз, балам! Прямо к мамочке шагни.
Кадамына карайык, Столько пальцев мать согнет,
Басканынды санайык. Сколько раз малыш шагнет.
Каз-каз, балам, жvре гой, Мышцы ножек напряги,
Балтырынды тvре гой Жеребенком побеги!
Тай — кvлын боп шаба гой
Также с помощью этого обряда родители угадывают и будущую профессию ребёнка. А помогают им в этом предметы, которые лежат перед только что начавшим ходить ребёнком (ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т. п.). Что первым возьмёт ребёнок, тем и будет заниматься.
А после окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.

Ашамайга мингизу (посвящение в наездники)
Посвящение в наездники. Команда Солонцы.jpg

Казахи, являясь кочевниками, жизнь которых целиком зависела от умения ухаживать за домашним скотом, стремились с самого раннего возраста приучить детей к верховой езде.


Умение держаться в седле было одним из главных условий выживания в степи. Поэтому у казахов существовало много обычаев, связанных с лошадью, одним из которых и является ашамайга мингизу — первое сажание в седло.


Когда мальчику исполняется 4-5 лет, его посвящают в наездники. Для него делают ашамайер (специальное седло из дерева). Стременами ребенку служат мешочки, сшитые наподобие переметной сумки — хурджуна. В них засовывали ножки малыша.


Выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и садят на него ребенка.
Первую ритуальную посадку на ашамай осуществлял аксакал аула с пожеланиями стать прекрасным наездником, прожить счастливую и долгую жизнь.
Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.

Свадебные

Не так давно родители сами выбирали своим детям подходящую партию, и считалось грехом нарушение их воли. Теперь традиции стали более лояльными и будущие супруги сами решают на ком жениться или выходить замуж, но с благословения родителей.

Обычай давать калым за невесту остался, также как и то, что невеста должна иметь приданное, но несколько видоизменился — ведь не у многих сейчас в запасе имеется табун лошадей и отара овец.

До сих пор в семьях принято женить или выдавать замуж по старшинству. Младший ребенок, как правило. Остается жить с родителями. Интересно то, что сваты едут сватать невесту без жениха, это дань уважения старшим. Свекровь одаривает невестку золотым украшением серьгами или кольцом.

Национальные праздники
Праздник Корису Айты.Команда Солонцы.jpg
Корису айты


Празднуется 14 марта. Именно этим мартовским днем наступает новый год.
В глубокой древности казахи, занимавшиеся только кочевым скотоводством, начинали пересчитывать скот, когда оставалась только одна неделя до дня весеннего равноденствия.

Люди ликовали, что заканчивается такая длинная зимняя пора, шли в гости друг к другу, чтобы обсудить свои дела. Обязательным правилом здороваться со старшими. Чем больше в этот день проявишь уважения. Тем богаче будет наступающий год.

И, конечно, начиналась подготовка к Наурызу, светлому празднику во славу не только весеннего равноденствия, но и обновления природы; празднику, олицетворяющему плодородие, дружбу и любовь.

Наурыз

Самый любимый и ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего равноденствия. Казахи, как и многие тюркоязычные народы, празднуют равноденствие дня и ночи 22 марта как Великий день Улуса. В этот день все семьи варят наурыз коже и угощают друг друга. Все люди надевают лучшие одежды, желают друг другу добра и благополучия, прощают старые обиды, веселятся.

Курбан байрам

Праздник, который наступает после поста Уразыбайрама (очень схож с Великим Постом перед Пасхой у христиан), готовясь к нему мусульмане не употребляют пищу от восхода до заката. Термин Курбан-байрам имеет тюркское происхождение. «Курбан» в переводе с арабского означает приближение, «байрам» — праздник.

Для обряда выбирают наилучшее животное, красивое и здоровое, в возрасте от года. Проведя заклание, мясо скотины распределяют на свою семью и нуждающихся людей. Первую часть мяса хозяин берет себе, вторую отдаёт на праздничный стол, третью — бедным и голодным мусульманам. Очень важно быть щедрым: раздать семи семьям . Жертвенных животных дарят детским домам, пансионатам для престарелых.

