История села Пылковка Саратовской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Возникновение села Пылковка и его дальнейшего развития

Есть настоятельная необходимость описать историю возникновения села Пылковка. Эта работа конечно трудная, все придется большинство на словах, жителей старшего поколения, а их становится все меньше, слова теперешнего поколения будут основываться на словах и рассказов их предков. А насколько они будут правдоподобны судить трудно, тем более, что строений и сооружений никаких не осталось. Кроме наличии на полянах и в селе земляных сооружений, плотин, налов и их названий.

Во всяком случае, это возникновение уходит в глубокую даль. Из каких мест пришли пришельцы, можно только предполагать и обосновываться на их наречии, образе жизни, религии. Вопрос сам по себе напрашивается, почему же первые поселенцы выбрали именно это место и что здесь особого, лучшего против окружающей местности? Водный постоянный источник в 2 – 3 километрах – Большой Иргиз. Есть рассказ старожилов, что через место нахождения Пылковки, проходил дорожный тракт из Уральска на Балаково. Главным образом строительные и хозяйственные поделки из дерева, сельхозинвентарь: сани, косы. И здесь была остановка для кормежки такого транспорта как лошади, верблюды, быки и были частные столовые и заезжие дворы.

Но когда это было? Судя по захоронениям, это было далеко в прошлом. В овраге, протекающем в селе, название этого оврага «ревяка ревел», в период паводков вымывало много гробов, видно, что здесь были кладбища, по теперешнему расположению жилищ, это в середине села, чего нельзя предполагать, видимо расположение села Пылковки в прошлом было другим. В другом конце села, тоже за оврагом, было несколько жилых домов, которые звали «чумаевской». Откуда такое название? Или люди ранее поселившийся там были чумаки, или что то другое, старожилы тоже этого не объясняют. Или название двух плотин в поле «Болгарская» и «Волкачева», почему такое название? А все это имеет свою историю.

Главный вопрос, откуда же были переселенцы, первые появившиеся здесь и кто они по религии и наречии. Говорят, что в Пензенской области есть село Пылковка и что жители по национальности мордва, такие люди были в Пылковки. В далекие царские времена было насильственное насаждения православной религии, а не подчиняющих призирали и притесняли. Вот эти люди, которые шли в эту веру, бежали в эти необжитые места. В некоторых селах до последнего времени такие религиозные секты были, только с приходом Советской власти была объявлена свобода вероисповедования. Кроме религии народ бежал на необжитые места, от безземелья и гнета помещиков, капиталистов. Они конечно и здесь попадали в кабалу и эксплуатацию.

Частнособственническая система на землю и средства производства всегда зарождает расслоение деревни на батраков, бедняков и кулаков, так было и в Пылковке. Главное богатство крестьянина – земля, а она была в пользование кулаков и помещиков. Земля помещика Бердникова подходила к самой Пылковке, по ту сторону реки Большого Кушума. За всякую скотину, вошедшую на его землю, помещик взимал оплату.

Приходится снова вернуться в далекое прошлое. Почему получили название река Иргиз? Большой и Малый Кушум? Есть прямое предположение, что эти термины взяли свои название с времен татарского нашествия длившегося продолжительное время.

Многое могли бы дать записки, которые велись в церкви. Но здесь церковь сгорела в 1917 году, сгорели и все церковные книги. Причиной пожара было 1917 году во время кулацкого восстания, здесь был штаб белых, сгорел много и частных домов.

До революции 1917 года в Пылковке было много зажиточных кулацких хозяйств, у которых работали за низкую оплату бедняки. Годовая оплата батрака составляла 70-80 рублей в год. А какова эта работа, зимой вставать вместе с рассветом, начинать чистить калды от навоза. Навоз вывозился со двора прочь в навозные кучи. Затем надо было ехать на гумно за сеном, привезти для всего скота на день корма. Таких возов в течение дня надо сделать 2-3 раза, занятность в работе целый день. А ведь никому не пойдешь не пожалуешься, что тебе тяжело, иначе хозяин прогонит с работы, а чем тогда кормиться. И так каждый день. Выходной – такого термина и в помине небыло. И за весь этот тяжелый ежедневный труд скудная пища на особицу от хозяев. А своя семья, дети их надо было накормить и одеть. Жильем у бедняков и батраков была глиняная землянка. Редко крытая тесом, а в большинстве соломой или тростником. Скот в личном пользование редко была корова, а большинство коза, вот семья 3-5 человек и ела молоко от козы. А у детей на 3-5 человека одна обувь и рваный отцовский зипун, в котором они ходили на улицу по очереди играть со своими сверстниками и там получали насмешку. Большинство детей бедняков оставались не грамотными. Они с раннего детства должны были трудиться по найму у кулаков за низкую плату, многие шли в подпаски пасти стада коров и овец. Так с детства в деревне шла классовая рознь.

