Храм архистратига Михаила Архангела (Дедовичский район, Псковская область)
Содержание |
Михаила Архангела храм
Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты двухлетнего исторического исследования уникального историко-архитектурного памятника - храма Архистратига Михаила Архангела в деревне Вышегород.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Великого Новгорода возведена застава князя Александра Невского - Вышегород. В XIX веке все вышегородские земли, деревни: Петрово, Михалево, Плотишино, Вышегород - принадлежали семье помещиков Бибиковых. Хозяева имения обладали живым чувством красоты и величия природы, высоким интеллектом и чувством самодисциплины. Род Бибиковых, старинный, славный, состоял в родстве с фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Семья большая - три сына и дочь Мария. Хозяйкой поместья была Анна Александровна Бибикова. Мужская часть семьи традиционно занималась военным делом. По свидетельству инокини монастыря при храме Тавифы и священника церкви батюшки Серафима, «..отец семейства Петр Иванович Бибиков имел звание полковника, сыновья же: Александр - генерал-майора, Василий - генерал-лейтенанта, младший Николай состоял в чине Тайного Советника Двора его императорского величества Александра II. Семья дружная и набожная».
О возникновении храма существует предание: «Дочь Мария была больна. Много средств и сил потрачено на ее лечение, но ничего не помогало. В молитвах проводили родители бессонные ночи, вымаливая у Бога здоровье дочери. Однажды Петру Ивановичу приснился сон, что для излечения Марии необходимо построить храм. На семейном совете решено было начать строительство. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович. Старший сын Александр занимался изготовлением кирпича на заводе в деревне Петрово, Николай - архитектурой храма, Василий - заказывал церковную утварь, иконы, ведал установкой алтаря. Так в 1863 году заложили храм великой святыни -церковь Архистратига Михаила Архангела».
Много пота и средств вложено: в строительство храма и одновременно усыпальницы семьи. Сооружалось на совесть, на века. Крестьяне всех вышегородских деревень тоже трудились, усилиями мира, как принято в русском народе исстари, поднимали святыню. В Петрово на заводе производили кирпич, в Плотишино заготавливали дрова, вышегородские крестьяне подвозили для строительства воду на гору, местные умельцы, обученные Бибиковыми, вели кладку. Недалеко от здания церкви и сейчас можно рассмотреть яму для гашения извести. Старожилы вспоминают, что вокруг нее стояли корзины с яйцами, которые добавляли в известково-песчаный раствор, масса получалась эластичная, «как масло» тонким слоем ложилась на кирпич. Шов получался тонкий и очень прочный. Углы здания и сейчас стоят ровные, только под проездными воротами колокольни мы обнаружили небольшой осколок кирпича. Уже при первом осмотре можно убедиться в прочности материала и увидеть тонкий слой известкового раствора. По свидетельству монахини Тавифы, «на каждом кирпиче авторитетно стоит штамп АПБ как знак качества и личного достоинства строителя».
Интересна история строительства пандусовых лестниц храма. Материалом для них служили гранитные блоки весом до 2,5 тонн, привезенные из Финляндии по зиме шестерками лошадей. При чем там, на финской границе был создан макет лестниц, по нему мастера высекали отдельные детали, а на месте каждый слой гранита укладывали на свинцовые пластины, в которых тяжелые гранитные блоки утопали и не смещались.
Так возвели церковь изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались родовые иконы Бибиковых: Апостола Петра, Анны Пророчицы, Апостола Святителя Николая, Святой Елизаветы (родственницы семьи), Марии Магдалины, икона Архистратига Михаила Архангела помещена над входом в храм, святого Александра Невского - над входом в склеп. Приход в церкви был большой, верующие шли со всех сторон в чудный храм. Только на клиросе пели до тридцати мужиков. Все было свято и достойно. Церковь стоит алтарем на восток. Сами господа Бибиковы подъезжали на службу в коляске — рессорном четырехколесном экипаже с откидным верхом, входили только с правой стороны (чтобы жизнь сочеталась с правдой) вот почему и были избраны пандусовые лестницы - пологие, наклонные. По ним удобно ходить и спускаться именно по правой стороне, так как ступени располагаются веером, справа они шире и удобнее. Отец Серафим, долгое время служивший священником храма и много сделавший для его сохранения, свидетельствует о том, что «глубоко верующие члены Семьи Бибиковых перед смертью приняли монашество, церковь передали архиерею. Ушли из духовного мира, приняв мир Божеский».
В усыпальнице храма, расположенной на цокольном этаже, было три захоронения создателей храма, но время неумолимо и безжалостно. В советское время власти преследовали церковь, ее служителей, вывезли все лучшие иконы, осталась одна - Апостола Святителя Николая. С колокольни сброшены колокола. Самое худшее, коварное - перекопан склеп, останки тел вынесены на кладбище, и никто не знает, где их варварское захоронение».
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ХРАМА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ
20-90 годы XIX века в России характеризуются всплеском русской архитектурной мысли. Проанализируем архитектуру храма Михаила Архангела. «Здание поставлено на верхней площадке высокой горы в одном километре от села и доминирует над живописным озерным ландшафтом. План храма отличается тем, что классически правильная ориентация запад-восток нарушена, сооружение расположено по оси север-юг. Этим объясняется своеобразие его декора.
