Архитектура города Тюмени

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показана 31 промежуточная версия 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Квест-5лет-жетон.png|right|250px]]
+
[[Файл:Gerb Tyumeni 1.JPG]]
 
+
 
+
  
 
'''Тюмень''' – старейший город Сибири, обладающий богатейшим историческим наследием.  К сожалению, памятников архитектуры и истории в Тюмени с каждым годом становится все меньше. Cтаринный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников в наше время терпит бедствие. Пожары, уносящие безвозвратно шедевры архитектуры, отсутствие достаточного финансирования могут привести к невосполнимым потерям!
 
'''Тюмень''' – старейший город Сибири, обладающий богатейшим историческим наследием.  К сожалению, памятников архитектуры и истории в Тюмени с каждым годом становится все меньше. Cтаринный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников в наше время терпит бедствие. Пожары, уносящие безвозвратно шедевры архитектуры, отсутствие достаточного финансирования могут привести к невосполнимым потерям!
Строка 12: Строка 10:
 
'''Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь'''   
 
'''Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь'''   
 
В 1997 году при монастыре открылось Тюменское духовное училище.
 
В 1997 году при монастыре открылось Тюменское духовное училище.
       
+
 
 +
[[Файл:692px-Trinity Monastery in Tiumen (Prokudin-Gorskii).png|right|200px]]
 +
 
 +
'''[http://ru.wikipedia.org/wiki/Троицкий_монастырь_(Тюмень)]'''
 +
 
 
Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.
 
Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.
  
'''Дом Иконникова  ''' http://cultyura.narod.ru/arhitecture/tyumen/dom_ikonnikova.html
+
'''[http://cultyura.narod.ru/arhitecture/tyumen/dom_ikonnikova.html Дом Иконникова]'''
 
   
 
   
 
Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова ( ул.Республики, 19 ). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе.  
 
Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова ( ул.Республики, 19 ). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе.  
 +
[[Файл:Dom ikonnikova 1.JPG|left|200px]]Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой ( на фото не показан ). венчающий фасад ризалита. Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами. [[Файл:Dom ikonnikova 2.JPG|right|100px]]В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадрвтные '''кессоны'''. [[Файл:Dom ikonnikova 5.JPG|left|150px]]
  
Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой ( на фото не показан ). венчающий фасад ризалита.
+
А потолок украшен гигантской объёмной '''розеткой'''. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь.  
Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами.  
+
  
В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадрвтные кессоны.
 
  
[[Файл:Dom ikonnikova 5.JPG|left|150px]]А потолок украшен гигантской объёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь.
+
'''Печь-камин''' [[Файл:Dom ikonnikova 6.JPG|right|100px]]является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глинянными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе.  
 
+
Печь-камин [[Файл:Dom ikonnikova 6.JPG|right|150px]]является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глинянными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе.  
+
  
 
Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.
 
Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.
  
 
'''Спасская церковь  '''[[Файл:Spasskaya 1.JPG|left|150px]]
 
'''Спасская церковь  '''[[Файл:Spasskaya 1.JPG|left|150px]]
 
 
Спасская церковь — одно из самых красивейших зданий в Тюмени, построенное в весёлом узорчатом Русском стиле архитектуры XVII века. В Тюмени нет ни одного такого архитектурного сооружения, столь прекрасно и гармонично насыщенного декоративными архитектурными элементами, где, казалось бы, продумано архитекторами всё, что можно продумать для идеального украшения фасадов. Гармоничное сочетание архитектурных элементов фасадов делает здание очень привлекательным для созерцания и внимательного зрительного изучения. Но вот уже около 85 лет оно находится в запущенном состоянии. История постройки Спасской церкви очень интересна. Есть в ней и один примечательный факт : купцу, желавшему построить самое великолепное здание в Тюмени, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы церковь стояла именно здесь : он дал большую взятку тогдашним властям города.  
 