Такой стол накрыли дети на мероприятии "Кавказ - наш общий дом"

Дастархан — гостеприимство казахов
Акция "Кавказ - наш общий дом"


В любое время дня и ночи, если в дом постучится человек, то ему не откажут в помощи.
Можно остановиться в любом доме и везде быть уважаемым гостем.
Дастархан — это один из самых старейших обычаев казахов. Он гласит так:
- если гость остаётся недоволен оказанным ему приемом, он может обратиться в суд биев.
-если гость вошел даже в дом кровного врага, то хозяин дома ответствен за его жизнь до самого отъезда.


У казахов широко развита взаимопомощь друг другу. Такая помощь раньше имела различные названия: жылу, немеурин, уме, аеар. Так, сообща они могли собрать неимущему скот, провести работы по стрижке овец, оказать помощь в сборе урожая, на сенокосе, в строительстве жилища. И сегодня в аулах казахи часто провозглашают асар, чтобы помочь в строительстве дома односельчанину. За работу никому ничего не платят, но хорошо кормят.


К традициям и обрядам казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития.
По-особому заваренный чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким столиком.
Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю или члену семьи.

Национальные игры


У казахов существует множество национальных игр, развлечений.
На вечере молодежи играют в «Ханвизирь», «Соседи», «Жылтыр ушел», «Мыршым» и другие увеселительные игры. Молодежь всю ночь играет в «Айголек», «Бросание ремня», «Саккулак», «Различи шепот», «Тымпи», «Алтыбакан» (качели). Кроме того, у казахов есть игра «Тогыз кумалак», которая учит считать.
Немало у казахов и спортивных развлечений и игр. Наиболее популярные казакша курес— борьба, бросание жамбы, стрельба из лука, перетягивание аркана, пешие соревнования; многие игры проводятся верхом на лошади: байга, саис, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они воспитывают силу, ловкость, смелость. Из военно-спортивных игр можно назвать жамбы ату, которая вырабатывает глазомер и меткость. Самому меткому присваивается звание мерген.


Традиции казахов — это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год.

Национальные костюмы

Основная верхняя одежда:

1.Шубы. Общее название «тон». Шубы из меха пушных зверей - «ишик».

2.Шекпен – длинный плащ из верблюжьей шерсти от дождя.

3.Халат - шапан — основной и древний вид одежды казахов, один из составных элементов казахского национального костюма. Шапан носили мужчины и женщины.

Головные уборы:

1.Калпак – старинный островерхий войлочный головной убор.

2.Шапка – борык. Разновидность весеннего и осеннего мужского головного убора Интересен тот факт, что слово «борык» — древнейшее слово, происходит от слова «боры» — волк. Волк, как известно, древний тотем тюркских племен. мехом выдры, соболя, мерлушки.

3.Тюбетейка — такия'' — головной убор, один из наиболее популярных элементов казахского национального костюма.

4.Саукеле – женский свадебный головной убор.

Неотъемлемой частью казахского национального костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти — белдик.


Обувь

В комплект казахского национального костюма входит обувь: сапоги, башмаки.

Среди мужчин бытовали легкие сапоги для верховой езды ичиги — маси, украшенные накладками серебряныеми бляшками.

Женские сапоги шили из красной или зеленой юфти, вышивали шелком. Женщины носили сапоги — кибис, унизанные мелкими фигурными серебряными бляшками с узором.





Ученики МБОУ Солонецкая СОШ в национальных костюмах

Национальная кухня

В казахской национальной кухне, как в зеркале, отразилась душа народа, его история, обычаи и традиции. С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. Казахская национальная кухня — это кладезь вкуснейших блюд из мяса и молока. Этот народ очень долгое время (почитай всю историю существования) вёл кочевой образ жизни, что в свою очередь и отразилось на его кулинарных пристрастиях.

Мясные блюда
Беккерова Айжан с национальным блюдом


Мясо — основа большинства блюд.

Именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Традиционными видами мяса для казахской кухни являются: баранина, конина, говядина, верблюжатина.

Последнее — несколько пореже, нежели остальные виды мяса. А птица в казахских рецептах встречается исключительно в виде дичи, ибо специальным её разведением никто не занимался (неудобно при кочевом образе жизни).

Блюдо "Бешбармак"

Мясные блюда.Команда Солонцы.png


Украшением любого дастархана является популярное блюдо "Бешбармак".


