Команда РАПовцы города Нижнего Новгорода/Сетевой проект Святой витязь земли русской

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Состав команды)
(Состав команды)
 
(не показаны 39 промежуточных версий 4 участников)
Строка 22: Строка 22:
  
 
[[Участник:Александр Андронов|Александр Андронов]]
 
[[Участник:Александр Андронов|Александр Андронов]]
 +
 +
[[Участник:Иванова Ксения РАП| Иванова Ксения]]
  
 
[[Участник:Бандрыгин Влад| Бандрыгин Влад]]
 
[[Участник:Бандрыгин Влад| Бандрыгин Влад]]
Строка 31: Строка 33:
  
 
rapnnov@gmail.com
 
rapnnov@gmail.com
 +
 +
[[Сетевой проект Святой витязь земли русской]]
 
|}
 
|}
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
Строка 52: Строка 56:
  
 
== "Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)==
 
== "Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)==
 +
'''Вопросы для исследований'''
  
 
'''Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?'''
 
'''Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?'''
  
+
В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья с их благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которой они обложили русский народ. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администрации.
  
 
'''Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?'''
 
'''Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?'''
  
+
Существуют разные взгляды на этот вопрос. Например, позитивного или незначительного влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси. Древнерусские летописи, Лихачев, Карамзин и Вернадский считали влияние ига на экономику Руси негативным. Большой ущерб нанесли монголо-татары крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение, голод, постоянная угроза рабства. Огромные ценности уходили из страны в виде дани и запросов.
  
'''Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?'''
+
В первые сто лет монгольского владычества русская внутренняя торговля сильно уменьшилась из-за разрушения городских ремесел, а вследствие этого – неспособности городов удовлетворять потребности сельских жителей. Наибольший урон внешняя торговля Руси понесла от деятельности среднеазиатских купеческих корпораций, пользовавшихся покровительством хана, стремившегося получить контроль над торговыми путями. Монополистами внешней торговли стала могущественная корпорация мусульманских купцов. Конкуренты им были не нужны, в результате «Киев остался перевалочной базой для товаров, но участники этого процесса стали другими», русские купцы были оттеснены.
  
.
+
Рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Так, перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось, а затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось изготовление керамических амфор; резкий упадок испытало искусство перегородчатой эмали; сложная техника черни и зерни в ювелирных работах возродилось лишь в 16 веке; исчезли искусство перегородчатой эмали и техника чернения, в грубой форме восстановленные лишь к XVI веку; на несколько столетий исчезла многоцветная строительная керамика; замирают, полностью или частично, составление летописей и переписка рукописей.
  
 +
'''Каково влияние ига на политический строй Руси?'''
 +
 +
Нашествие монголов изменило и политический строй жизни русских земель. Вплоть до начала XIII в. Русь сохраняла относительное единство, которое выражалось многими началами - этнической общностью древнерусской народности, развивавшейся по пути консолидации вплоть до установления владычества монголо-татар и литовцев, наличие налаженных экономических связей в пределах всей огромной страны, единство общерусского законодательства, сохранившего одинаковую силу во всех землях и княжествах, единство самобытной культуры русского народа, единство православной веры и централизация ее управления и, наконец, общерусский строй политической власти.
 +
Нашествие Батыя изменило все. Пришел конец участию народа в политической жизни. Уничтожение городов с их богатыми традициями самоуправления, массовые убийства их жителей, которые могли помнить эти традиции, привели к полному отмиранию традиций вече как формы волеизъявления народа, как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси. Города восстанавливали князья, и именно князья устанавливали теперь в них правила. Изгнание князя, получившего ярлык от хана на владение городом, стало просто немыслимо. Это грозило карательным походом татар. В ходе татарского нашествия было уничтожено большинство русских дружинников.Таким образом, какие-либо механизмы ограничения власти русских князей были сломлены.
 +
 +
Изменились междукняжеские отношения, так как каждый из князей был занят восстановлением своей "отчизны", а о "братьях" и не вспоминал. Да и какой смысл вспоминать о былом единстве, избрании великого князя, когда бывшая столица - Киев лежит в развалинах, править в ней никто не хочет. Какой смысл было говорить о "распределении уделов", когда князья получают ярлыки на княжение из рук хана. Русь окончательно распалась и единственное, что объединяло теперь русских князей - общая зависимость от Золотой Орды. Татары всеми силами препятствовали объединению Руси. Они перекраивали политическую карту Руси, мешали усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями за ханский ярлык на княжение. Всех объединял только общий страх перед новым нашествием татар.
 +
Страх и рабская угодливость проникли во все слои общества. Чувство собственного достоинства потеряли не только простые люди, но и князья. По подсчетам исследователей, только в Северо-Восточной Руси во время нашествия монголов погибло: в Рязанской земле - 9 князей из 12, из 3 ростовских князей - 2, из тех 9 суздальских князей, которые были в это время взрослыми и находились в своих землях, было убито 5. Монголо-татары всюду старались привлекать на свою сторону воевавших против них полководцев, давали им армии и направляли воевать с собственным народом.
  