Спасская церковь — одно из самых красивейших зданий в Тюмени, построенное в весёлом узорчатом Русском стиле архитектуры XVII века. В Тюмени нет ни одного такого архитектурного сооружения, столь прекрасно и гармонично насыщенного декоративными архитектурными элементами, где, казалось бы, продумано архитекторами всё, что можно продумать для идеального украшения фасадов. Гармоничное сочетание архитектурных элементов фасадов делает здание очень привлекательным для созерцания и внимательного зрительного изучения. Но вот уже около 85 лет оно находится в запущенном состоянии. История постройки Спасской церкви очень интересна. Есть в ней и один примечательный факт : купцу, желавшему построить самое великолепное здание в Тюмени, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы церковь стояла именно здесь : он дал большую взятку тогдашним властям города.  
+
Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. '''[http://gallerynikole.com/post111059546/]'''
Барочные приёмы ( в смысле : стиля Барокко ) проявились в этой постройке очень активно, хотя не так широко как в Знаменском соборе. Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. Так, например, углы основного четверика акцентрированы мощными башнеобразными пилястрами, на которых установлены малые главы ( на фотографиях не показано ). Типично западноевропейским элементом являются треугольные фигурные фронтоны, венчающие стены четверика. Очень своеобразно завершение апсиды и главного объёма, выполненное в виде трёхъярусных восьмигранных барабанов-фонариков, увенчанных ярусными главками. Нижний барабан — световой. Подобное же, но двухярусное венчание завершает колокольню. В результате продольная ось церкви оказалась акцентрированной главами — приём, тоже характерный для католических базиликальных церквей.
+
  
[[Файл:Znamenskiy sobor 14.JPG|leftt|150px]]'''Знаменская церковь''' была построена деревянной в 1624 году. 4 июня 1766 года она сгорела в одном из сильнейших пожаров. новое каменное здание заложили в 1851 году на средства купца 1-ой гильдии, Городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Новая каменная церковь была построена в стиле "русского барокко". В 30-е годы XX века храм закрыли, в его помещении расположилась пересыльная тюрьма.
+
[[Файл:Znamenskiy sobor 14.JPG|left|150px]]'''Знаменская церковь''' была построена деревянной в 1624 году. 4 июня 1766 года она сгорела в одном из сильнейших пожаров. новое каменное здание заложили в 1851 году на средства купца 1-ой гильдии, Городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Новая каменная церковь была построена в стиле "русского барокко".'''[http://refrats.narod.ru/Kursov/Architek_1/RusskoeBarokko.htm]''' В 30-е годы XX века храм закрыли, в его помещении расположилась пересыльная тюрьма.
  
'''Дом Высоцкого (он же : дом Дмитриевых и дом Князева)'''[[Файл:Dom vyisockogo 14.JPG|right|150px]]
+
 
+
'''Дом Высоцкого (он же : дом Дмитриевых и дом Князева)'''[[Файл:Dom vyisockogo 14.JPG|right|150px]]  
 
В 1880-е годы каменное строительство в Тюмени резко активизировалось. Большие особняки, купеческие лавки, казённые здания стали один за другим появляться на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой декоративной перегруженностью, вполне, впрочем, соответствовавшей той раскованной общественной жизни города, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития частного предпринимательства.  
 
В 1880-е годы каменное строительство в Тюмени резко активизировалось. Большие особняки, купеческие лавки, казённые здания стали один за другим появляться на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой декоративной перегруженностью, вполне, впрочем, соответствовавшей той раскованной общественной жизни города, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития частного предпринимательства.  
+
 
При общей ассиметричной схеме плана основная часть главного фасада решена симметрично : ось выделена пластичным ризалитом, многопрофильным круглым фронтоном и большим балконом на мощных кронштейнах ( ныне утраченным ), под которым был устроен вход в магазин.
+
 
+
 
Северный, обращённый к перекрёстку, угол дома скошен, и в нём тоже размещался вход. Позже он был заложен и превращён в окно. Ось фасада по улице Перекопской обозначена мелкой раскреповкой и аттиком.
+
[[Категория:Искусство]]
+
[[Категория:Архитектура]]
Углы здания и центральные части стен рустованы. Окна второго этажа имеют декоративные наличники и надоконные карнизы ( сандрики ) прямой и лучковой формы на кронштейнах.
+
[[Категория:Проект]]
+
Кронштейны как декоративный мотив используются также в междуэтажном поясе и раскреповках ( выступах ).
+

Текущая версия на 22:34, 26 января 2011

Gerb Tyumeni 1.JPG

Тюмень – старейший город Сибири, обладающий богатейшим историческим наследием. К сожалению, памятников архитектуры и истории в Тюмени с каждым годом становится все меньше. Cтаринный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников в наше время терпит бедствие. Пожары, уносящие безвозвратно шедевры архитектуры, отсутствие достаточного финансирования могут привести к невосполнимым потерям!

Историческая часть города расположена на берегах Туры и её правого притока - р. Тюменка, на клиновидном мысу между которыми в конце 1580-х гг. была отстроена русская крепость (разрушилась в 18 в.), ставшая ядром города.

Напротив крепости - т.н. Царёво городище с остатками татарского города (вал и ров). Тюмень развивалась в основном на юго-восток от крепости, вдоль берега р. Тура, правого берега Тюменки и Сибирского тракта.