О ТРУДЕ КРЕСТЬЯНИНА В ЦАРСКОЙ ПОМЕЩЕЧЬЕЙ РОССИИ.

На вооружений в белые времена в сельском хозяйстве были ручные коса и серп. Все посевные площади убирались в ручную. Жатва серпом –хорошая жнея за день от темна до тема сжинала 0,-5 – 0,20 в теперешнем измерении. Рядом со жнеей были и грудные дети в подвешенной зыбки или просто в пеленках и снопах. Мужчина ручной косой – до – га., а женщины успевали все вязать в снопы. Весь этот непомерно тяжелый труд помещиками и кулаками оплачивался очень низко. По позже стали на хлебоуборке применяться конные лобогрейки. Тоже очень тяжелый труд. А скошенный лобогрейками хлеб укладывался в копны, затем на конной тяге сваживался на поле в определенном порядке, месте, а большинство сваживался на гумно за село, затем обмолачивался.

Молотьба: делали на гумне ток, площадка круглая в диаметре метров 70--- на тягле уплотнялось на него настилались сантиметров 50-70 кошенка хлеба, затем в круг навязывались лошади и их в круговую гоняли по настилу. Кошенку несколько раз ворочали, затем обмолачивали соломой, снимали на край тока, мякину с зерном сваживали в ворах, затем вели в ручную лопатами при наличии ветра или пускали через веялки. За последнее время молотьба производилась специальными машинами, вращали тяглом и двигателями по окончании молотьбы на тягле лошадями, верблюдами и быками, эта работа продолжалось до заморозков, в более далекие времена вся работа по селу проводилась.

ВЛАСТЬ НА СЕЛЕ.

Избирался староста, решающее слово на выборах принадлежало кулакам, на обязанности старосты главным образом лежало сбор денег с народа, облагаемых царским правительством, при несвоевременной уплате налогов описывалось с торгов. В административном управлении несколько сел объединялись во власть, в волостном центре руководил волостной старшина и писарь. Старшина избирался на 5лет. Это были ставленники кулаков. На селе был сотник. При волости был урядник. Это тоже назначаемые лица. На несколько волостей назначался пристав, где обычно проводились порки непокорных людей, а в уезде – исправник. Вся эта свора жила на шее мужика. На селе очень большую роль играло духовенство, которое поддерживала существующие порядки. Они обычно говорили: «Бога бойся – царя чти». Попугал народ адом, в урядник плетью. Духовенство с давних пор пугало и старалось держать в своих руках духовную и личную жизнь людей .

Как родилась дете, его крестить в церковь, там ему давали имя и делали в соответствующих книгах запись, венчались также в церкви, там и был узаконен брак. Умрет, тоже несут в церковь, иначе бог в рай не пустит, а будет в загробной жизни жить в аду, и за все это взималась денежная плата. Духовенство влияло на личную жизнь, по средам и по пятницам запрещалось, есть молочно-мясные продукты. В течение всего года, кроме этого устанавливали посты: великий пост перед пасхой 7 недель, петровки – перед Петровым днем 6 недель, осенью еще какие то 2 недели.

Охвата детей учебного возраста полного не было, в школе были три класса. Какие обычаи существовали в народе перед так называемым великим постом. Эта неделя называлась «масленицей», разрешалось, есть молочно и мясную пищу. В дни эти большинство не работали, по улицам проходило массовое катание на лошадях в упряжках парами, тройками, в одиночку. Кроме этого молодежь верхом на лошадях прыгали через положенные жерди разной высоты. У молодежи бедноты, конечно, кататься и казачить было не начем. Не было подходящих лошадей, да и времени не было, жили в работниках у богачей.

В 1910 году царским правительством был издан закон «О купле и продажи земли». Называли этот закон – «Сталыпинским». У некоторых помещиков, правительство скупало земли, и продавали крестьянам. Безусловно, покупали те, у кого были средства и рабочий скот. Условия были такие, чтобы обязательно было переселение на купленные земли. Царские правительство преследовало две цели: первая – уменьшить большие населенные пункты, где могло бы без земельное крестьянство организовать борьбу и второе – чтобы иметь опору как хотя и мелких, но земельных собственников.