 
'''В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем?'''
 
'''В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем?'''
 
  
[http://www.example.com ССылка на Карту]
+
Задача политического деятеля ХIII века формулировалась таким образом: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу, определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Победа в Ледовом побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года сделала князя Александра Невского самым уважаемым среди русских князей. При жизни отца Ярослава Всеволодовича Александру удалось уклониться от поездки в Орду. Став владимирским князем, Александр отдал Суздаль, Рязань, Новгород монголам для проведения переписи, сбора дани. В Новгороде и Пскове жители подняли антиордынское восстание. Жестоко подавив восстание, Александр привел жителей этих городов к покорности Орде. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада.
 +
 
 +
[https://cacoo.com/diagrams/794CifGAu3jKU4f2 ССылка на Карту]
  
 +
'''На первом этапе командой РАПовцы'''
  
 +
*Выявлены исторические особенности эпохи Александра Невского. - Мозговой штурм, все.
 +
*Даны ответы на вопросы для исследований на странице команды. - Ксюша.
 +
*Визуализирована эпоха Александра Невского с помощью on-line ментальной карты. - Александр и  Катя.
 +
*Написаны письменные отзывов на вики-страницах обсуждений 2 команд. (названия команд и ссылки на них) - Таня.
 +
*Проведена рефлексия в блоге проекта. - Татьяна
 
|}
 
|}
  
Строка 78: Строка 97:
  
