Интерактивная игра "Яркая жизнь проекта"
Шилова О.Н., тьютор и тренер программы «Обучение для будущего», г. Санкт-Петербург
Яркая жизнь проекта
Аннотация
Данные методические материалы предназначены для тьюторов программы «Обучение для будущего» организующих работу слушателей по изучению материалов 6-го модуля.
Как показывает опыт работы по программе «Обучение для будущего» в процессе освоения модуля 6 «Создание дидактических материалов» слушатели программы разрабатывают в качестве дидактических материалов в основном материалы контролирующего характера (тесты, кроссворды и др.). Основной проблемой 6-го модуля является недостаточное понимание слушателями роли и места дидактических материалов в проектной деятельности. Работа слушателей осуществляется в форме короткой интерактивной игры «Яркая жизнь проекта». Выбор такой формы начала обучения по 6-му модулю программы обусловлен тем, что интерактивная игра – это педагогически ориентированная обучающая ситуация, которая способствует личностному и профессиональному развитию.
Главный вопрос: Как помочь учителю создавать дидактический материал не контролирующего, а развивающего характера?
Цель игры: показать один из возможных путей организации изучения материалов 6-го модуля программы «Обучение для будущего».
Задачи игры:
- осмыслить роль дидактических материалов, разрабатываемых учителем, при организации и проведении учебного проекта;
- определить место и возможности дидактических материалов на разных этапах поведения учебного проекта;
- обосновать собственный выбор.
Оборудование: маркерная доска/флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал, компьютер, мультимедиапоектор.
Организация игры:
1. Представление хода игры ведущим. 3 мин.
2. Сбор мнений по кругу «Как Вы думаете?». 8-10 мин.
3. Преодоление кризиса жанра «Я понимаю – Я выбираю – Я делаю». 7 мин.
4. Представление аргументированного выбора цели, содержания и формы дидактических материалов. 5 мин.
Вся игра занимает примерно 25-30 минут, что соответствует времени, отведенному в 6 модуле на обсуждение и дискуссию в учебном пособии программы.
Ход игры: (игра сопровождается презентацией)
Этап 1. Представление хода игры ведущим.
Ведущий поясняет, что интерактивная игра – это педагогически ориентированная обучающая ситуация, которая способствует личностному и профессиональному развитию, формулирует задачи игры.
Этап 2. Сбор мнений по кругу «Как Вы думаете?».
Ведущий последовательно предъявляет слушателям вопросы для обсуждения. Ответы-мнения слушателей записываются на доске/флип-чарте.
Столбец «Примерный результат сбора мнений…» таблицы 1 слушателям не предъявляется. Эта информация в данных методических рекомендациях предназначена для ориентировки ведущего.
Таблица 1.
Вопросы для обсуждения / Примерный результат сбора мнений, на который выводит группу ведущий
1. Почему в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден и отменен? /Метод проектов был отменен, потому что в результате его использования у учащихся формировались не системные, а мозаичные знания.
2. Почему при использовании метода проектов существует опасность мозаичного освоения содержания учебного материала? / Эта опасность существует потому, что очень возможна ситуация углубления проектных групп учащихся в решение своей учебной проблемы, и может возникнуть недостаток внимания и интереса к проблемам, решаемы другими проектными группами. В результате учебная тема в целом осваивается фрагментарно, а не системно. Учитель же несет ответственность за системное и качественное усвоение учащимися содержания учебного предмета, по крайней мере, в рамках существующих образовательных стандартов.
3. Каким образом можно исключить или максимально минимизировать реально существующую опасность мозаичного освоения учащимися содержания учебного материала? / Пониманием того, что деятельность учителя при использовании метода проектов должна быть направлена на активизацию деятельности учащихся, их внимания, слушания, ведения диалога, высказывания конструктивного мнения, выдвижения идей, гипотез, проблем; на управление развитием познавательного интереса, мыслительных умений высокого уровня, умений группового взаимодействия, коммуникативных умения, стремления к обучению, освоением учебного материала.
4. Что может помочь решению задач развития учащихся в практике организации проектной деятельности? / В частности, дидактические материалы развивающего характера.
Результат этапа: понимание роли дидактических материалов в проектной работе.
Этап 3. Преодоление кризиса жанра «Я понимаю – Я выбираю – Я делаю».
На этом этапе слушатели работают в соответствии с заданием, представленном на листе «Раздаточные материалы».
Результат этапа: понимание многообразия дидактический материалов развивающего характера, реализуемых в проектной деятельности.
Этап 4. Представление аргументированного выбора цели, содержания и формы дидактических материалов.
На этом этапе важно выслушать аргументацию каждого слушателя о цели, содержании и форме возможных дидактических материалов. Все предложения слушателей записываются ведущим в список, который открыт в течение изучения модуля и помогает каждому определиться в индивидуальном выборе по разработке дидактических материалов.
Результат игры: В результате организации такой работы слушатели, как правило, предлагают не единичный материал, а целую серию дидактических материалов для разных этапов проекта. В рамках программы остается только выбрать и реализовать один. Другие могут быть созданы при внедрении проекта в практику. Слушатели отмечают, что реализация возможного многообразия дидактических материалов развивающего характера в проектной деятельности помогает ей заиграть яркими красками.
Использованные источники:
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
2. Фопель К. Технология ведения тренинга. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2004. – 267 с.
3. www.kmspb.narod.ru – сайт Санкт-Петербургского представительства российской ассоциации RWCT.