История создания

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 11:21, 30 января 2007; МОУ Лицей №2 г.Ступино (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Проект

Белопесоцкий Свято – Троицкий монастырь.


Ученицы 9 «Б» класса Тихоновой Ирины

Учитель: Пахмутова Татьяна Витальевна


Ступино , 2007 год


Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь расположен в центральном регионе Европейской части России, в 100 километрах южнее Москвы в г. Ступино. В камне, красках, колокольных звонах оживает история монастыря, неразрывно связанная с историей Русского государства. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1498 году, но история его начинается гораздо раньше. По преданию, в этих краях был со своим войском святой благоверный князь Дмитрий Донской, отдыхая во время похода на Куликово поле. Он и испросил благословения преподобного Сергия Радонежского на обустройство монастыря- крепости в пойме реки Оки. Троицкий монастырь строился как оборонительный пункт на южной границе Московского княжества, подвергавшейся в те времена частым набегам татар. Он сыграл важнейшую роль в колонизации приокских территорий Московского княжества. Вокруг монастыря образовались мирские, крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, а в тяжелые времена набегов крымских татар – единое войско. Столетиями складывался архитектурный ансамбль святой обители. В XVI веке, вследствие важного оборонного значения монастыря, на его территории развертывается обширное каменное строительство. В 1564 году заложен Троицкий собор. По описи 1578 г. все здания, за исключением келий и двух стен монастыря, были каменными. А это редкость для Руси той эпохи, когда царские дворцы строились по преимуществу из дерева. От крепости XVI века остались Святые ворота с надвратной Никольской церковью, упомянутые в числе каменных зданий описи 1578 г. архитектура Никольской церкви подчеркнута проста. К сожалению, ее первоначальный облик сильно искажен вследствие перестройки, предпринятое в конце XVIII века: верх церкви от уровня карниза был разобран в связи с возведением над ней яруса колокольни. В XVII веке, с удалением к югу границ Русского государства, Белопесоцкий монастырь теряет свое оборонное значение. В Смутное время он пустеет, и в 1681 году по повелению царя Федора Алексеевича его передают во владение коломенскому архиепископу. В обители вновь оживляется каменное строительство. В этот период перестраивается Троицкий собор, вновь возводятся каменные стены и башни. Троицкий собор, под спудом которого почивают мощи местночтимого святого – преподобного Владимира Белопесоцкого, первого из упоминаемых в летописи игуменов обители, и многих других благочестивых иноков и мирян. Производит сильное впечатление своей сдержанной красотой и торжественностью. В начале XVIII века Белопесоцкая обитель приписывается к Троице-Сергиевскому монастырю, а после секуляризации церковных земель в 1764 году до 1800 года опять переходит в ведение коломенских архиереев. В 1804 г.на белокаменных подвалах трапезной ХVI века возводится теплая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, благословившего строительство Белопесоцкой обители. Небольшое по размерам кирпичное оштукатуренное здание типично для стиля классицизма – одноаспидный четверик завершается купольной ротондой с одной главой. К первой половине ХIХ века относится строительство в монастыре еще одной церкви, главный престол которой был освещен в честь усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Выстроенная усердием князей Раевских в стиле ампира, она близка по типу центрическим храмам-усыпальницам. Ее южный и северный фасады украшают пилястровые портики. На небольшой по размерам монастырской территории воплотилась в камне вся ее долгая, пятивековая история. Иноческими трудами и пожертвованиями благочестивых мирян строился, собирался Троицкий Белопесоцкий монастырь. Закрытый и разоренный в тридцатые годы нашего века, он вновь ожил в девяностые. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода, указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 г. в неделю святых жен-мироносиц обитель приняла под свои своды молодых насельниц. Непомерный, неженский труд по возрождению поруганной святыни лег на их плечи. Укрепляясь в непрестанной молитве, уповая на предстательство своего небесного покровителя - преподобного Владимира Белопесоцкого. Инокини восстанавливают не только церковные стены, но и сам дух православной обители. А ныне монастырь процветает, хотя на данный 2007 год там менее 5 монахинь, но помогают возрождать все святыни простые люди.

Персональные инструменты
Инструменты