В северной части Тюмени - архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря (первоначально Преображенский, основан в 1616 монахом Нифонтом из Казани), включающий Троицкий собор (1709-15), Петропавловскую церковь (1755, ныне Музей истории города), 2-х этажные настоятельские покои (1739), высокие каменные стены (1741). Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь В 1997 году при монастыре открылось Тюменское духовное училище.

692px-Trinity Monastery in Tiumen (Prokudin-Gorskii).png

[1]

Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.

Дом Иконникова

Наиболее ярким примером полностью деревянного здания, в архитектуре которого используются мотивы каменного зодчества, является дом Иконникова ( ул.Республики, 19 ). Фасад с видом на площадь строго симметричен. Главная ось его отмечена фигурным фронтоном барочного типа - с венчающими и фланкирующими волютами, а также двумя резными колоннами, несущими креповки карниза. Сходство с каменными зданиями усиливается сплошной обшивкой стен узкими рейками с выявлением швов, что создаёт иллюзию рустовки стен. Но при всём этом деревянные наличники выполнены в традиционном тюменском духе.

Dom ikonnikova 1.JPG
Дом Иконникова, поднятый на цокольный этаж, прямоугольный в плане, но оживлённый большим ризалитом на главном фасаде. Ризалит имеет очень интересную деталь - барочно-ренессанскую полукруглую нишу с резной раковиной в своей верхней части. Под ней подвешен своеобразный овальный медальон. Ниша прикрыта сверху сегментным фронтоном, заполненным традиционной тюменской объёмной резьбой. Над этим фронтоном возвышается другой ( на фото не показан ). венчающий фасад ризалита. Интерьеры дома Иконникова имеют роскошный и изысканный вид благодаря насыщенному лепному декору. Каждое помещение особняка имеет свою индивидуальную гипсовую отделку. Планировка дома выполнена в стиле, который называется анфиладой, то есть последовательно расположенные комнаты и соединённые друг с другом дверными и арочными проёмами.
Dom ikonnikova 2.JPG
В этой небольшой спальной комнате со скругленными углами в верхней части стен выполнены квадрвтные кессоны.
Dom ikonnikova 5.JPG

А потолок украшен гигантской объёмной розеткой. Художественная выразительность миниатюрной комнатки очень привлекает своей красотой и задерживает внимание именно здесь.


Печь-камин
Dom ikonnikova 6.JPG
является гармоничной частью интерьера. Отделка печи-камина глинянными изразцами в былые времена являлась уважением хозяина к самому себе.

Потолок гостиной украшен сложным лепным плафоном, но вместе с тем отличается тёплой гармоничной композицией, а верхняя часть стен богато профилирована и украшена декоративными кронштейнами.

Спасская церковь
Spasskaya 1.JPG

Спасская церковь — одно из самых красивейших зданий в Тюмени, построенное в весёлом узорчатом Русском стиле архитектуры XVII века. В Тюмени нет ни одного такого архитектурного сооружения, столь прекрасно и гармонично насыщенного декоративными архитектурными элементами, где, казалось бы, продумано архитекторами всё, что можно продумать для идеального украшения фасадов. Гармоничное сочетание архитектурных элементов фасадов делает здание очень привлекательным для созерцания и внимательного зрительного изучения. Но вот уже около 85 лет оно находится в запущенном состоянии. История постройки Спасской церкви очень интересна. Есть в ней и один примечательный факт : купцу, желавшему построить самое великолепное здание в Тюмени, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы церковь стояла именно здесь : он дал большую взятку тогдашним властям города. Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. [2]

Znamenskiy sobor 14.JPG
Знаменская церковь была построена деревянной в 1624 году. 4 июня 1766 года она сгорела в одном из сильнейших пожаров. новое каменное здание заложили в 1851 году на средства купца 1-ой гильдии, Городского головы Ивана Васильевича Иконникова. Новая каменная церковь была построена в стиле "русского барокко".[3] В 30-е годы XX века храм закрыли, в его помещении расположилась пересыльная тюрьма.


Дом Высоцкого (он же : дом Дмитриевых и дом Князева)
Dom vyisockogo 14.JPG

В 1880-е годы каменное строительство в Тюмени резко активизировалось. Большие особняки, купеческие лавки, казённые здания стали один за другим появляться на улицах центральной части города. Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой декоративной перегруженностью, вполне, впрочем, соответствовавшей той раскованной общественной жизни города, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития частного предпринимательства.

Персональные инструменты
Инструменты