Гарская сельская администрация

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 15:59, 11 февраля 2008; Павлова Екатерина Ивановна (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Жигалова Валентина Ивановна, пенсионер. «Слышала от своей бабки историю, что в древние времена шли по нашей местности три Святых: Тихон, Трифон, Митрофан. Где они садились отдыхать, там образовались три Святых ключика: Соличенский, Гарский и Боровковский. Те три древних ключика существуют по сей день. Они не иссякаемы. Каждый ключик обладает лечебными свойствами например, Соличенский, лечит от паралича, а Боровковский, если окатишься святой водой в Ивана Купалу – от всех болезней, не будешь болеть целый год. Ухода за ключами сейчас нет никакого. Так, в Боровкове, сделанный сруб сдвинут с некогда святого места и ключик не на месте. Раньше, если на него заганешь, все сбывалось, сейчас нет. На Разречье нужно идти в ночь с 24 на 25 июня. Надо идти туда молиться, обольешься водой из Разречья, и будет тебе здоровье». БОРОВКОВО. За деревней БОРОВКОВО, расположенной на территории Гарской сельской администрации, есть место, которое называется РАЗРЕЧЬЕ. Сюда 7 июля в праздник ИВАНА КУПАЛЫ (ЦВЕТНИК в народе) все население близлежащих деревень приходит, чтобы искупаться и взять святую воду из КЛЮЧИКА. Раньше недалеко от Боровково находилась мельница. Мельник Петр Лакин оберегал ключик, чистил его, не давал зарасти травой. Возле ключика стояла часовенка. За Боровковом река БОРТНЯ впадает в ШИРМАКШУ. Это место еще называют УСТЬЕМ. Раньше, во время Петровского поста на этом месте устраивались массовые гуляния. В день же ИВАНА КУПАЛЫ люди, искупавшись на РАЗРЕЧЬЕ в трех местах, одевали новые одежды и шли на ключик за водой. Ее брали с молитвой. Существует поверье, что тот, кто искупается в РАЗРЕЧЬЕ 7 июля, не будет болеть весь год. Вода, взятая из ключика, не портилась в течение года. Ее берут со словами: «Теки, теки вода, не на истечение, а рабу божьему на исцеление. У ключика спрашивают: «Долго ли проживет человек на свете… (называют имя). Если вода на его дне начинает сильно бить, то долго. А если вообще не бьет, то… Потом собирают 12 разных трав и тоже хранят весь год. В этот день ходят смотреть, как цветет папоротник, а колдуны пережинают поле крест накрест. В жатву амбар не прикрывают, чтобы зерно текло рекой. Олонина Александра Ивановна, Ветеран педагогического труда, учитель математики, Гарской средней школы. Боровковский ключ известен очень давно. Еще мой папа, Потапов Иван Семенович ухаживал за ним. А до него за ключом смотрел мельник из Сидорова Петр Лакин. Ключ этот особенный, не как другие, бьющие из горок, овражков. Этот, очень сильно бьет из - под земли снизу. Когда над ключом выстроили колодец, это биение стало очень хорошо видно. Видимо, не случайно, на больного человека сюда ходили гадать: поправится он или нет. Сильно бьет, значит, поправится, а если тихо, или вообще не бьет, жди беды. Правда, когда там сделали лавочки и поставили крест, новый колодец врыли не на место. Его немного сдвинули в сторону. Но все – равно, вода в ключе очень целебная. Когда ее пробуешь на вкус, она попахивает сероводородом. СОЛИЧНОЕ. Вспоминает Морозова Зинаида Ивановна, пенсионер. На все православные праздники моя мама ходила в церковь Преподобного отче Макария в деревню Соличное. Тогда я была еще очень маленькой и бегом бежала за мамынькой, изо всех сил цепляясь за ее подол, чтобы не отстать. Помню саму церковь, народ, которого в ней было не очень много и батюшку, одетого в черную рясу, старого и строгого. Помню, что в ограде церкви у нас лежали похороненные родственники. Мамынька сначала ходила на могилки, потом мы с ней выходили их оградки, проходили 10 шагов по приступкам к небольшому пригорку, где бил ключик, и откуда текла «золотая» вода, такая она была чистая и вкусная. Мама умывалась и читала молитву: «Боже, очисти мя грешную, яко николижо сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». И еще мамынька потом трижды повторяла: «Преподобные Святые Божии Макарии, моли Бога о нас». Вода из ключика была не только святая, она была лечебной. Ее лечились от многих хворей. И особенно целебные свойства она имела в Макарьев день, 7 августа. Именно в этот день мы обязательно ходили с мамынькой в церковь. После службы батюшка приглашал нас к себе в гости столоваться. На этот случай, мы всегда брали с собою узелок с едой. Мы жили в Андреевках. В нонешном Кузино стояла Троицкая церковь. Одно здание у нее было каменное, а другое – деревянное. Церковь стояла на святых мощах, а это значит в ней всегда горела святая лампада. До Троицкой церкви нам идти было ближе, но мы почему – то всегда ходили именно в Соличное. Там же и венчались, там же и детей крестили. И мымыньку с тятей я похоронила там же. Немного помню о судьбе батюшки, который заведовал приходом Макарьевской церкви. Его в тридцатые годы увезли в район, откуда он больше не возвратился. У них была очень большая семья. Было много детей, один из них жил в (поганом) Ковернино. Он ходил