Кажлодка, село (Мордовия Республика)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(оформление)
 
Строка 1: Строка 1:
 
Этимология  названия  села  Кажлодка
 
Этимология  названия  села  Кажлодка
Кажлодка - село в Торбеевском районе Республики Мордовия. Находится на реке Парца (название от мордовского (мокша)  слова «парьхци», которое переводится как водоросль. Парца -  правый приток реки Вад. В "Списке населенных мест Тамбовской губернии" (1866) Кажлотка (Никольское) - село казенное из 137 дворов Спасского уезда. В середине века в Спасском уезде с этим названием было три населенных пункта: село Кажлотка (Никольское), деревня Большаи Кажлотка (Гальцовка) и деревня Малая Кажлотка (Зарубяты). В "Царском указе 182 (1674) года, февраля 3 дня, об отказе примерной земли" сообщалось, что оброчная земля темниковского мордвина Чуватки Кичеманова находилась у болота Кажлятки и речки Студенки (35, 277). Название-гидроним. Населенный пункт обосновался на речке Студенка; каж (ела) лотка "холодный, как лед, овраг", "с холодными ключами овраг", "очень холодный (прохладный) овраг", "холодная родниковая речка". В словаре Дамаскина каж "беда". Не исключено, что кроме неблагоприятных условий местности в названии закрепились какие-то бедствия, пережитые жителями у оврага, где застраивался населенный пункт.     
+
[[Файл:Церковь_Кажлодка.jpg]]
    История села Кажлодка начинается с середины 17 века. Первое упоминание о селе датируется 1669 годом по данным государственного архива Тамбовской области. По сведениям 1862 года значится, что село Кажлотка - название официальное, местное название - село Никольск Спасского уезда Тамбовской губернии «при реке Парца», расстояние от уездного города - 8 верст, число дворов - 137, жителей мужского пола - 522, женского пола - 538 человек. Основано переселенцами из с. Нароватово Теньгушевского района Республики Мордовия.
+
Кажлодка - село в Торбеевском районе Республики Мордовия. Находится на реке Парца (название от мордовского (мокша)  слова «парьхци», которое переводится как водоросль. Парца -  правый приток реки Вад. В "Списке населенных мест Тамбовской губернии" (1866) Кажлотка (Никольское) - село казенное из 137 дворов Спасского уезда. В середине века в Спасском уезде с этим названием было три населенных пункта: село Кажлотка (Никольское), деревня Большаи Кажлотка (Гальцовка) и деревня Малая Кажлотка (Зарубяты). В "Царском указе 182 (1674) года, февраля 3 дня, об отказе примерной земли" сообщалось, что оброчная земля темниковского мордвина Чуватки Кичеманова находилась у болота Кажлятки и речки Студенки Название-гидроним. Населенный пункт обосновался на речке Студенка; каж (ела) лотка "холодный, как лед, овраг", "с холодными ключами овраг", "очень холодный (прохладный) овраг", "холодная родниковая речка". В словаре Дамаскина каж "беда". Не исключено, что кроме неблагоприятных условий местности в названии закрепились какие-то бедствия, пережитые жителями у оврага, где застраивался населенный пункт.     
    Устные легенды старожилов тоже небезынтересны. До сих пор среди односельчан существуют споры. Бытуют две версии. Одна утверждает, что наши предки, как уже сказано, выходцы из Теньгушевского района, с. Нароватово. Другая версия трактует так: якобы первые переселенцы из с. Нароватово - это выходцы из села Кажлодка. И мотивируется это тем, что мордва находила защиту в дремучих лесах, которыми располагал как - раз Теньгушевский район. В пользу этой версии говорят, например, дошедшие до нас похоронные обряды названных двух сел. Так, надгробные кресты и, что характерно их высота по 4м. и выше, встречаются только в селах Кажлодка и Нароватово. До сих пор такие высокие деревянные кресты можно встретить на могилах этих сел, хотя в последние годы стали делать маленькие и появились металлические.
+
История села Кажлодка начинается с середины 17 века. Первое упоминание о селе датируется 1669 годом по данным государственного архива Тамбовской области. По сведениям 1862 года значится, что село Кажлотка - название официальное, местное название - село Никольск Спасского уезда Тамбовской губернии «при реке Парца», расстояние от уездного города - 8 верст, число дворов - 137, жителей мужского пола - 522, женского пола - 538 человек. Основано переселенцами из с. Нароватово Теньгушевского района Республики Мордовия.
    В 70-е годы научно-исследовательский институт дал определение этой небольшой этнической группе - шокша - по одноименному названию села Шокша (Теньгушевский район) и по реке Шокша, протекающей там же.
+