Следующий год был годом не урожайным, и малоимущее крестьянство вынуждено было продавать и эти небольшие земельные наделы, чтобы прокормиться. Этим воспользовались деревенские кулаки, они за низкую плату скупали земельные наделы. В последующие годы, эти же крестьяне продавали втридорога. Так 1917 год, октябрь месяц, пришла Советская власть во главе с В.И. Лениным. Был издан декрет об изъятии земли из частной собственности, кончилась власть помещиков и кулаков. Земля стала собственностью государства, переданной в пользование трудового крестьянства, тому, кто ее обрабатывал. Но и при таком положение на селе продолжала оставаться по имущественному положение хозяйства неодинаковые оставались батраки, бедняки и середняки. Наем рабочий силы запрещался за исключением, где не было в семье трудоспособных. Часть середняцких хозяйств проходило кулацких. В.И. Ленин говорил «Частная собственность в сельском хозяйстве ежедневно, ежечасно порождает капитализм и в массовом масштабе». Такое положение дел было, безусловно, временным и вынужденным. Выход был один, обобществленный труд. Стали появляться коммуны и совхозы, такое положение в сельском хозяйстве немогло продолжаться.

Кулачество добровольно не хотело продавать хлеб государству. Прятали его, зарывали в землю. При обысках много было случаев, хлеб находили зарытым в землю. Был случаи на огороде, сзади двора у кулака были посажены тыквы, картофель, а в земле был зарыт хлеб. Местные Советы, в которых было большинство бедняки, вынуждены были отбирать хлеб насильно, отправлять голодающим в городах рабочим и местной бедноте. Из городов в села были направлены уполномоченные, пользующиеся большой властью в борьбе с кулачеством жало борьбу, организовывали восстания против Советской власти. Такое восстание было в Поволжье в –9-7 году. Штаб этого белогвардейского восстания был в селе Пылковка. Видимо потому, что здесь было большое наличие кулацких хозяйств и плохая организация бедноты и батрачества. Активными борцами за Советскую власть в Пылковке были: Кулацкое восстание было ликвидировано пришедшими из городов рабочими отрядами.

Партия и правительство всемирно поощряло и материально поддерживало организуемые коммуны и товарищества по совместной обработке земли, в которых продуктивный скот оставался в личном пользовании, а рабочий скот и с/х инвентарь обобществлялся. Земельная площадь таким товарищам отвадилась отдельно от общественной в одном месте, такая артель была создана и в Пылковке под названием «Пример», за речкой Малый Кушум. При организации колхоза там была колхозная плантация. В большинстве в этих товариществах были тракторы форд – путиловец, на покупку и государство отпускало кредиты. Были у них и молотильные машины с механическим приводом. В таком положении Пылковка подошла к началу коллективизации осени и зимы –929--930 год. Зимой –929 года в селе проводились общие собрании крестьян, на которых велась разъяснительная работа об организации колхоза.

С лекциями и докладами о преимуществах коллективного хозяйства выступили уполномоченные райкомов партии, большую организаторскую работу проводила местная партийная организация в начале –930 г. На одном из общих собраний подавляющим большинством голосов было принято решение об организации колхоза, здесь же началась подача личных заявлений о вступлении в колхоз. Подавал заявлений отдельно каждый член семьи достигший совершеннолетия. До начало весенне - посевной Компании –1930 года весь рабочий скот, с\х инвентарь и сбруя были общественные.

Колхозная жизнь, коллективный труд были путями к новому, еще никем неизведанному и крупных масштабах частная собственническая крестьянская психология не вмещала в себя на первых парах правильного понятия улучшения собственного благополучия через общественный труд, базирующейся на общественных средствах производства.

Весна 1930 года. Первая колхозная весна, она была ранней. 22-25 марта начались полевые работы. Вчерашний крестьянин собственник начал обрабатывать землю не для личного пользования, а для общества – колхоза, членом которого он состоял. В это время чувствовался на полевых станах избыток рабочей силы, и такое положение само за себя агитировало о пользе коллективного труда, его производительности. Основной тягловой силой в селе были лошади, верблюды, волы. Все товарищество по совместной обработке земли, в том числе и «Пример» на своих общих собраниях, а также приняли решение о вступлении в колхоз со всем наличием тягловой силы, имеющим с\х инвентарем и тракторами. Тракторы были переданы в тракторную колонну, которая находилась в селе. МТС в этот период еще не бывало. В зимней же период –929- -930 г. Было произведено раскулачивание кулацких хозяйств их имущество как тягло, с\х инвентарь и постройки были переданы в колхозы. Из городов в села для укомплектования руководящих кадров в колхозе из числа рабочих \25 тысячники\ о СССР было послано 25 тысяч человек. Многие из них не знали хорошо сельское хозяйство, но зато были опытными организаторами, имеющими рабочие запасы. Большинство из них работало председателями колхозов. В конце весенне-посевной компании 1930 года в печати было опубликовано: критиковались и предупреждались руководители местных органов, которые нарушали принцип добровольничества в колхоз. Вот тут и начали выявляться все организационные недостатки в колхозном строительстве.

