Бардымская средняя школа в годы войны. Ленинградцы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

В 1941-1945 гг. в Бардымской средней школе обучалось более 100 учеников, эвакуированных из г. Ленинграда. В с. Барда они прибыли в середине октября после долгого путешествия на поезде с остановками в чистом поле, пароходах по Волге и Каме, а затем уже поздней осенью на санях от пристани города Оса.

Содержание

Интернат

Файл:Т.н. мечеть.jpg
Бывшая мечеть, где была размещена часть эвакуированных детей

Детей рассселили в бывшей мечети, в школьном интернате по улице Куйбышева, а также в доме у военкомата. Из воспоминаний Розы Георгиевны Королёвой, одной из учеников-ленинградцев: "Большой дом школьного интерната, "Дом на площади", двухэтажное деревянное здание, был передан нам. Он находился на площади, дававшей ощущение простора и пребывания в центре жизни: по соседству была почта - объект первостепенной важности в военные годы, с другой стороны возвышалось большое деревянное здание клуба, а напротив него - каменная двухэтажная школа, в которой мы не учились, но провели одну из замечательных встреч Нового года. Замыкало площадь здание райкома партии, где нас принимали в комсомол... В здании школьного интернате разместились 2 группы детей среднего возраста(10-11 лет) и группа самых маленьких ( 4-6 лет). Воспитательницей самых младших и средней группы была Полина Григорьевна Хохлова, учительница начальных классов. Воспитательница мальчиков Татьяна Абрамовна Храмова, самый старший по возрасту учитель, приехавший с нами в эвакуацию (ей было тогда около 60 лет), была человеком высокой эрудиции и воспитания: она получила педагогическое образование ещё до революции,в Швейцарии, и, работая учительницей русского языка и литературы, старалась привить детям чувство красоты и справедливости..."

Школа

Бардымская средняя школа в 40-е г.
Многое для детей-ленинградцев в селе Барда было непривычно и Бардымская средняя школа, конечно, очень отличалась от школы № 237 Фрунзенского района г. Ленинграда: это было небольшое деревянное двухэтажное здание, встречавшее надписью по-татарски "Мектеп", в вечернее время классы освещались "десятилинейными" керосиновыми лампами, имена учителей казались вначале трудно выговариваемыми... Но здесь для эвакуированных детей были созданы максимально возможные условия для продолжения учёбы. Педагогический коллектив под руководством Джавгары Бекташевны Галеевой окружил ленинградцев большой заботой и вниманием. Р.Г. Королёва вспоминает: "В те трудные военные годы в нашей бардымской жизни нам встретилось так много замечательных, достойных самого высокого уважениялюдей . Это прежде всего учителя БСШ во главе с директором Джавгарой Бекташевной Галеевой. Наша чудная деревянная школа встречала нас просторными чистыми коридорами, где устраивали утреннюю линейку (на которой часто у учеников изымалась жвачка -"смолка"), уютными классами, уголком "общественных известий" с очередным номером школьной газеты. Все наши учителя были молоды, а директору всего 30 лет! Тем не менее, в школе царила атмосфера высокого профессионализма и уважения к своему труду. Директор и учителя были всегда подтянуты, красиво одеты, приветливы, но отнюдь не снисходительны к себе и ученикам. Учиться было интересно, и мы проявляли здоровое честолюбие, стремясь отличиться знаниями."

Учителя

Р.Г. Королёва вспоминает: " С большим уважением думаем об учителей Бардымской средней школы, которые привили нам убеждение, что эта профессия одна из важнейших в мире. Очень многие из учеников

БСШ - ленинградцев стали преподавателями, не в последнюю очередь под влиянием учителей БСШ." Кто работал в бардымской средней школе в военные годы? Строгая, подтянутая учительница математики и директор школы Джавгара Бекташевна Галеева, самый старший по возрасту учитель химии Исхак Мухамедзянович Ихсанов, яркая эмоциональная учительница русского языка и литературы Нина Михайловна Васильева, блестящая учительница немецкого языка Фарида Шигабудтиновна Абайдуллина (Юлаева), сделавшая всех своих учеников энтузиастами немецкого языка и немецкой литературы, другая учительница немецкого языка, беженка из Варшавы Яхет Леопольдовна Грюнвальд, говорившая по-русски с немыслимым акцентом, певшая с учениками немецкие народные и рождественские песни и обучавшая специальному курсу военных команд. С почтением вспоминают бывшие ученики БСШ-ленинградцы Кашифу Абдурахмановну Сиразетдинову, преподававшую историю и обществоведение, учительницу математики, прекрасного методиста Тамару Васильевну Каминер, у которой на уроке все сложные темы оказывались логичными и простыми. Не забыты и самые молодые тогда учителя: физик Мидхат Кашифович Куштанов, красавец Виль Ибраев, учитель черчения, военруки Аширов и Мингов.
Файл:10 класс Бардымской средней школы.jpg
Десятиклассницы Бардымской средней школы и военрук Мингов. 1944 г.

