Золотое кольцо Нижегородской области (Балахна, Городец, Пурех)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 11:02, 13 февраля 2010; Виктор Косенков (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Балахна

Наша малая Родина - город Балахна.

Официальной датой основания Балахны принято считать 1474 год. По легенде ее основали братья Плесянычи, которые пристали к правому берегу Волги для починки судна и обнаружили яму с соленой водой, тем самым дав начало "Балахнинскому усолью". На протяжении нескольких веков главным промыслом Балахны являлось солеварение. Добыча соли велась из подземных рассолов, на глубине 25 сажень (50 метров). Каждая труба имела свое название: Попадья Большая, Золотуха, Наугольная.

В 1536 году по приказу Елены Глинской была построена Балахнинская крепость, с этого момента Балахна стала официально считаться городом. Балахна - небольшой городок, раскинувшийся без симметрии, вероятно поэтому сложена была поговорка "Стоит Балахна - полы распахня". В 1565 году Иван Грозный взял в опричнину Балахну, получив таким образом соляную монополию.

Рассольные трубы и варницы в Балахне находились на индивидуальном владении. Самыми крупными солепромышленниками были купцы Латухины и Осокины, из церковного солевладения - Вознесенский собор, Спасская церковь, Покровский мужской монастырь.

Балахна исстари славилась деревянным судостроением. Здесь строились деревянные грузовые суда "расшивы". Искусство мастеров-судостроителей передавалось от отца к сыну. Знатными судостроителями были семьи Худяковых, Редозубовых. Славилась Балахна мастерами кирпичного производства. Огнеупорная глина служила материалом для изразцов, которые были окрашены эмалями разных цветов. Из балахнинского кирпича был сложен Нижегородский Михайло-Архангельский собор. Балахнинский кирпич и изразцы пользовались большим спросом на Макарьевской ярмарке. Современная Балахна - важнейший промышленно-энергетический город Нижегородского Поволжья: балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, НиГРЭС - первенец социалистической индустрии.

Городец

Древнейший город Нижегородского Поволжья - Городец. В "Сказании о граде Китеже" (одного из самых ранних произведений древней Руси) Городец на Волге назван Малым Китежем. Основанный в 1152 году Юрием Долгоруким Городец уже через 20 лет упоминался в летописях как город. До татаро-монгольского нашествия он был центром Городецкого княжества. В этот период созданы его мощные оборонительные сооружения, и вокруг детинца образовался огромный посад. В 1220 Юрий Всеволодович здесь принимал посольство булгар и заключил с ними мир.

Вместе с городом, за пределами посадских валов, к северу, вырастал и монастырь, названный в честь особо почитаемой на Руси иконой Федоровской Божьей Матери - Федоровским. Икона была родовой великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего духовное имя Федора и его сына Александра Невского. Александр Невский, великий полководец Древней Руси, скончался здесь, в Федоровском монастыре, 14 ноября 1263 года. В XIV столетии Городец оставался крупным торгово-ремесленным и культурным центром Поволжья. В нем жил и творил один из известных изографов, старший товарищ Андрея Рублева - Прохор из Городца, вместе с ним расписавший Благовещенский собор в Москве. В нагорной части современного Городца уцелели элементы радиально-колцевой планировки; в ее центре - Княжья гора с остатками валов детинца. Также сохранились: Вал, оборонявший посад, угловая башня ограды Никольского собора, церкви Архангела Михаила, Покровское кладбище старообрядской Белокриницкой иепархии, здание волостного управления, кирпичные особняки на бывшей Купеческой улице, Настоятельский корпус с трапезной бывшего Федоровского монастыря. В подгорной части сохранились церкви: Владимирская в нижней Слободе, Спасская, белокаменные торговые ряды. Памятники александру Невскому, русскому купечеству, краеведческий музей, размещавшийся в бывшем особняке купца Облаева. Неподалеку от городца - ансамбль Преображенской и Никольской церквей с колокольней в селе Николо-Погост, Спасо-Преображенской церкви в селе Сухаренки и село Иконниково. Близ Городца - Нижегородская ГЭС. Городец - центр туризма. Город и его окрестности известны традиционными промыслами - резьбой и городецкой росписью по дереву, вышивкой, пряничным производством и др. Действуют также заводы: судоремонтно-технический (насосы, запчасти, металлоконструкции), "Молот" (чугунное литье, алюминиевая посуда).

Пурех

Село Пурех тесно связано с именем Дмитрия Пожарского, который в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков построил Спасо-Преображенский собор (1624год). На Петряевской пустоши казной полководца, на его вотчинных землях, был возведён сначала деревянный, а затем и каменный монастырь (ныне село Пурех).