В этот период и начали неустойчивые элементы в силу своей частной собственной тенденции и влияния антиколхозных и антисоветских элементов , которые активизировались в этот период и действовали не только в открытой форме, но и путем влияния в скрытой форме на колеблющихся людей. Началась подача заявлений о выходе из колхоза, хотя это были не массовые, а единичные случаи, и были попытки растаскивания общественных лошадей, верблюдов, с\х инвентаря, но это строго пресекалось. Иногда дело осложнялось и тем, что заявление подавали о выходе и бедняки, находясь под влиянием кулацких элементов. Хотя случаев таких было мало. Этот период можно прямо назвать наряженным и критическим периодом шатания, неустойчивости крестьянства. А такие нелепые слухи не распускали враги колхозного строя: что в колхозе весь народ помрет с голоду, все обобществиться вплоть до последней курицы, что семьи будут нарушены, что и спать то будут под одной большой одеялой. Большую роль сыграло местная партийная организация под руководством РК партии. Она вела большую организаторскую работу, сплачивая вокруг себя весь актив из числа бедняков и середняков, давала решительный отпор всей антиколхозной агитации. Большинство колеблющихся людей снова подавали заявления о вступлении в колхоз. Тракторный парк в производстве колхозов пока играл не значительную роль. Он был малочислен и находился в веденье МТС, колхозники на работу в колхозе отдавали и личных коров. Они в большинстве работали на разных перевозках грузов семян и др. В случае порчи коров на колхозных работах они возмещались колхозниками. Колхоз имел производственную связь с близ лежащими совхозами. Учет труда и его оплата в этот период были еще не упорядочены. Совсем мало было сдельных работ, итоги работ дня определялись в табеле о явке на работу. Оплата труда в итоге 1930 г. определялась главным образом по количеству членов семьи. Урожаи 1930 г. был собран по 56 ц. с га. Большие площади засевались по весновспашке. В мае месяце 1930 г. выдавался колхозникам денежный аванс из средств, отпущенных для этой цели государству. Партия и правительство большую работу проводили по подготовке кадров. Были организованы курсы трактористов, председателей колхозов. Первыми трактористками были Огурцова и Миронова. Марки тракторов были форд-путиловец, джордиры, калитраки интера и др. В Балаковском районе административно-организационную колхозную работу кординировал райколхозсоюз. На проводимых им совещаниях с колхозным активом обсуждались вопросы об организации и оплаты труда в колхозах обменивались опытом, выбирая лучшие формы, выдвигаемые жизнью в колхозе. Проводилась большая разъяснительная работа среди тружеников села о планах, намеченных партией и правительством, о быстром развитии в стране тяжелой промышленности, о снабжении в достаточном количестве колхозов необходимой сельхозтехникой и в первую очередь тракторами. В –930 год были полностью организованны МТС, место нахождения ее была Малая Быковка. Вопросы производственного, технического характера стали решаться на совещаниях и Советах МТС в которые входили как члены все председатели колхозов обслуживаемых станций. Государство через МТС помогло механизировать в колхозах с\х работы. По возделыванию как зерновых, технических и овощных культур на плантации для орошения давались двигатели и насосы через агрономический персонал МТС колхозам и агротехническую помощь на МТС обслуживания колхозов на договорных началах с уплатой за работы натурой, деньгами в зависимости от получаемых урожаев. МТС для обслуживания в колхозах в зависимости от посевных площадей создавала одну или нескольких тракторных бригад, для обслуживания которых и организации работ выделялись участковые механики, агрономы. В тракторных бригадах оплата труда сдельная.