К слову сказать, "Бешбармак (Бесбармак)" - главное блюдо национальной кухни.


Бесбармак в переводе с казахского означает «пять пальцев».
Бесбармак обычно состоит из отварного мяса (часто нескольких видов — конины, баранины, говядины и верблюжатины), лапши, сваренной большими прямоугольниками и наваристого бульона.


Говоря о казахской национальной кухне, не стоит забывать и о блюде "Кой-бас" (отварная баранья голова). Ставят ее перед самым почетным гостем и доверяют ему разделывать кой-бас.


При этом каждой части головы придают особой значение.
К примеру, юношам отдают уши, чтобы те были внимательными, девушкам — нёбо, чтобы они были трудолюбивыми и так далее.


К слову сказать, разделка вареного мяса за дастарханом – целый ритуал, наполненный особого смысла.
В том какие куски получает из рук хозяина дома каждый из сидящих за столом, соблюдается четкая субординация:
- тазовые кости и голень раздают пожилым почетным гостям,
-грудную кость сыну или невестке,
-шейный позвонок – незамужним девочкам и так далее.


Супы

Видеорецепт супа "Кеспе"

Видеорецепт супа "Коже"

Рецепты супов


Кеспе
Это казахский суп с лапшой.
Переводится «кеспе» как бульон, который, кстати, готовят на конине, говядине или верблюжатине.
Бульон обязательно должен быть очень наваристым, а мясо жирным, на кости.

Мучные изделия
Готовила Беккерова Айжан


Хлеб чаще всего выпекается в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки (мелкие кусочки). Буханочный хлеб совсем не распространён.


Видеорецепт Казахские лепёшки "Шелпек"

Видеорецепт Баурсаки

Блюда из муки и теста.Рецепты.

Кисломолочные продукты и напитки

Среди национальных казахских рецептов встречается очень много кисломолочных блюд. Ведь из-за кочевого образа жизни только такой вариант приготовления позволял сохранить молоко на максимально долгий срок. Благодаря этому сегодня национальная кухня изобилует рецептами блюд и, конечно же, напитков из коровьего, кобыльего и верблюжьего молока.

Кумыс.Команда Солонцы.jpg


Существует большое разнообразие молочных блюд и напитков:
- кумыс (взбродившее кобылье молоко),
- шубат (кислое верблюжье молоко),
- айран (вид кефира),
- каймак (сметана),
- килегей (сливки),
- сары-май'' (подсоленое сливочное масло),
- катык (среднее между простоквашей и творогом),
- курт (твердый солёный творог или солёный сыр),
- иримшик(твёрдый сыр из овечьего молока) и др.

Но самым традиционным молочным напитком принято считать аклак. Цельное коровье молоко сгущают простоквашей из овечьего молока. После кипячения образовавшуюся жидкость сливают. В готовый аклак добавляют кипячёное молоко, сливочное масло.

Церемония чаепития.Команда Солонцы.jpg
Чаепитие.Команда Солонцы.jpg


Говоря про особенности национальной кухни казахского народа, следует упомянуть и о чае. Потому что чай для казахов — это напиток номер 1!

Его потребляют чуть ли не больше всего в мире — аж 1,2 кг в год на человека (вдвое больше, чем в Индии).


И да, казахский чай — это не просто заварка с водой, это почти всегда ешё и сливки, и молоко. Так что низкокалорийным казахский чай точно не назовёшь.

Технология приготовления. Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией.

Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Большое место отводилось всегда заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса — казы, шужук, жал, жая, карта и др.

Национальный фольклор

Акыны.Команда Солонцы.jpg


Казахи – большие поклонники словесного искусства.


Акыны – так называют народных поэтов – устраивают настоящие импровизированные соревнования (айтыз).

Акыны соревнуются в искусстве словесного пения, сопровождая свой сказ игрой на национальных струнных музыкальных инструментах: домбре или кобызе.

Народные песни


Песни казахов в основном передают тему кочевого и полукочевого образа жизни. Занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа.
В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству.
Традиционным видом музыкального искусства являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни «жар-жар», «сынсу» и др.


Конечно, самыми интересными и поучительными являются колыбельные песни.