 
== "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)==
 
== "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)==
 +
 +
'''Вопросы для исследований'''
 +
 +
'''Как вы думаете, почему давление рыцарей - крестоносцев на Русь усилилось в начале 40- х годов 13 века?'''
 +
 +
''Мы считаем, потому что Русь ко времени вторжения крестоносцев на её территорию находилась в тяжёлом (ослабленном) положении,  Во-первых, она была раздроблена, во-вторых,  только-только была захвачена монголами.  Кроме того они надеялись на легкую победу, зная, что Александру ждать помощи неоткуда.''
 +
 +
Поясним наш ответ:
 +
 +
Европа и Русь вступили в тринадцатый век в сложной политической, религиозной и военной обстановке. После великих крестовых походов авторитет папства и римских священников пошатнулся. Главнейшие реликвии христианства, его материальные предметы, связанные с деятельностью Иисуса Христа - Нерукотворная икона Богородицы, крышка Гроба Господня с изображением самого Христа, высеченным Ангелом Божьим, Неугасимая лампада, горевшая перед Гробом Господним, плащаница и знаменитая Вероника - плат с нерукотворным изображением Спасителя, другие святыни, многие века хранившиеся в храме Воскресенья Господня в Иерусалиме, были неожиданно утрачены. Ради завладения ими и затевали крестовые походы папские духовники Они мечтали названные выше святыни перенести в Рим, чтобы тем самым возвеличить этот город и папство, сделать Рим мировой столицей христианства. Но после крестового похода святыни исчезли.
 +
 +
А случилось вот что. Участники первого крестового похода нуждались в средствах. Перед отправкой в Палестину рыцари взяли крупный заем у византийского императора Исаака Комнина. И тот, как только крестоносцы взяли Иерусалим, попросил рассчитаться с долгами. В их уплату крестоносцы и отдали святыни. В Константинополь были отправлены надгробная плита с изображением Спасителя и многое другое из святых реликвий. Римские священники получили только гробницы апостолов Петра и Павла да реликвии святых более низших рангов.
 +
 +
Православный Константинополь, получивший от крестоносцев главные святыни, вывезенные из Палестины, продолжал оставаться мировым центром Христианства. Его позиции даже возросли, чего никак не хотели католики Рима. Они организовали крестовый поход на православный Константинополь. В 1204 году Константинополь пал.
 +
 +
Но папские миссионеры и там не получили того, на что рассчитывали: великие реликвии христианства вновь от них ускользнули. По свидетельству рыцаря Робера де Клари, они во время штурма города стали добычей венецианцев и были ими кому-то проданы.
 +
 +
Зато вскоре в первой Новгородской летописи тех лет был записан рассказ Добрыни Ядрейковича о падении великого Константинополя, свидетелем которого стал новгородский политик и боярин. И сделана приписка к его рассказу, что Добрыня Ядрейкович привез в новгородский храм Святой Софии кусок Гроба Господня!
 +
 +
Эта запись способна многое объяснить в Европейской истории, а также и в истории Новгородской земли в первой половине тринадцатого века. Советский историк, исследователь рыцарства Дмитрий Зенин считает, например, что, заполучив кусок Гроба Господня, частицу главнейшей святыни, Великий Новгород сразу стал в одну шеренгу с крупнейшими мировыми центрами христианства - Иерусалимом, Константинополем и Римом, а значит автоматически - первейшим городом на Руси. Видимо, ценнейшее приобретение послужило и тому, что Добрыня Ядрейкович вскоре был провозглашен новгородским архиепископом - Антонием Вторым, а Новгородская архиепископия с того времени стала считать не обязательным для себя исполнять указания Киевской митрополии.
 +
 +
В 1238 году стали частыми гостями на Руси легаты папы Григория IX, который решил, что настало благодатное время решительных успехов католичества на востоке Европы. Так как с востока к пределам Европы катился грозный вал монгольского нашествия. Орды кочевников уже теснили волжских булгар и половцев из причерноморских степей, грабили и разоряли южные русские земли. Некоторые южнорусские князья уже бежали от татар в Австрию, Венгрию, Богемию и Моравию. Легаты Григория IX вели переговоры о переходе в католичество и с отцом Александра великим князем Владимирским Ярославом, и, как полагает историк Дмитрий Зенин, уговаривали его передать Риму священный кусок Гроба Господня. Великий князь будто бы уклонился от ответа, сказав, что он не волен распоряжаться имуществом Новгородской церкви.
 +
 +
В мае 1240 году в Новгород приехали тонкие политики, католические кардиналы Гельд и Гемонд. Официально утверждалось, что они прибыли побеседовать с юным князем о вере. И действительно, в летописи нет упоминаний о встрече легатов с архиепископом Новгородским, но в них зато сообщается, что после беседы с папскими послами князь Александр наедине держал совет с архиепископом, а потом, пригласив папских послов, сказал им лишь одну фразу: "От вас учения не приемлем".
 +
 +
После посещения Новгорода католические кардиналы отправились ... в Швецию. И не случайно. Враг папы император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса запретил всем своим подданным участвовать в любых предприятиях, проводимых католической церковью, под угрозой конфискации всех земельных владений провинившихся. И это охлаждало самых горячих сторонников папы.
 +
 +
Немецкие рыцарские ордена, будучи вассалами Ярослава Владимирского, не решались тогда выступить против его сына. На призыв папы пойти в Новгород за святыней могли только откликнуться в Швеции, где только закончилась междоусобная война и ярл Биргер, отличившийся в борьбе против законного государя, очень нуждался в отпущении грехов. Участие в походе на Новгород, освященном главой Католической церкви, позволяло Биргеру рассчитывать на прощение его великих грехов и на то, что за его потомками будет закреплено право престолонаследия в Шведском королевстве. Кроме того Биргер надеялся на легкую победу, зная, что Александру ждать помощи неоткуда. Под Киевом стоят рати хана Гаюка, многие земли русичей сильно пострадали от монгольских набегов. А в самом Новгороде авторитет папы римского был достаточно внушительным.
 +
 +
По мнению папских легатов, да и самого Биргера, достаточно было только высадиться на Руси с солидной военной силой и прочитать папскую буллу новгородцам, как все будет улажено без особого сопротивления. Для подкрепления папской буллы практичный Биргер включил в состав своего войска и претендента на новгородскую архиепископскую кафедру епископа Томаса. Обстановка была критической.
 +
 +
[http://pamyat.kurganobl.ru/print.php?ep=0&&pid=84 Источник]
 +
 +
'''Какие черты вы считаете наиболее существенными для характеристики Александра Невского как полководца?'''
 +
 +
...
 +
 +
'''Какое значение имели победы Александра Невского?'''
 +
 +
...
 +
 +
На втором этапе командой "РАПовцы":
 +
*Построена on-line лента времени «Название ленты» (всех сражений под предводительством Александра Невского); Проведен "мозговой штурм" по содержанию и выполняет Александр.
 +
*Выполнены ответы на вопросы для исследований на данной странице; Выполняет Влад.
 +
*Написаны письменные отзывы на вики-страницах обсуждений 2 команд (ссылки на эти страницы делает Влад); 
 +
*Проведена Рефлексия в блоге проекта (ссылка на страницу блога). Отвечает Татьяна.
 +
*Проведена самооценка. Прикрепляет листы самооценок команды Татьяна.
 +
 