Устные легенды старожилов тоже небезынтересны. До сих пор среди односельчан существуют споры. Бытуют две версии. Одна утверждает, что наши предки, как уже сказано, выходцы из Теньгушевского района, с. Нароватово. Другая версия трактует так: якобы первые переселенцы из с. Нароватово - это выходцы из села Кажлодка. И мотивируется это тем, что мордва находила защиту в дремучих лесах, которыми располагал как - раз Теньгушевский район. В пользу этой версии говорят, например, дошедшие до нас похоронные обряды названных двух сел. Так, надгробные кресты и, что характерно их высота по 4м. и выше, встречаются только в селах Кажлодка и Нароватово. До сих пор такие высокие деревянные кресты можно встретить на могилах этих сел, хотя в последние годы стали делать маленькие и появились металлические.
    Материалы подтверждают, что именно в  селе  Нароватово есть сходные фамилии, которые встречаются и в  селе  Кажлодка, а также  сходна и  разговорная речь.
+
В 70-е годы научно-исследовательский институт дал определение этой небольшой этнической группе - шокша - по одноименному названию села Шокша (Теньгушевский район) и по реке Шокша, протекающей там же.
    За годы существования с. Кажлодка неоднократно менялась  этимология  села . Так из документа «Царский указ 1674 года об отказе примерной земли» встречается такое название - «Кажлятка». На местных кладбищах эпитафия донесла до нас дореволюционное название села - «Кожлодка».  Кажлодские легенды говорят о том, что, якобы туда переселенцы  прибыли на кожаных лодках, отсюда и название «Кожлодка». Встречается и другое правописание - «Кажлотка». Легенда объясняет такое написание наличием обширных болот, ям. «Лотка» в переводе с мокшанского языка означает «яма». Действительно, топонимика села это подтверждает.
+
Материалы подтверждают, что именно в  селе  Нароватово есть сходные фамилии, которые встречаются и в  селе  Кажлодка, а также  сходна и  разговорная речь.
    В 1740-х  гг. жители с. Кажлодка приняли православие,  до этого религией древней мордвы было многобожие (политеизм).      В 1740 -е гг. была основана, а в 1764 г. построена деревянная двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом. Официальное название - Церковь Николая Чудотворца, обиходные названия - Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь, историческое исповедание - православная, адрес на 1917 г. - Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Кажлодка.                     
+
За годы существования с. Кажлодка неоднократно менялась  этимология  села . Так из документа «Царский указ 1674 года об отказе примерной земли» встречается такое название - «Кажлятка». На местных кладбищах эпитафия донесла до нас дореволюционное название села - «Кожлодка».  Кажлодские легенды говорят о том, что, якобы туда переселенцы  прибыли на кожаных лодках, отсюда и название «Кожлодка». Встречается и другое правописание - «Кажлотка». Легенда объясняет такое написание наличием обширных болот, ям. «Лотка» в переводе с мокшанского языка означает «яма». Действительно, топонимика села это подтверждает.
    В 1740 -е гг. была основана тажке и каменная пятиглавая двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом с уже имеющимися официальным и обиходными названиями, строительство которой было приостановлено в 1910 г. Проект предполагал строительство храма в "тоновском" стиле: крупный двухсветный четверик с массивным пятиглавием, обширная трапезная в одной связи с ярусной колокольней.. Строительство не было завершено, в 1927 г. освятили главный престол. В 1930-х гг. - закрыта. Здание сильно перестроено, устроены межэтажные перекрытия, с 1940 по 2010 гг. в здании размещалась  Кажлодская средняя образовательная школа.    В списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии, получающих отдельные окладные листы на казенные и земские сборы, за 1904 г. по Спасско - Градской волости Спасского уезда значится с. Кажлотка  (официальное и местное название совпадают).
+
В 1740-х  гг. жители с. Кажлодка приняли православие,  до этого религией древней мордвы было многобожие (политеизм).      В 1740 -е гг. была основана, а в 1764 г. построена деревянная двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом. Официальное название - Церковь Николая Чудотворца, обиходные названия - Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь, историческое исповедание - православная, адрес на 1917 г. - Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Кажлодка.                     
    «Крестьяне в селениях - государственные. Форма землевладения -общественная. Число ревизских душ по акту наделения землей в с. Кажлотка - 508.  
+
