Храм Иоанна Богослова в с. Баран Судиславского района Костромской области
Содержание |
Храм Иоанна Богослова в селе Баран Судиславского района
Описание храма
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в центре села на кладбище. Представляет собой бесстолпный, одноабсидный храм, трехчастный в плане, а также двухстолпная трапезная с двумя приделами, шатровая колокольня. Здание возведено из кирпича размером 30 на 14 и на 8 м., с фасадов побелено, крыто железной скатной кровлей, фундамент — из валунов с проливкой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — системой коробовых сводов.
Центральный барабан пятиглавый — световой. Убранство фасадов состоит из рамочных наличников с замками и с полочками, из угловых пилястр, карниза с поясками модильонов и зубчиков. Граненые барабаны пятиглавия украшены арочными нишами, рустовкой, карнизами.
Стройная колокольня завершена шатром с тремя рядами окон — слухов. В интерьерах частично сохранилась стенопись. Иконостас в силе барокко не сохранился. Правый придел – святителя Николая Чудотворца, левый Покрова Пресвятой Богородицы. Над каждым приделом были поставлены купола, которые в настоящее время не сохранились. На внешней стене храма над алтарем видны три окна, на которых раньше были иконы храма. Храм имеет три придела.
История храма
Есть легенда, объясняющая название села Баран близ Судиславля. Будто бы в старину, собирая с населения дань, зарезали у одной бедной вдовы единственного барашка. Но бог не дал врагам воспользоваться мясом и превратил барана в камень. На том месте, где произошла эта история, решили построить церковь, заложить в фундамент окаменевшего барана. Судя по архитектуре, церковь построена в ту эпоху.
Писатель Яблоков в одной из своих книг указывает, что церковь в селе Баран построена в ознаменование победы над татарами в 1549 году. В это время татар здесь не было: в 1480 году они были изгнаны за Волгу, где основали Казанское ханство, а оно перестало существовать в 1552 году. Называя церковь Иоанна Богослова мужским монастырем, Яблоков опять грешит против истины. Монастырем Барановская церковь не была. А то, что Барановский приход называли «монастырщиной» объясняется просто. Население окрестных деревень — слободы, Ваульцева, Пакшина, Яснева и других — не было крепостным, помещичьим, а принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. Позднее, в екатеринскую эпоху, крестьян у монастырей отобрали и передали в Казну. Стали они государственными, но новое название как-то не нравилось, так и звали их монастырскими.
В 1692 году крестьянин Андрей Семенов из деревни Отрышева того же села получил почетное право построить на свои средства новую церковь взамен сгоревшей в 1713 году. На месте деревянной Никольской церкви в селе в 1782 году построена каменная церковь с колокольней и оградой. Она расположена в центре села на деревянном кладбище. Село получило название Баран — Никольское по церкви чудотворца Николая и от возвышенной местности, где село стоит, похожей на бараний лоб. В 1678 году в приходе Богословской церкви было 32 деревни,а в них 140 дворов.
Село принадлежало воеводе дьяку разрядного приказа (Военного министерства — Д.Б.) розмыслу (военному инженеру — Д.Б.). И.Г.Выротков построил новую крепость в Галиче. «В 1556 году тоеже осени построен город в Галиче, а ставил Иван Выродков» — записано в русской летописи. После смерти Выродкова его вотчина опять перешла в казну. В 1586 году царём Фёдором Ивановичем, сыном И. Грозного село Никольское — Баран с деревнями 4 погостами Богословский и Старое Дворище по просьбе жены царя, царицы Ирины Фёдоровны (урожденной Годуновой), были даны Ипатьевскому монастырю. «На помин души родителей царицы.» На рубеже XVI и XVII веков в селе стояли две деревянные церкви — шатровая Николы Чудотворца и «клецки» евангелиста И.Златоуста. По местной легенде, последняя церковь построена была в честь победы (1546 год) над татарами у речки Язовки. В документах указывалось, что село стоит на реке Корбе, хотя на самом деле до неё не близко. Селу принадлежала «мельница казиха с обеими береги… колесо немецкое». Эта мельница сохраняла свое название Шемякинской, по имени галического князя Шемяки, вплоть до XX века.
Восстановление храма
Восстановление храма началось в июле 2000 года. В настоящее время продолжаются восстановительные работы, ведется реставрация колокольни
Вернуться к проекту Частица великой России