|}
 
|}
  
Строка 84: Строка 151:
  
 
== "Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)==
 
== "Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)==
 +
 +
 +
===Вопросы для исследований===
 +
*'''Почему победа над крестоносцами имела не только военно-политическое значение, но и духовное?'''
 +
''Победа имела огромное духовное значение, так как на Руси было сохранено православие.''  Поясним наш ответ:
 +
 +
В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская, которая принимала условия немцев и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые вероятно осознавали, что Ливонские рыцари отправились на Русь не в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территорию Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. В итоге хуже всего от этого должно быть ни немцам, ни монголам, которые по большому счёту всё равно ничего не потеряют при любых раскладах. Наибольшие потери в этом случае ожидали Русь. Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский».
 +
Угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии легко заняли Псков, а так же Ям и Копорье. Произошло вторжение крестоносцев на Русь. Новгород был в опасности. Его жители опять позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.
 +
 +
После триумфальной победы над крестоносцами в 1242 г. всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Нужен был крепкий союзник. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники. Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не стали строить колонию на русской земле, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили его отца. Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. ''Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.''
 +
 +
*'''С чем связана канонизация Александра Невского в 16 веке?'''
 +
Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве. Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). «Повесть о житии Александра Ярославича Невского», написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя. В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
 +
 +
Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания.
 +
 +
Наш ответ на вопрос: ''В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра. В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей.''
 +
 +
[http://www.pravoslavie.ru/put/48583.htm Источник]
 +
 +
*'''Каково значение святого благоверного князя Александра Невского для современного православия?'''
 +
Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.
 +
 +
Используемые источники:
 +
На третьем этапе командой РАПовцы:
 +
1.Даны ответы на  вопросы для исследований на странице команды - Влад
 +
 +
2.Приняли участие в виртуальном  геокешинге: - Вся команда.
 +
 +
**'''Прошли по ссылкам и  расшифровали QR код''':
 +
**Пункт 1 [http://goo.gl/tcwxap Рано в седло сел, рано и прославится!]
 +
Это Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский). В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе,  Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220 г. 2 сентября 1945 года в соборе открыт Музей Александра Невского.
 +
**Пункт 2 [http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fsaintsofianovg.ortox.ru%2Fsofiyskiy-sobor%2F&10&0 О тринадцати верхах]
 +
Это Софийский кафедральный собор (Великий Новгород). Здесь покоятся мощи св. князя Феодора, старшего брата св. благоверного великого князя Александра Невского. Княжеское служение их родной земле началась очень рано — уже в 1228 г. Оба брата были оставлены в Новгороде отцом, князем Ярославом Всеволодовичем, как представители его власти.
 +
**Пункт 3 [http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fwww.egiv.ru%2Findex.php%2Feparkhiya%2Fprikhody%2Fdejstvuyushchie-monastyri%2F108-monastyri%2F150-gorodetskij-feodorovskij-muzhskoj-monastyr&10&0 В Малом Китеже]
 +
Это Городецкий Феодоровский мужской монастырь в Нижегородской области. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий.
 +
**Пункт 4 [http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fwww.xn--33-9kc8bt.xn--p1ai%2Fvladsvyat%2F50-nevskiy.html&10&0 Яко заиде солнце земли Русской]
 +
В 1258 году состоялась четвертая и последняя дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай, столдицу золотой Орды. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".
 +
**Пункт 5 [http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Flavra.spb.ru%2F&10&0 Построенну быть ...]
 +
а)Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна.
 +
 +
б)30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.
 +
*Отметили места земной памяти Благоверного князя Александра Невского на карте Google. - Таня.
 +
*Проложили наиболее оптимальный маршрут следования по местам земной памяти Александра Невского, начиная с Нижнего Новгорода. - Таня.
 +
*Разместили [https://mapsengine.google.com/map/edit?hl=ru&mid=zeecPCQb8Zjw.kYpH0eLfS_nY ссылка на карту] на странице команды. - Орхан
 +
*На странице команды в Летописи.ру ответили на вопрос, с какими событиями  земной  и небесной жизни  Александра Невского связаны  каждый из этих  пунктов исследования. - Орхан
 +
 +
3.Написали письменные отзывы на вики-страницах обсуждений 2 команд. - Влад.
 +
 +
4.Провели рефлексия в блоге проекта. - Таня.
 +
 +
 +
При выполнении заданий пользовались помощью:
 +
 +
*[https://www.google.com/maps Карты google]
 +
*[https://docs.google.com/presentation/d/1kZOmCabNuSRVACSbEUzSOGw3p_OE_7F_KqzeOWdum6w/edit#slide=id.i0 Инструкция по работе с картами google]
 +
*[http://zxing.org/w/decode.jspx Декодер онлайн] 
 +
*[https://play.google.com/store/apps/details?id=com.threegvision.products.inigma.Android Мобильная версия декодирования QR-кодов i-nigma]
 +
 +
 +
 +
 +
 +
 