В 1740 -е гг. была основана тажке и каменная пятиглавая двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом с уже имеющимися официальным и обиходными названиями, строительство которой было приостановлено в 1910 г. Проект предполагал строительство храма в "тоновском" стиле: крупный двухсветный четверик с массивным пятиглавием, обширная трапезная в одной связи с ярусной колокольней.. Строительство не было завершено, в 1927 г. освятили главный престол. В 1930-х гг. - закрыта. Здание сильно перестроено, устроены межэтажные перекрытия, с 1940 по 2010 гг. в здании размещалась  Кажлодская средняя образовательная школа.    В списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии, получающих отдельные окладные листы на казенные и земские сборы, за 1904 г. по Спасско - Градской волости Спасского уезда значится с. Кажлотка  (официальное и местное название совпадают).
    В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 г. имеются следующие сведения по селу Кажлодка Спасского уезда: «Дворов в селе 345, душ мужского пола - 1077, женского пола - 1132, мордва, земледельцы. Крестьяне имеют очень маленький надел земли. В селе имелись школы: церковно-приходская, женская и земская, мужская. Церковь в селе деревянная, холодная, построенная в 1764 г. на средства прихожан. Строится новый каменный храм. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги ведутся с 1827 г. Штат: священник, дьякон и псаломщик. У притча земли усадебной - 1дес. 26 саж.; пахотной - 33 дес., из них участок в 7,5 дес. находится в другом месте, в 7 верстах. Приход от ст. Торбеево - в 9 верстах, г. Спасск - в 7 верстах, там же находится почтовое отделение, больница, фельдшерский пункт, базар и волостное правление, ближайшая церковь в с. Хомутовка - в трех верстах, г. Тамбов - в 200 верстах».
+
«Крестьяне в селениях - государственные. Форма землевладения -общественная. Число ревизских душ по акту наделения землей в с. Кажлотка - 508.  
      Спасский уезд выделялся среди других наличием кустарей, занимающихся выделкой кож и изготовлением изделий их них (почти 4 % всего взрослого мужского населения). Сапожным промыслом занимались и в с. Кажлодка (около 70 дворов), причем здесь изготавливались женские праздничные сапоги в гармошку с отделкой. Заказы на такие сапоги поступали из ближайших и дальних мокшанских селений. В конце прошлого века с. Кажлодка славилось многочисленными садами, которые были практически в каждом хозяйстве и количество плодовых деревьев в среднем достигало до 78 штук на один дом.
+
В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 г. имеются следующие сведения по селу Кажлодка Спасского уезда: «Дворов в селе 345, душ мужского пола - 1077, женского пола - 1132, мордва, земледельцы. Крестьяне имеют очень маленький надел земли. В селе имелись школы: церковно-приходская, женская и земская, мужская. Церковь в селе деревянная, холодная, построенная в 1764 г. на средства прихожан. Строится новый каменный храм. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги ведутся с 1827 г. Штат: священник, дьякон и псаломщик. У притча земли усадебной - 1дес. 26 саж.; пахотной - 33 дес., из них участок в 7,5 дес. находится в другом месте, в 7 верстах. Приход от ст. Торбеево - в 9 верстах, г. Спасск - в 7 верстах, там же находится почтовое отделение, больница, фельдшерский пункт, базар и волостное правление, ближайшая церковь в с. Хомутовка - в трех верстах, г. Тамбов - в 200 верстах».
    Многие бедняки, не найдя себе работу, со своей семьей отправлялись «по куски» нищенствовать. Любопытно отметить, что большая часть нищих была из числа крестьян, которые, сняв урожай со своей земли, продав весь хлеб для уплаты налогов, вынуждены были кормиться кусочками, собираемыми по миру.
+
Спасский уезд выделялся среди других наличием кустарей, занимающихся выделкой кож и изготовлением изделий их них (почти 4 % всего взрослого мужского населения). Сапожным промыслом занимались и в с. Кажлодка (около 70 дворов), причем здесь изготавливались женские праздничные сапоги в гармошку с отделкой. Заказы на такие сапоги поступали из ближайших и дальних мокшанских селений. В конце прошлого века с. Кажлодка славилось многочисленными садами, которые были практически в каждом хозяйстве и количество плодовых деревьев в среднем достигало до 78 штук на один дом.
  Разглаживание холста в селе Кажлодка.  1920-е гг.
+
Многие бедняки, не найдя себе работу, со своей семьей отправлялись «по куски» нищенствовать. Любопытно отметить, что большая часть нищих была из числа крестьян, которые, сняв урожай со своей земли, продав весь хлеб для уплаты налогов, вынуждены были кормиться кусочками, собираемыми по миру.
+
Односельчане  слева направо: Голяев Степан Константинович и Мелешкин Николай Васильевич в момент отдыха
+
  Односельчанки на работе
+
  Группа односельчанок в национальной одежде. 1921 г.
+
+
Односельчанка Потапкина Галина Ивановна в национальной одежде
+
 