на наши гуляния. Мы всегда его дразнили и звали: «Витька – попенок». Не знаю, жив ли он сейчас или умер. Смирнова Зоя Михайловна, пенсионерка. «Про ключ ничего не знаю, сколь времени здесь не живу, он всегда был. Горы здесь уж больно круты. Вот посмотрите, как круто идти к церкови. За ней будет дол и опять крутая гора, которую звали «Кабацкая гора». Мама сказывала, что здесь раньче были кабаки. В нашу деревню стали часто наезжать чужие люди. Вот уже раза два приезжали с какими – то «искалками», которыми водили по земле у попова дома. Золото что ль искали, или еще чего, не знаю. Попов дом стоял долго, но в году восьмидесятом его увезли. А на ключ каждый год ездят ко мне ночевать три женщины из Сокольского. Вот они, наверное, знают про его целительность. Как их зовут, не запоминаю. Но как приедут опять, выспрошу, что они знают, приходите тогда к нам еще раз». Сироткина Надежда Степановна, 1924 года рождения, пенсионер. «Я с детства помню и церковь и ключик. У нас здесь были старцы, там есть большущий камень, на котором сидел и трапезничал один из них. Камень возле реки, у бани. Я хожу на наш ключик за водой каженный день. Беру воду и читаю молитву «Отче наш». Только уж больно плохо там идти, скользко, особенно после дождей. Вода здесь очень хорошая, вкусная и лечебная. Лечит ото всево. Многие приезжают за ней издалека, откуда не знаю. Но часто видим людей, берущих воду из ключа. Церковь в старину была очень хорошей. В ней до сих пор сохранились старинные росписи. Вот бы ее восстановить. Ведь, она еще ничего, стены крепкие, не разобраты, как в Троице. К нам на могилки иногда ездит батюшка из Дорофеева, так он сетует на то, что мы сами не можем в церкови хоть немного прибраться. Уж больно там на пол много навалено». ГАРИ. Дороничева Любовь Алексеевна, пенсионер. «Гарских ключиков три: у интерната, у Макарова дома, у дома Серафимы Никифоровны Крюковой. Это бывший завхоз Гарской школы. Святой тот, который шел из – под Рождественской церкви. Раньше для ручейка был сделан деревянный желоб. По нему вода текла прямо по улице. Напротив дома Михаила Гульнева, через дорогу в землю была врыта бочка, куда непрерывно стекала вода и откуда люди ее брали на еду и на лечение. Шли из церкови со службы и обязательно наливали с собой бутылку воды. Вода была очень чистой и вкусной. Вода обязательно освящалась на Рождество и Крещение. Именно в эти дни она и была лечебной. Когда церковь нарушили, ключик был сохранен, только деревянный желоб заменили на арболитовую трубу. Вода стала течь не по поверхности земли, а как – то из – под земли. Но сейчас этот ключик замыло. Когда делали в Гарях дорогу и прокладывали асфальт, тракторами ровняли дорогу и ключик завалили. Но он все – равно пробивается и тут, где раньше была бочка, подтекает вода. Это место видно сразу, там земля заболочена». Глебова Валентина Павловна, местная поэтесса, живет в г. Дзержинск. В Гари приезжает только летом. «Я хочу рассказать и показать Святой Гарский ключик, который раньше протекал напротив дома Гульневых, и который, как говорят старожилы, течет прямо из - под церкви Рождества Христова. Вот он. (Валентина Павловна вышла из дома и показала нам сам ключ). С первого класса я помню о том, что здесь был широкий деревянный желоб. Две нижние и две боковые доски были скреплены таким образом, что вода в желобе не грязнилась ничем. Всегда она была чистая, как «хрустальная». Желоб заканчивался там, где в землю была врыта деревянная бочка. К бочке вели ступеньки, здесь же была сделана лавочка. Жители села всегда ходили сюда за водой. Когда в Гарях работала столовая, повара отсюда брали воду. Ее пили и проезжие шофера, которые работали в нашем и другом совхозе. Часто ключевую воду набирали во фляги и возили в посевную к трактористам в поля. В 1999 году на нашей улице делали дорогу. К нашему всеобщему огорчению ключик был безжалостно завален тоннами песка. Вся территория около наших домов превратилась в болота и заросла осокой. Мы с сыном делали дренажные канавы, чтобы местность не была такой сырой, потому что даже в дом мы ходили от дороги в резиновых сапогах, в тапочках было не пройти. И вот, когда мы прорывали канавы, из – под земли наш ключик вновь пробился. Мы его очистили, вложили в начало ключа трубу, на которое свалили большое дерево. Немного подальше от трубы врыли в землю корпус от стиральной машины, накидали вместо приступочек доски, и так «возродили» наш ключик. Воду по – прежнему берем отсюда. Мы ее пьем, мы ею поливаем огород. Конечно, вы видите, наш дом, в котором мы жили, сгорел. Нам пришлось переехать в дом напротив. В этом краю живем мы одни, поэтому за ключом приходиться следить только нашей семье. Другие берут воду из другого ключа, того, который расположен за Макарьевым домом. Там сделан колодец, над которым соорудили деревянный навес. Но нам кажется, что вода в нашем ключике много чище и вкуснее. Беседовали учащиеся 10 класса: Молитвина Елена, Фомичева Наташа, Сытин Дима, Кучина Т. П. Старые Гари, май, 2006 г.

Персональные инструменты
Инструменты