Быт военного времени

Жизнь в эвакуации была для детей-ленинградцев, как и для всех жителей Барды, отнюдь не безоблачна. Было трудно с питанием, в основном ели одноообразные гороховые похлёбки с очень редкими мясными добавками. Весной все охотились за молодыми порослями хвоща - пистиками. От недостаточного питания развивалась специфическая форма авитаминоза: на ногах и на теле появлялись незаживающие язвы, которые подлечивало только летнее солнце. Из-за йодистой недостаточности появлялись нарушения в лимфатической системе. Следы от этих болячек ещё долго оставались и после войны... Интернатские руководители делали всё возможное, чтобы подержать здоровье детей: по рекомендации медиков готовились витаминные отвары из хвои, доставались какие-то лекарства, с молочной фермой заключали договоры о поставе пахты в качестве заменителя молока. Воспитатели интерната - Багрова Ксения Владимировна, Докусова Анна Михайловна, Козлова Александра Павловна, Хохлова Полина Григорьевна, Храмова Татьяна Абрамовна - всеми способами старались заменить детям родителей, обучали их трудовым навыкам, гигиене. В долгие зимние вечера под свет "коптилок" (фитильков в баночке с керосином) они вели задушевные беседы, пересказывали книги. Все ленинградские дети питались в своей столовой. Старшие девочки несли дежурство по обслуживанию и мытью посуды, мальчики обеспечивали кухню дровами и водой. Каждый воспитатель по неделе дежурил в столовой и на кухне. В группах было самообслуживание по содержанию в порядке помещений, старшие девочки мыли полы и сами стирали своё бельё, постельное бельё и бельё младших детей стирала специальная прачка. Каждая группа имела также своё огородное хозяйство. Ребята сами производили все необходимые огородные работы.

Помощь колхозу и фронту

Все ребята, начиная с 10 лет, выходили в поле на прополку свёклы. Нормы выработки были почти такие же, как у взрослых. Работали также на полях кок-сагыза. Эта колючая трава раздирала руки, оставляя глубокие царапины. Юля Королёва, одна из учениц-ленинградок, придумала использовать прохудившиеся чулки вместо рабочих рукавиц. Идею подхватили не только подруги, но местные женщины-колхозницы. В Бардымском колхозе "Алга" (тат. "Вперёд") ленинградцы вместе с бардымскими ребятами "катали" горох -с согнутыми спинами и в пыли. Старшие интернатские группы посылали также на лесосплавные работы и на рубку леса. Как правило, за эти работы интернатовцы всегда получали благодарности и даже денежные премии, которые шли в фонд обороны.

Общественная жизнь

Школьная и интернатская жизнь была социально наполненной. Постоянно все были заняты общественными делами: тимуровские работы, субботники, вечера художественной самодеятельности, спектакли, школьные комсомольские собрания. Всё это духовной потребностью, вселяло оптимизм, предощущение победы в войне. Через едиснтвенную в то время радиоточку в Доме колхозника взрослые и дети жадно слушали военные известия, даже разучивали новые песни и стихи. В письмах из Ленинграда эвакуированные получали стихи Ольги Берггольц, но их не разpешали читать с открытой эстрады. В Барде, как и везде в те годы, библиотека была центром культуры, точкой притяжения для взрослых и детей. В неплохой школьной библиотеке можно было найти любимые книги, а в прекрасной библиотеке при сельском клубе имелось большое собрание классической русской и западной литературы. Новые книги продолжали поступать и во время войны: новые пьесы, сборники новых стихов, подборки для самодеятельных театров. Всё это использовалось для проведения литературных вечеров, на которых старшеклассники читали стихи и рассказы. Особенно хорошо это удавалось старшекласснице Вере Ласкарёвой. У школьникам Бардымской средней школы и жителей Барды большой успех имели 2 театральные постановки, подготовленне ленинградцами.Одной из них была популярная пьеса, как сегодня это бы назвали, мюзикл "Свинарка и пастух" (автор В. Гусев). В ней было много лирических песен и монологов. Главную роль исполняла восьмиклассница Ляля Петрожак, ставшая сразу звездой. Другая пьеса называлась "Голубое и розовое" (автор Ал. Бруштейн). В ней рассказывалось о жизни дореволюционной гимназии, поднимались актуальные и для военного времени социальные вопросы. Вся Барда помогала "артистам" в поисках реквизита. За коричневые гимназические платья сошли интернатские форменные, а фартуки одолжили девочки-татарки, т.к. почти у каждой они имелись как часть национальной одежды. Длинные тёмные шёлковые платья для классных дам достали из своих запасов взрослые. По рисункам и иллюстрациям картин были изготовлены погоны чиновника для инспектора гимназии, в роли которого был неотразим Лёня Сакульский. Очень оживляла пьесу любимая всеми сцена урока "бального танцевания". Спектакль имел у публики громадный успех, ученики почувствовали себя прирождёнными актёрами. С тех пор микро-постановки и скетчи стали почти регулярными. В интернате выпускался также литературный журнал, который был интересен не в последнюю очередь благодаря хорошему оформлению художника- восьмиклассника Коли Захарова и стихам отличного поэта Фимы Рихтера.

Природа

Персональные инструменты
Инструменты