Когда рождался ребенок, проводился той — шильдехана — праздник прибавления в семье.
Воспитание детей начиналось с колыбельной песни у бесика-люльки:


Баю, баю, мой белый ребенок,
Спи, моя радость, на белой постели.
Не плачь, мое чадо, не плачь.
Я тебе кость подарю…
Баю, баю, мой беляна —
Из бараньей шерсти мой колпак.
Пусть для других он ничего —
А для меня он белый-белый!




Народные танцы

Казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил и канонизированного образа. Чаще всего это вольная импровизация.

Тематика народных танцев широка и многогранна:
- трудовые («ормек би» или танец ткачей);
- охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» — обучение охоте ловчей птицы);
- танцы-состязания («утыс би»),;
- сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»);
- танцы с предметами.

Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр. Существовали пляски - состязания, призванные показать выносливость и ловкость танцоров, пляски-игры.

Наиболее интересный танец – танец «Камажай», получивший своё название от песни. В песне воспевается красота девушки, ее изящество и непосредственность. Строится танец на несложных, но красивых движениях, на обыгрывании кос, браслетов, деталей костюма.

Сказки


Выдающимся памятником устного народного творчества является "Кырык отирик" - "сорок небылиц", не поддающийся до сих пор точному переводу на русский и другие языки.
Жесток нрав ханов-властелинов.
Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира.
Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость за сорок своих небылиц.

Народная мудрость.Пословицы и погооврки


Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни казахского народа, отражая его опыт в лаконичных, но метких и образных выражениях:


«Великодушию научись у матери, воспитанность возьми у гения»


«Собака на поводу не пригодна для охоты», «Молодость — огонь, старость — рабство»


«Если даже отдашь врагу жизнь, не отдавай секретов», «Батыр умирает только раз, трус — тысячу раз»

Заключение

Руководитель команды "Солонцы" Арженовскова Т.И. с учениками Солонецкой школы


Донское казачество пестро в этническом отношении. Всегда господствовал русский язык и православная вера, но другие веры не притеснялись, а соседи - турки, крымские татары, ногаи, поляки и другие - воспринимали их как русских людей, подданных московского царя.

Пушнин Ян в национальном костюме на празднике "Кавказ - наш общий дом


Поэтому, когда мы говорим о жителях Донского края, мы говорим о первых кочевых племенах – потомках золотой Орды и уж потом о формировании казачества – пестрого лоскута, вобравшего в себя умение терпеть лишения, мужественно сражаться, сохранять единство духа.

Задача нашего поколения заключается в сохранении и развитие традиционных культур народов, проживающих на Дону. Поэтому ежегодно в Ростове-на-Дону проводятся различные фестивали. Наиболее популярными являются "Фестиваль реки Дон" и "Фестиваль национальных культур «Народов Дона дружная семья»".

Учредителями и организаторами праздника является Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Ростовской области, Областной дом народного творчества. Среди участников фестиваля есть самостоятельные исполнители и семейные коллективы, национальные творческие коллективы.

«Кавказ — наш общий дом»

Праздники, посвященные традициям и культуре народов, проживающих на Дону, проводятся не только в Донской столице.

Из-за большой концентрации кавказского населения в Обливском районе проводятся мероприятия, направленные на более тесное знакомство с культурой этих народов.

Так, например, в МБОУ Солонецкая СОШ ежегодно в рамках Дня толерантности организуется социально-значимая акция «Кавказ — наш общий дом». Ее цель — воспитание в подрастающем поколении терпимого отношения к иным национальностям, полу, возрасту, языку, социальному происхождению.

В данной акции участвуют не только учащиеся школы, но их родители, а также преподаватели. Ребята приносят традиционные блюда, накрывают большой стол в холле школы и угощают всех гостей.

Команда Солонцы.Акция.jpg Акция. Кавказ - наш общий дом.Команда Солонцы.jpg Команда Солонцы.Фото акции Кавказ наш общий дом.jpg

Источники

Джунгарское нашествие [1]

Заселение казахов [2]

Казахский национальный костюм [3]

Казахские народные сказки [4]

Литература и культура казахского народа [5]

Национальные праздники. Игры. [6]

Национальная кухня [7]

Традиции и обычаи [8]

О посёлке Новополеев [21102006.pdf]

Национальный состав населения Ростовской области [9]

Перепись населения за 2010 год [10]

Персональные инструменты
Инструменты