|}
 
|}
  
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__  
+
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__
 +
 
 
== "Солнце  земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)==
 
== "Солнце  земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)==
 +
[[Файл:Фотофлешмоп Раповцев в проекте Святой витязь земли русской.jpg|600px]]
 
|}
 
|}
 
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__  
+
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__
 +
 
 
== "Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)==
 
== "Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)==
 
|}
 
|}
 
[[Категория:Проекты]]
 
[[Категория:Проекты]]
 
[[Категория:Сетевой проект Святой витязь земли русской]]
 
[[Категория:Сетевой проект Святой витязь земли русской]]

Текущая версия на 07:51, 19 декабря 2013

Эмблема Александр Невский.jpg

Святой витязь земли русской

[править] Название команды

РАПовцы

[править] Девиз

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ!

[править] Состав команды

Канянина Татьяна Ивановна, руководитель команды, tkanyanina@gmail.com

Ганжа Татьяна

Кочеткова Катя

Александр Андронов

Иванова Ксения

Бандрыгин Влад

Ханалиев Орхан

[править] Наш ВУЗ

ПФ Российская Академия Правосудия

rapnnov@gmail.com

Сетевой проект Святой витязь земли русской

[править] Подготовительный этап

Приветствуем все команды! Своим девизом мы выбрали слова Николая Гавриловича Чернышевского, истинного патриота Земли российской. На подготовительном этапе:


[править] "Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)

Вопросы для исследований

Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?

В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья с их благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которой они обложили русский народ. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администрации.

Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?

Существуют разные взгляды на этот вопрос. Например, позитивного или незначительного влияния татаро – монгольского ига на развитие Руси. Древнерусские летописи, Лихачев, Карамзин и Вернадский считали влияние ига на экономику Руси негативным. Большой ущерб нанесли монголо-татары крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение, голод, постоянная угроза рабства. Огромные ценности уходили из страны в виде дани и запросов.

В первые сто лет монгольского владычества русская внутренняя торговля сильно уменьшилась из-за разрушения городских ремесел, а вследствие этого – неспособности городов удовлетворять потребности сельских жителей. Наибольший урон внешняя торговля Руси понесла от деятельности среднеазиатских купеческих корпораций, пользовавшихся покровительством хана, стремившегося получить контроль над торговыми путями. Монополистами внешней торговли стала могущественная корпорация мусульманских купцов. Конкуренты им были не нужны, в результате «Киев остался перевалочной базой для товаров, но участники этого процесса стали другими», русские купцы были оттеснены.

Рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Так, перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось, а затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось изготовление керамических амфор; резкий упадок испытало искусство перегородчатой эмали; сложная техника черни и зерни в ювелирных работах возродилось лишь в 16 веке; исчезли искусство перегородчатой эмали и техника чернения, в грубой форме восстановленные лишь к XVI веку; на несколько столетий исчезла многоцветная строительная керамика; замирают, полностью или частично, составление летописей и переписка рукописей.

Каково влияние ига на политический строй Руси?