Многие нижегородцы из дальнего похода против польско-литовских интервентов вернулись домой ранеными и увечными - без рук и ног, не способными к труду и самостоятельному пропитанию. Для них полководец и решил построить на своих балахнинских землях обитель, в которой ополченцы могли бы лечиться и доживать на готовом довольствии остаток своих лет. Но это была особая обитель, где от невзгод укрывались бывшие воины, поэтому их быт организовывался по особому: кто мог держать в руках топор или тесло, срубили высотный шатровый Спасо-Преображенский собор с двумя приделами (в честь нижегородских чудотворцев Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского), поставили 2 игуменских и 8 братских келий, отдельно возвели поварню, хлебню, кладовые амбары с сушилами, скотный и конюшенный дворы, обнеся всё это высокой оградой "в заметь" с парадными резными святыми воротами.

Поселившиеся же рядом с обителью особой слободкой бобыли шили иноками одежды, тачали сапоги и коты, изготавливали конскую упряжь и готовили для общей трапезы питьё и кушанье.

Уже к середине 17 столетия околомонастырская слободка выросла в самостоятельное селение, называвшееся тогда то Макарьевской слободой, а то и Пурехом. За исправным состоянием хозяйства обители пристально следили лично Д.М.Пожарский и его сыновья: Пётр и Фёдор, часто навещавшие монастырь, регулярно вкладывавшие в него ценные иконы и книги, колокола и храмовую серебряную утварь. Не случайно и то, что именно в Пурехе вплоть до начала 19 века хранилось знамя Нижегородского ополчения 1612г., чудодейственный резной деревянный крест, принесённый Д.М.Пожарским из Соловецкого монастыря, а также список с иконы Владимирской Божией матери, почитавшейся покровительницей всей Русской земли. Вскоре после учреждения монастыря в Пурехе повелись коштом полководца и каменные работы. Огромное здание кирпичного собора возводилось по сметным росписям каменных дел подмастерья Пожарского Филиппа Иванова. Строительство велось рядом с деревянным храмом весьма быстро, ибо уже в 1624г. был освящён первый Евфимьевский придел. Убранство интерьеров Евфимьевского придела при Пожарских отличалось изысканностью и богатством, но главный престол храма долгие годы оставался не освящённым. После же смерти полководца в 1642г. его жена разделила детям все его родовые имения, в том числе земли, записанные "на кормление Макарьевской обители". И монастырь от того оскудел, а иноки стали разбредаться врознь. Достройку храма взяли на себя уже слобожане, после чего он стал приходской церковью. При этом околомонастырская бывшая слобода разрослась в крупное торгово-промысловое село. В 1812году, когда армия Наполеона подступала к Москве, в Нижнем Новгороде, как и двумя веками ранее, начался сбор народного ополчения. Для его осенения из Пуреха в Нижний Новгород было доставлено знамя Нижегородского ополчения 1612г. В 1827г. в Пурех за знаменем был направлен заместитель директора Оружейной палаты Московского кремля И.Н.Давыдов. Узнав, что стяг хотят забрать в Москву навсегда, окрестное население подняло настоящий бунт, так что "человек 25 зачинщиков было сослано за это в Сибирь". Волнения несколько утихли после того, как в Пурех доставили из Москвы точную копию древнего знамени, а на поновление церкви обещали выделить средства. К середине 19 века пурехский храм обветшал и требовал капитального поновления. Ремонт здания выполнили к исходу 1854 года: вместо позакомарной кровли подняли четырёхскатную, в пару с древней возвели вторую такую же колокольню. Так началось искажение художественного образа церкви. Планы-фасады перестройки пурехского храма были составлены в 1876г. инженером Г.Арнольдом. Спустя 3 года к древнему зданию пристроили несообразно огромную четырёхстолпную трапезную и многоярусную колокольню. При этом разобрали старое западное крыльцо и паперть с колокольнями, растесали окна храма, сбили первоначальный элементы декоративного убранства. Село же Пурех развивалось на проходящей через него старой Ярославской дороге. Здесь ещё в древности стоял ямской двор. Для почтовой же службы в Пурехе лили поддужные колокольца. Над Пурехом пронеслись века... Но до сих пор в нём жива память о великом полководце России, о его славном подвиге во славу Отечества! Здесь всё напоминает нашу древнюю историю, сам храм - овеществлённый памятник выдающемуся мастерству русских каменщиков, плотников, резчиков по дереву и камню, иконописцев и золотильщиков. И наш долг перед потомками сохранить его на долгие последующие столетия!,

Персональные инструменты
Инструменты