Храм во имя Пресвятой Троицы г.Балаково Саратовской области
Храм во имя Пресвятой Троицы ( ул. Набережная, 1)
В Балакове было 5 церквей: церковь Явления Божьей Матери (Христорождественская), Храм Преображения (Единоверческая), Кладбищенская (Иоанно-Богословская), Красный Собор (Святой Троицы), Троицкий Собор (Мальцевская).
Единственная уцелевшая в Балакове церковь – Троицкий Собор. Эта церковь была освящена в 1914г. Народ называл Троицкий Собор Мальцевским, потому что строительство собора было задумано местным богатейшим хлебопромышленником, придерживающимся старообрядческой веры, Анисимом Мальцевым по проекту знаменитого зодчего, флагмана русского модерна Федора Осиповича Шехтеля. Мальцев решил выполнить кладку из тесанного камня скальной породы, да не отечественного, а заморского. Один старик рассказывал, что он, будучи пленным во время войны, попал на каменоломню в Швеции, и слышал от местных старожилов историю о русском купце, который приезжал туда в начале века и подрядил хозяев карьера поставлять камень в Россию на строительство храма. Каждый камень стоил Мальцеву 5 рублей золотом, поэтому хватило денег лишь на возведение стен храма и ограды.
Тогда он бросил клич о сборе средств, которых было собрано немало и в достаточно короткий срок.
Одной из особенностей Мальцевской церкви были ее колокола. Они не обладали большой звучностью, как колокола Красного Собора, но по мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты приглашали при этом присутствовать. На отливку специально приехал композитор Цезарь Антонович Кюи, сподвижник Балакирева, чтобы составить соответствующую дозировку компонентов металла для лучшего звучания. Во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания. Тогда в народе говорили, что среди колоколов есть те которые лили во Франции.
В конце 20-х годов колокола с Мальцевской церкви сняли. Один из них снимали так. Церковь окружили милиционеры трех районов – Балаковского, Вольского и Хвалынского. Расширили проемы колокольни и затащили туда толстые сосновые сваи. Посадили колокол на сваи и подожгли их. В это время в ограду въехал американский трактор «Катерпиллер» с прицепом тележкой – площадкой. Горящие сваи стали оседать, и колокол, соскользнув с них и перевернувшись, упал на паперть и разбился на мелкие кусочки. К осколкам подошли милиционеры и собрали все, до единого кусочка, сложили на расстеленный на тележке трактора брезент, завернули, и трактор выехал за пределы ограды.
Троицкий Собор украшен мозаичными панно, выполненными по эскизам И.О.Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А.Фролова: икона Божьей Матери Знамение над северными воротами, Нерукотворный Спас – над южными и Троица над главным входом. Шехтель называл Мальцевскую церковь лучшим из своих творений. Когда оставались работы только во внутренней отделке, это стали признавать и другие. Вот как писала о храме газета Саратовский листок 11 сентября 1913г.: В архитектурном отношении церковь очень красива и оригинальна, а главное, производит впечатление необыкновенной прочности, как будто высечена из целого камня. Для любителей старины тут будет немало интересного, и нет сомнения, когда церковь окончится постройкой, то многие будут приезжать, чтобы осмотреть это чудо архитектуры и древнего благочестия. Мальцевы не жалели денег. Строительство обошлось им в 500тысяч рублей (огромная по тем временам сумма). Только на мозаики было израсходовано 28 тыс. рублей. После революции здание несколько раз переделывалось: сначала под театр, затем под дворец культуры. В результате были снесены все церковные маковки, сбита мозаика над главным входом, храм был переделан под зрительный зал, неизвестно куда исчез иконостас. Здесь происходили основные события в истории Балакова: в 1934г. балаковцы встречали одного из первых Героев Советского Союза, летчика Михаила Водопьянова, в 1941-м – провожали земляков на фронт, в 1956-м – на целину. На сцене дворца храма выступали заслуженный артист России, слепой музыкант- баянист Иван Паницкий, молодой актер театра и кино Евгений Лебедев и др. В 1989г. храм передан православной церкви и признан памятником федерального значения. Тогда же началась реставрация. В течение нескольких лет восстановлен его первоначальный вид.