+
  Учащиеся школы в национальной одежде
+
 
+
 
Село в период Советской власти
 
Село в период Советской власти
    28 января 1918 года первый уездный съезд Советов, несмотря на открыто враждебную позицию правых эсеров и соглашателей, провозгласил Советскую власть и избрал первый уездный Совет, председателем которого стал крестьянин-фронтовик из с. Кажлодка, член партии с мая 1917 г. Константин Иванович Ошкин, который погиб в 1919 г. при освобождении Тамбова от белогвардейцев.
+
28 января 1918 года первый уездный съезд Советов, несмотря на открыто враждебную позицию правых эсеров и соглашателей, провозгласил Советскую власть и избрал первый уездный Совет, председателем которого стал крестьянин-фронтовик из с. Кажлодка, член партии с мая 1917 г. Константин Иванович Ошкин, который погиб в 1919 г. при освобождении Тамбова от белогвардейцев.  
  Ошкин Константин Иванович. 1918 г.
+
  Село сегодня
Ошкин К.И. был преданным сторонником Советской власти и жестоко преследовал тех, кто не поддерживал его взглядов. Так, в 1918 г. по его приказу были принародно расстреляны 100 человек из соседнего села Хомутовка за то, что они не восприняли Советскую власть и организовали бунт против нее. Среди ярых сторонников новой власти были также жители с. Кажлодка Воронов Иван Лукьянович и Воронов Илья Яковлевич, которые принимали активное участие в расправе над хомутовскими бунтовщиками.
+
В настоящее время в с. Кажлодка проживает 602 человека. На территории села имеется  начальная общеобразовательная школа, библиотека, клуб, медпункт, магазин. В 2001 году в августе месяце началось строительство кирпичной одноглавой церкви с колокольней (божьего храма Рождества Пресвятой Богоридицы, обиходные названия - Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь), которая была открыта в 2006 году.
  Слева направо: Воронов Иван Лукъянович и Воронов Илья Яковлевич. 1919 г.
+
В то, еще не полностью устоявшееся  время, отношение односельчан к «гвардейцам» (так их прозвали местные люди) было крайне негативно.
+
+
    В момент провозглашения Советской власти в Спасском уезде не было оформленной партийной организации РКП(б). На вопрос, какие партийные организации имеются в уезде, сообщалось: «Имеется Спасско - городская организация; сельских, волостных и заводских ячеек нет».
+
  1918 г. Празднование юбилея Октябрьской революции в г. Спасске. Члены исполкома Спасского уезда Тамбовской губернии (Ошкин Константин Иванович - правый крайний ряд, верхнее из трех прямоугольных фото). Виды улиц праздничного города.
+
На первой Тамбовской губернской конференции РКП (б) 20-24 мая 1918 г. была оформлена губернская большевистская партийная организация. Вторая Тамбовская губернская конференция РКП(б) решила «считать насущной необходимостью создание партийных организаций во всех городах, местечках и промышленных центрах губернии. Образовать партийные ячейки в каждой деревне, в каждом селе и созданные ячейки связывать в волостные, уездные парторганизации». Коммунистическая партийная организация в с. Кажлодка была создана 28 октября 1919 г., первоначально в нее вошло 16 человек.
+
Коллективизация в селе
+