Нашествие монголов изменило и политический строй жизни русских земель. Вплоть до начала XIII в. Русь сохраняла относительное единство, которое выражалось многими началами - этнической общностью древнерусской народности, развивавшейся по пути консолидации вплоть до установления владычества монголо-татар и литовцев, наличие налаженных экономических связей в пределах всей огромной страны, единство общерусского законодательства, сохранившего одинаковую силу во всех землях и княжествах, единство самобытной культуры русского народа, единство православной веры и централизация ее управления и, наконец, общерусский строй политической власти. Нашествие Батыя изменило все. Пришел конец участию народа в политической жизни. Уничтожение городов с их богатыми традициями самоуправления, массовые убийства их жителей, которые могли помнить эти традиции, привели к полному отмиранию традиций вече как формы волеизъявления народа, как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси. Города восстанавливали князья, и именно князья устанавливали теперь в них правила. Изгнание князя, получившего ярлык от хана на владение городом, стало просто немыслимо. Это грозило карательным походом татар. В ходе татарского нашествия было уничтожено большинство русских дружинников.Таким образом, какие-либо механизмы ограничения власти русских князей были сломлены.

Изменились междукняжеские отношения, так как каждый из князей был занят восстановлением своей "отчизны", а о "братьях" и не вспоминал. Да и какой смысл вспоминать о былом единстве, избрании великого князя, когда бывшая столица - Киев лежит в развалинах, править в ней никто не хочет. Какой смысл было говорить о "распределении уделов", когда князья получают ярлыки на княжение из рук хана. Русь окончательно распалась и единственное, что объединяло теперь русских князей - общая зависимость от Золотой Орды. Татары всеми силами препятствовали объединению Руси. Они перекраивали политическую карту Руси, мешали усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями за ханский ярлык на княжение. Всех объединял только общий страх перед новым нашествием татар. Страх и рабская угодливость проникли во все слои общества. Чувство собственного достоинства потеряли не только простые люди, но и князья. По подсчетам исследователей, только в Северо-Восточной Руси во время нашествия монголов погибло: в Рязанской земле - 9 князей из 12, из 3 ростовских князей - 2, из тех 9 суздальских князей, которые были в это время взрослыми и находились в своих землях, было убито 5. Монголо-татары всюду старались привлекать на свою сторону воевавших против них полководцев, давали им армии и направляли воевать с собственным народом.

В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем?

Задача политического деятеля ХIII века формулировалась таким образом: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу, определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Победа в Ледовом побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года сделала князя Александра Невского самым уважаемым среди русских князей. При жизни отца Ярослава Всеволодовича Александру удалось уклониться от поездки в Орду. Став владимирским князем, Александр отдал Суздаль, Рязань, Новгород монголам для проведения переписи, сбора дани. В Новгороде и Пскове жители подняли антиордынское восстание. Жестоко подавив восстание, Александр привел жителей этих городов к покорности Орде. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада.

ССылка на Карту

На первом этапе командой РАПовцы
  • Выявлены исторические особенности эпохи Александра Невского. - Мозговой штурм, все.
  • Даны ответы на вопросы для исследований на странице команды. - Ксюша.
  • Визуализирована эпоха Александра Невского с помощью on-line ментальной карты. - Александр и Катя.
  • Написаны письменные отзывов на вики-страницах обсуждений 2 команд. (названия команд и ссылки на них) - Таня.
  • Проведена рефлексия в блоге проекта. - Татьяна

[править] "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)

Вопросы для исследований

Как вы думаете, почему давление рыцарей - крестоносцев на Русь усилилось в начале 40- х годов 13 века?

Мы считаем, потому что Русь ко времени вторжения крестоносцев на её территорию находилась в тяжёлом (ослабленном) положении, Во-первых, она была раздроблена, во-вторых, только-только была захвачена монголами. Кроме того они надеялись на легкую победу, зная, что Александру ждать помощи неоткуда.

Поясним наш ответ:

Европа и Русь вступили в тринадцатый век в сложной политической, религиозной и военной обстановке. После великих крестовых походов авторитет папства и римских священников пошатнулся. Главнейшие реликвии христианства, его материальные предметы, связанные с деятельностью Иисуса Христа - Нерукотворная икона Богородицы, крышка Гроба Господня с изображением самого Христа, высеченным Ангелом Божьим, Неугасимая лампада, горевшая перед Гробом Господним, плащаница и знаменитая Вероника - плат с нерукотворным изображением Спасителя, другие святыни, многие века хранившиеся в храме Воскресенья Господня в Иерусалиме, были неожиданно утрачены. Ради завладения ими и затевали крестовые походы папские духовники Они мечтали названные выше святыни перенести в Рим, чтобы тем самым возвеличить этот город и папство, сделать Рим мировой столицей христианства. Но после крестового похода святыни исчезли.