Материал - кирпич, именно он позволяет четко выделить все декоративные детали. Цоколь облицован бетонной штукатуркой, крыльцо построено из серого гранита. План церкви приближен к кресту, симметричен по продольной оси: состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Западный вход оформлен широкими гранитными пандусовыми лестницами и квадратным в плане крыльцом, завершенным барабаном с главкой. Спуски-пандусы выполнены из гранита, который задает иную крупную форму, в ней не может быть обилия декора. В то же время выделение входа в церковь с запада характерно для архитектуры эклектики и одновременно явилось попыткой архитектора уравновесить отступление от православного канона, соблюсти традиции.
Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Место трапезной в церкви занимает северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, который представляет собой купольную церковь, декорированную снаружи световыми трехгранными выступами, завершенными щипцами и двумя закомарными завершениями. Таким образом, декор придельной церкви Иоанна Предтечи выполнен в формах, близких к декору основного четверика.
По характеру убранство фасадов делится на два основных типа: высокий и низкий рельеф, выполненный средствами кирпичной кладки. Декор нижнего яруса четверика (на уровне пола интерьера) состоит из горизонтальной рустовки в три ряда; широкие оконные проемы с арочными завершениями и наличниками - столбиками на южном и восточном фасадах декоративные. Оконные проемы в этом ярусе имеют такие же арочные завершения. Углы оформлены в виде плоских пилястр; пазухи креста второго яруса обработаны в виде плоскостей с килевидным луковичным завершением. Стены второго яруса четверика украшены разнообразными поясками, карнизными тягами, поребриком, неглубокими нишами и изображениями крестов. Простенки светового восьмерика обработаны плоскими пилястрами, окна арочные с указанным декором. Главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом.
Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня с мощными проездными воротами в первом ярусе, декорированными столбами-пилястрами и удлиненными гирьками. Второй, наиболее нарядный, ярус обработан по углам круглыми пилястрами, имеет сдвоенные, готические по формам арочные проемы и выступающий карниз с обломами и сухариками, увенчанный по сторонам пятью кокошниками.
Третий ярус - восьмерик звонов имеет четыре пролета, простенки декорированы нишами и завершены щипцами. Переход к восьмигранному барабану осуществляется с помощью парусов и под-пружных арок. Колокольня завершается шлемовидной главой.
Основная церковь соединена с придельной широким дверным проемом. Иконостас и утварь датируются второй половиной XIX века. Все сооружение покоится на цокольном этаже, который является родовой усыпальницей семьи Бибиковых. Церковь теплая, отапливалась из цокольного этажа по воздушным каналам.
Таким образом, архитектура памятника представляет собой интересный и характерный образец применения эклектики в культовой архитектуре середины второй половины XIX века, основанный на сочетании разнообразных стилевых форм, т.е. русско-византийский стиль. Нам, к сожалению, не удалось установить подлинного имени архитектора этого замечательного храма.
Уникальность и ценность вышегородского храма состоит в том, что за 130 лет своего существования он сохранился полностью, это - подлинное сооружение!
Согласно данных техника-архитектора ПСИРПМ Голубевой И.Б. за 1977 год: «Здание церкви не перестраивалось, производились мелкие ремонты: покраска шатра глав, закладка северного дверного проема в придел, окраска внутренних стен. Ремонт произведен в 1915 году. Реставрационных работ не производилось».
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИКО - АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА И ПРОБЛЕМА ЕГО СОХРАНЕНИЯ
Художественные особенности и своеобразие храма Михаила Архангела обусловлены гармоничной связью с ландшафтом местности, масштабностью.
Человеку, поднимающемуся к храму на вершину горы, открывается поразительное зрелище: храм словно парит в небесах. От подножия до вершины путь нелегок, сама дорога к храму позволяет человеку успокоиться, отдохнуть, смириться душой, впитать красоту, понятную каждому без слов. Местные жители рассказывают: в ненастную погоду низкие лохматые тучи опускаются до паперти церкви, плывут, окутывая храм, словно соединяющий небесное и земное.
Давно на церковной звоннице нет колоколов, но звук их много лет плыл по окрестностям ничем не загороженный и лечил людей. Храм и сейчас словно живой. Во время экспедиции в августе 2004 года мы обходили вокруг храма, в котором тихонько напевала староста Нина Васильевна Никифорова, но мы четко слышали ее пение на улице.
Храм полон звуков, он дышит, радует приходящих чудесными потоками света, струящимися с купола в главный молельный зал. Впечатление усиливает художественная роспись свода; выполненная художником Павлом Николаевичем Аносовым в 1983-1986 годах.
Храм Михаила Архангела гармонирует не только с ландшафтом местности, но и с соразмерностью человека, с его душой, вызывая самые высокие нравственные переживания наших современников. В связи с этим в полный рост встает проблема сохранения памятника. Сегодня храм не охраняется, поэтому идет процесс разворовывания святыни: с западного фасада пропала красивая памятная доска Бибиковых, летом 2004 года украдены две иконы, появилась растительность на кровле.
Такое попустительство общества к святыне, созданной любовью наших предков, не делает нам чести. И сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы сохранить этот уникальный памятник.
Выражаем благодарность за содействие и помощь в сборе материала жителям д.Вышгород, лично Яковлевой Евгении Никандровне, методисту Дедовичского краеведческого музея Долженковой Татьяне Николаевне, Кучинскому Самсону Яковлевичу — священнику храма Михаила Архангела с 1982 по 1998гг.
С уважением авторы работы: ЮЛИЯ БАКАЕВА, АННА СУРМИЙ – члены научного общества школьников Дедовичского района «Судамирь», Т.Н.БЕЛОРЫБКИНА, руководитель научного общества школьников по истории.