      На селе, как и в городе, проносились добрые ветры революционных перемен. Ленинский декрет «О земле» обрел зримые очертания - трудовое крестьянство стало иметь земли в три раза больше, чем до революции. Шла подготовка к переходу от единоличных хозяйств к крупным, коллективным. В годы коллективизации, в 1930 г., в с. Кажлодка был образован колхоз «Комминтерн», который в 1951 г. был объединен с соседними колхозами «Новый свет» (с. Кочетовка) и «Новый труд» (с. Слаим).
+
  Ошкин Федор Васильевич (1906-1941 г. р.) работал председателем колхоза с 1931 по 1940 гг., погиб на фронте.
+
Расширенное хозяйство получило название - колхоз им. Ворошилова и просуществовало до 1996 г. В этом же году оно опять было переименовано в СХПК «Россия». Бывшие батраки и поденщики, став колхозниками,  должны были сами управлять своими делами. Колхозам нужны были агрономы и зоотехники, механизаторы и бухгалтеры. В районе открылись краткосрочные курсы сельских специалистов. После трудового дня крестьяне усаживались за учебники, загрубевшими от тяжелой работы пальцами чертили схемы машинных узлов и частей.
+
  1938 г.
+
Одними из первых жителей с. Кажлодка, выехавшими на курсы трактористов, были Потапкин Иван Петрович и Резяпкина Фекла Евсевьевна.
+
  Резяпкина Ф.Е. в центре
+
Двадцатилетнюю Феклу Евевьевну избрали председателем сельской колхозной бедноты (председателем сельского совета). Она также одна из первых комсомолок села. В 1934 г., после успешного окончания курсов трактористов, Резяпкина Ф.Е. села за руль трактора и продолжала трудиться на нем девятнадцать лет. После работала она и конюхом, и контролером на местной мельнице, а в свободное время занималась своим любимым занятием - украшением образов (икон) искусственными цветами.
+
    В целях разукрупнения многодворных общин, а также больших неразделенных семей в 20-е годы в нашем селе также поощрялось выселение бедняцких хозяйств в отдельные поселки. Весной 1923 г. отпочкавались из с. Кажлодка - «Маевка» (1928 г.), «Серп и молот» и «Якстере тяште» (1929 г.).
+
Село в годы Великой Отечественной войны
+
    Долгим, неимоверно тяжелым был для жителей с. Кажлодка путь от 22 июня 1941 г. к Победе. 1418 дней и ночей. Каждый человек приближал Победу как мог. Более 500 человек ушло защищать Отечество в первые же дни войны, половина из них так и  не вернулась домой
+
Село сегодня
+
    В настоящее время в с. Кажлодка проживает 602 человека. На территории села имеется  начальная общеобразовательная школа, библиотека, клуб, медпункт, магазин. В 2001 году в августе месяце началось строительство кирпичной одноглавой церкви с колокольней (божьего храма Рождества Пресвятой Богоридицы, обиходные названия - Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь), которая была открыта в 2006 году.
+
+
+
Новая церковь
+
+
+
Церемония открытия.
+
(В середине) Глава Республики Мордовия Меркушкин Николай Иванович и Губернатор Пензенской области Бочкарев Василий Кузьмич.
+
+
Церемония открытия.
+
Глава Республики Мордовия Меркушкин Николай Иванович, Глава Торбеевского муниципального района Шумкин Иван Тимофеевич, Губернатор Пензенской области Бочкарев Василий Кузьмич входят в новый храм.
+
+
+
Церемония открытия.
+
+
(Cправа налево) митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской  Патриархии Варсонофий, Глава Республики Мордовия Меркушкин Николай Иванович, Губернатор Пензенской области Бочкарев Василий Кузьмич, Глава Торбеевского муниципального района Шумкин Иван Тимофеевич  поздравляют прихожан с открытием нового храма.
+
   