А случилось вот что. Участники первого крестового похода нуждались в средствах. Перед отправкой в Палестину рыцари взяли крупный заем у византийского императора Исаака Комнина. И тот, как только крестоносцы взяли Иерусалим, попросил рассчитаться с долгами. В их уплату крестоносцы и отдали святыни. В Константинополь были отправлены надгробная плита с изображением Спасителя и многое другое из святых реликвий. Римские священники получили только гробницы апостолов Петра и Павла да реликвии святых более низших рангов.

Православный Константинополь, получивший от крестоносцев главные святыни, вывезенные из Палестины, продолжал оставаться мировым центром Христианства. Его позиции даже возросли, чего никак не хотели католики Рима. Они организовали крестовый поход на православный Константинополь. В 1204 году Константинополь пал.

Но папские миссионеры и там не получили того, на что рассчитывали: великие реликвии христианства вновь от них ускользнули. По свидетельству рыцаря Робера де Клари, они во время штурма города стали добычей венецианцев и были ими кому-то проданы.

Зато вскоре в первой Новгородской летописи тех лет был записан рассказ Добрыни Ядрейковича о падении великого Константинополя, свидетелем которого стал новгородский политик и боярин. И сделана приписка к его рассказу, что Добрыня Ядрейкович привез в новгородский храм Святой Софии кусок Гроба Господня!

Эта запись способна многое объяснить в Европейской истории, а также и в истории Новгородской земли в первой половине тринадцатого века. Советский историк, исследователь рыцарства Дмитрий Зенин считает, например, что, заполучив кусок Гроба Господня, частицу главнейшей святыни, Великий Новгород сразу стал в одну шеренгу с крупнейшими мировыми центрами христианства - Иерусалимом, Константинополем и Римом, а значит автоматически - первейшим городом на Руси. Видимо, ценнейшее приобретение послужило и тому, что Добрыня Ядрейкович вскоре был провозглашен новгородским архиепископом - Антонием Вторым, а Новгородская архиепископия с того времени стала считать не обязательным для себя исполнять указания Киевской митрополии.

В 1238 году стали частыми гостями на Руси легаты папы Григория IX, который решил, что настало благодатное время решительных успехов католичества на востоке Европы. Так как с востока к пределам Европы катился грозный вал монгольского нашествия. Орды кочевников уже теснили волжских булгар и половцев из причерноморских степей, грабили и разоряли южные русские земли. Некоторые южнорусские князья уже бежали от татар в Австрию, Венгрию, Богемию и Моравию. Легаты Григория IX вели переговоры о переходе в католичество и с отцом Александра великим князем Владимирским Ярославом, и, как полагает историк Дмитрий Зенин, уговаривали его передать Риму священный кусок Гроба Господня. Великий князь будто бы уклонился от ответа, сказав, что он не волен распоряжаться имуществом Новгородской церкви.

В мае 1240 году в Новгород приехали тонкие политики, католические кардиналы Гельд и Гемонд. Официально утверждалось, что они прибыли побеседовать с юным князем о вере. И действительно, в летописи нет упоминаний о встрече легатов с архиепископом Новгородским, но в них зато сообщается, что после беседы с папскими послами князь Александр наедине держал совет с архиепископом, а потом, пригласив папских послов, сказал им лишь одну фразу: "От вас учения не приемлем".

После посещения Новгорода католические кардиналы отправились ... в Швецию. И не случайно. Враг папы император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса запретил всем своим подданным участвовать в любых предприятиях, проводимых католической церковью, под угрозой конфискации всех земельных владений провинившихся. И это охлаждало самых горячих сторонников папы.

Немецкие рыцарские ордена, будучи вассалами Ярослава Владимирского, не решались тогда выступить против его сына. На призыв папы пойти в Новгород за святыней могли только откликнуться в Швеции, где только закончилась междоусобная война и ярл Биргер, отличившийся в борьбе против законного государя, очень нуждался в отпущении грехов. Участие в походе на Новгород, освященном главой Католической церкви, позволяло Биргеру рассчитывать на прощение его великих грехов и на то, что за его потомками будет закреплено право престолонаследия в Шведском королевстве. Кроме того Биргер надеялся на легкую победу, зная, что Александру ждать помощи неоткуда. Под Киевом стоят рати хана Гаюка, многие земли русичей сильно пострадали от монгольских набегов. А в самом Новгороде авторитет папы римского был достаточно внушительным.