+
          До постройки церкви богослужения прихода проводились в деревянном молитвенном доме.
+
                                                      Молитвенный дом                                                     
+
    За последние годы произошло благоустройство села. Во все дома подведен природный газ, по центральной улице села проложена асфальтированная дорога, соединяющая  указанный населенный пункт с районным центром. В современном селе  - 2-этажное здание бывшей средней школы (сейчас там размещена сельская администрация), клуб, библиотека, три магазин, памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Кажлодка - родина Героя Советского Союза Г.Е.Резяпкина, Героя Социалистического Труда К.М.Малинина, педагогов В.Т.Байковой, П.Ф.Ведяковой, В.А.Карпиной, хозяйственного руководителя Н.А.Байкова, главного педиатра Минздрава РМ А.А.Бровкиной. Налажено автобусное сообщение. В Кажлодскую сельскую администрацию входят с. Кочетовка и с. Слаим. Трудолюбивые жители с. Кажлодка продолжают, как и  в давние времена, традиции своих предков: охотно работают на земле - матушке, обновляя и дополняя историю своей малой Родины.
+

Версия 12:55, 14 марта 2013

Этимология названия села Кажлодка Церковь Кажлодка.jpg Кажлодка - село в Торбеевском районе Республики Мордовия. Находится на реке Парца (название от мордовского (мокша) слова «парьхци», которое переводится как водоросль. Парца - правый приток реки Вад. В "Списке населенных мест Тамбовской губернии" (1866) Кажлотка (Никольское) - село казенное из 137 дворов Спасского уезда. В середине века в Спасском уезде с этим названием было три населенных пункта: село Кажлотка (Никольское), деревня Большаи Кажлотка (Гальцовка) и деревня Малая Кажлотка (Зарубяты). В "Царском указе 182 (1674) года, февраля 3 дня, об отказе примерной земли" сообщалось, что оброчная земля темниковского мордвина Чуватки Кичеманова находилась у болота Кажлятки и речки Студенки Название-гидроним. Населенный пункт обосновался на речке Студенка; каж (ела) лотка "холодный, как лед, овраг", "с холодными ключами овраг", "очень холодный (прохладный) овраг", "холодная родниковая речка". В словаре Дамаскина каж "беда". Не исключено, что кроме неблагоприятных условий местности в названии закрепились какие-то бедствия, пережитые жителями у оврага, где застраивался населенный пункт. История села Кажлодка начинается с середины 17 века. Первое упоминание о селе датируется 1669 годом по данным государственного архива Тамбовской области. По сведениям 1862 года значится, что село Кажлотка - название официальное, местное название - село Никольск Спасского уезда Тамбовской губернии «при реке Парца», расстояние от уездного города - 8 верст, число дворов - 137, жителей мужского пола - 522, женского пола - 538 человек. Основано переселенцами из с. Нароватово Теньгушевского района Республики Мордовия. Устные легенды старожилов тоже небезынтересны. До сих пор среди односельчан существуют споры. Бытуют две версии. Одна утверждает, что наши предки, как уже сказано, выходцы из Теньгушевского района, с. Нароватово. Другая версия трактует так: якобы первые переселенцы из с. Нароватово - это выходцы из села Кажлодка. И мотивируется это тем, что мордва находила защиту в дремучих лесах, которыми располагал как - раз Теньгушевский район. В пользу этой версии говорят, например, дошедшие до нас похоронные обряды названных двух сел. Так, надгробные кресты и, что характерно их высота по 4м. и выше, встречаются только в селах Кажлодка и Нароватово. До сих пор такие высокие деревянные кресты можно встретить на могилах этих сел, хотя в последние годы стали делать маленькие и появились металлические. В 70-е годы научно-исследовательский институт дал определение этой небольшой этнической группе - шокша - по одноименному названию села Шокша (Теньгушевский район) и по реке Шокша, протекающей там же. Материалы подтверждают, что именно в селе Нароватово есть сходные фамилии, которые встречаются и в селе Кажлодка, а также сходна и разговорная речь. За годы существования с. Кажлодка неоднократно менялась этимология села . Так из документа «Царский указ 1674 года об отказе примерной земли» встречается такое название - «Кажлятка». На местных кладбищах эпитафия донесла до нас дореволюционное название села - «Кожлодка». Кажлодские легенды говорят о том, что, якобы туда переселенцы прибыли на кожаных лодках, отсюда и название «Кожлодка». Встречается и другое правописание - «Кажлотка». Легенда объясняет такое написание наличием обширных болот, ям. «Лотка» в переводе с мокшанского языка означает «яма». Действительно, топонимика села это подтверждает. В 1740-х гг. жители с. Кажлодка приняли православие, до этого религией древней мордвы было многобожие (политеизм). В 1740 -е гг. была основана, а в 1764 г. построена деревянная двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом. Официальное название - Церковь Николая Чудотворца, обиходные названия - Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь, историческое исповедание - православная, адрес на 1917 г. - Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Кажлодка. В 1740 -е гг. была основана тажке и каменная пятиглавая двухпрестольная церковь с Богородице-Рождественским приделом с уже имеющимися официальным и обиходными названиями, строительство которой было приостановлено в 1910 г. Проект предполагал строительство храма в "тоновском" стиле: крупный двухсветный четверик с массивным пятиглавием, обширная трапезная в одной связи с ярусной колокольней.. Строительство не было завершено, в 1927 г. освятили главный престол. В 1930-х гг. - закрыта. Здание сильно перестроено, устроены межэтажные перекрытия, с 1940 по 2010 гг. в здании размещалась Кажлодская средняя образовательная школа. В списке сельских обществ и частей селений Тамбовской губернии, получающих отдельные окладные листы на казенные и земские сборы, за 1904 г. по Спасско - Градской волости Спасского уезда значится с. Кажлотка (официальное и местное название совпадают). «Крестьяне в селениях - государственные. Форма землевладения -общественная. Число ревизских душ по акту наделения землей в с. Кажлотка - 508. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 г. имеются следующие сведения по селу Кажлодка Спасского уезда: «Дворов в селе 345, душ мужского пола - 1077, женского пола - 1132, мордва, земледельцы. Крестьяне имеют очень маленький надел земли. В селе имелись школы: церковно-приходская, женская и земская, мужская. Церковь в селе деревянная, холодная, построенная в 1764 г. на средства прихожан. Строится новый каменный храм. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги ведутся с 1827 г. Штат: священник, дьякон и псаломщик. У притча земли усадебной - 1дес. 26 саж.; пахотной - 33 дес., из них участок в 7,5 дес. находится в другом месте, в 7 верстах. Приход от ст. Торбеево - в 9 верстах, г. Спасск - в 7 верстах, там же находится почтовое отделение, больница, фельдшерский пункт, базар и волостное правление, ближайшая церковь в с. Хомутовка - в трех верстах, г. Тамбов - в 200 верстах». Спасский уезд выделялся среди других наличием кустарей, занимающихся выделкой кож и изготовлением изделий их них (почти 4 % всего взрослого мужского населения). Сапожным промыслом занимались и в с. Кажлодка (около 70 дворов), причем здесь изготавливались женские праздничные сапоги в гармошку с отделкой. Заказы на такие сапоги поступали из ближайших и дальних мокшанских селений. В конце прошлого века с. Кажлодка славилось многочисленными садами, которые были практически в каждом хозяйстве и количество плодовых деревьев в среднем достигало до 78 штук на один дом. Многие бедняки, не найдя себе работу, со своей семьей отправлялись «по куски» нищенствовать. Любопытно отметить, что большая часть нищих была из числа крестьян, которые, сняв урожай со своей земли, продав весь хлеб для уплаты налогов, вынуждены были кормиться кусочками, собираемыми по миру. Село в период Советской власти 28 января 1918 года первый уездный съезд Советов, несмотря на открыто враждебную позицию правых эсеров и соглашателей, провозгласил Советскую власть и избрал первый уездный Совет, председателем которого стал крестьянин-фронтовик из с. Кажлодка, член партии с мая 1917 г. Константин Иванович Ошкин, который погиб в 1919 г. при освобождении Тамбова от белогвардейцев.

Село сегодня

В настоящее время в с. Кажлодка проживает 602 человека. На территории села имеется начальная общеобразовательная школа, библиотека, клуб, медпункт, магазин. В 2001 году в августе месяце началось строительство кирпичной одноглавой церкви с колокольней (божьего храма Рождества Пресвятой Богоридицы, обиходные названия - Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь), которая была открыта в 2006 году.

Инструменты