По мнению папских легатов, да и самого Биргера, достаточно было только высадиться на Руси с солидной военной силой и прочитать папскую буллу новгородцам, как все будет улажено без особого сопротивления. Для подкрепления папской буллы практичный Биргер включил в состав своего войска и претендента на новгородскую архиепископскую кафедру епископа Томаса. Обстановка была критической.

Источник

Какие черты вы считаете наиболее существенными для характеристики Александра Невского как полководца?

...

Какое значение имели победы Александра Невского?

...

На втором этапе командой "РАПовцы":
  • Построена on-line лента времени «Название ленты» (всех сражений под предводительством Александра Невского); Проведен "мозговой штурм" по содержанию и выполняет Александр.
  • Выполнены ответы на вопросы для исследований на данной странице; Выполняет Влад.
  • Написаны письменные отзывы на вики-страницах обсуждений 2 команд (ссылки на эти страницы делает Влад);
  • Проведена Рефлексия в блоге проекта (ссылка на страницу блога). Отвечает Татьяна.
  • Проведена самооценка. Прикрепляет листы самооценок команды Татьяна.

[править] "Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)

[править] Вопросы для исследований

  • Почему победа над крестоносцами имела не только военно-политическое значение, но и духовное?

Победа имела огромное духовное значение, так как на Руси было сохранено православие. Поясним наш ответ:

В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская, которая принимала условия немцев и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые вероятно осознавали, что Ливонские рыцари отправились на Русь не в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территорию Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество. В итоге хуже всего от этого должно быть ни немцам, ни монголам, которые по большому счёту всё равно ничего не потеряют при любых раскладах. Наибольшие потери в этом случае ожидали Русь. Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский». Угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии легко заняли Псков, а так же Ям и Копорье. Произошло вторжение крестоносцев на Русь. Новгород был в опасности. Его жители опять позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.

После триумфальной победы над крестоносцами в 1242 г. всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Нужен был крепкий союзник. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники. Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не стали строить колонию на русской земле, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили его отца. Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.

  • С чем связана канонизация Александра Невского в 16 веке?

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве. Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). «Повесть о житии Александра Ярославича Невского», написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя. В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания.

Наш ответ на вопрос: В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра. В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей.

Источник

  • Каково значение святого благоверного князя Александра Невского для современного православия?

Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Используемые источники:

На третьем этапе командой РАПовцы:

1.Даны ответы на вопросы для исследований на странице команды - Влад

2.Приняли участие в виртуальном геокешинге: - Вся команда.

Это Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский). В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220 г. 2 сентября 1945 года в соборе открыт Музей Александра Невского.

Это Софийский кафедральный собор (Великий Новгород). Здесь покоятся мощи св. князя Феодора, старшего брата св. благоверного великого князя Александра Невского. Княжеское служение их родной земле началась очень рано — уже в 1228 г. Оба брата были оставлены в Новгороде отцом, князем Ярославом Всеволодовичем, как представители его власти.

Это Городецкий Феодоровский мужской монастырь в Нижегородской области. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий.

В 1258 году состоялась четвертая и последняя дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай, столдицу золотой Орды. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".

а)Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна.

б)30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

  • Отметили места земной памяти Благоверного князя Александра Невского на карте Google. - Таня.
  • Проложили наиболее оптимальный маршрут следования по местам земной памяти Александра Невского, начиная с Нижнего Новгорода. - Таня.
  • Разместили ссылка на карту на странице команды. - Орхан
  • На странице команды в Летописи.ру ответили на вопрос, с какими событиями земной и небесной жизни Александра Невского связаны каждый из этих пунктов исследования. - Орхан

3.Написали письменные отзывы на вики-страницах обсуждений 2 команд. - Влад.

4.Провели рефлексия в блоге проекта. - Таня.


При выполнении заданий пользовались помощью:




[править] "Солнце земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)

Фотофлешмоп Раповцев в проекте Святой витязь земли русской.jpg

[править] "Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)

Персональные инструменты
Инструменты