Впервые на селе появились с\х рабочие. Первыми колхозными машинистами работающих на колхозных машинах были Салеев И.И. и Быков С.Д. В –93- году на большинство полевых работ вводилась сдельная оплата труда, состояние трудовой дисциплины резко улучшилось, и возросла производительность труда. В психологии людей произошли огромные сдвиги, особенно в понятии правильности выборы крестьянством колхозного пути, стала совершенно для каждого понятным шаткость и неустойчивость мелкого часто собственнического крестьянского хозяйства, которые разорялось от кулацкой кабалы, стихийных бедствий, неурожая, падежа скота, болезнью и смертью кормилец семьи. От всех этих бед теперь его гарантированном коллективное хозяйство. Только слепой и не враг мог не видеть того, что никакая сила не повернет трудового крестьянства с колхозного пути, все прошлое осталось позади и возврата к нему больше не будет никогда. Трудовое крестьянство верило в правильность пути указываемому ленинской большевистской партии. Оно духовно и физически повседневно чувствовало заботу ее о создания счастливой жизни для всего народа. Понятно, что колхозник вчерашний собственник хотя и мелкий, но мог за короткое время отрешиться от всех частнособственнических тенденций и они проявлялись повседневно. Большая воспитательная работа проводила с беспартийным активом колхоза, членами партий и активу требовалось показать пример отказать от частнособственнических тенденций, поддерживать и активно участвовать в проводимых мероприятиях, например: в дачах в колхоз излишнего скота, хозяйственных построек, вне надворных: амбары, зернохранилища, которые нужны были в колхозе как строители материала и хранения зерна, семян и др. постройте животноводческих помещений. Активно участвовали в организаций из жителей Пылковки, нельзя не отметите высокой сознательности колхоза. После выполнено плана продажи хлеба государству, в колхозе не хватало семенного фонда, обратились за помощью и колхозники активно помогли колхозу не считая с тем, что хватит ли семян до нового урожая. Это было зимой 932г –933г. В этом вопросе нельзя отметить большой, настойчивой разъяснительной работы партийной организации и актива села, которые были примером для других.

Оплата труда колхозников еще была очень низкая, на заработанный трудодень выдавались несколько копеек деньгами и граммы хлебом. Общественное питание в колхозах на полевых работах было хорошим, хлеб, мясо и другие продукты. Следует отметить, дисциплина труда тракторных бригад была жестокая. За малейшую неисправность, т.д. поломка трактора судили , давали до десяти лет тюремного заключения , хотя после ареста большинство судимых освобождались . весна –993г .,сев велся в большинство по весновспашке , работало 50 конных лугов из них 3 с упряжкой коров, теперь с большим наличие тракторов -все это кажется далеким и необычным. А молодежи следует об этом знать, какой изнурительно тяжелый труд пахота на конной тяги. Как не коротка весенняя ночь, а в работе прихватывали и ее помня поговорку – Весенний день -год кормит. Ежедневно надо отшагать на коровах и быках -5 – 20 км . а на лошадях и верблюдах –25 -30 км

Весенняя посевная длилась всегда 25 -45 дней , ко всему этому в колхозе и у колхозников этой весной был острый недостаток хлеба. Многие в пищу употребляли сусликов, которых в этот год расплодилось много. Искали пищу, боролись с вредителями полей, суслик много уничтожал хлеба около своих нор. Следует сказать и о таких проводимых агромеропритиях в эту и другую весну: сверх ранний сев. Что же он представлял из себя? Ручной сев начинали по зяби, когда на полях только сошел снег - это тяжелый труд. Приходилось идти с пудовкой зерна по колени в грязи, да с таким скудным питанием. Сущность этого агроприема если его можно так назвать заключалась в том, что засеянное зерно лежа во влажной почвы набухало и давало росток. Строго в этот период и начинали проводить боронование-заделку семян и рыхление почвы. Заделанные в землю семена давали быстро всходы. Безусловно, никак нельзя было запаздывать с боронованием, зерно могло дать осток и уцепиться за землю. Такой метод сева, конечно проводился вследствие недостаточности тяговой силы и длительного срока сева ранних зерновых. Работа свальвольщика на лабогрейки. Тяжело, да еще в пыли широко использовались на уборке хлебов в этот период сноповязки косьба и вязка хлеба, с одновременным способом пяти снопов. Эта была более сложная машина, особенно узел вязки. Третий вид хлебоуборки был менее распространенный, но практичен, были уборочные машины самосбросы, косьба со самосбрасыванием кошенки в валок с одновременной укладкой колосьев в одну сторону, где позволяло наличие рабочей силы, эти валки вязали в снопы, а если нет, то как и за лабогрейкой эти валки клали вилами вручную в копны по 7-9 валков. Последующий вид уборки воскопен одноконные и пароконые повозки на конном тягле в скирды. Следует отметить особо тяжелый труд складывания с полоза скирды. Норма на – человека устанавливается 20 парных или 40 одинарных повозок в день и за это было установлено 2 трудовых дня, затем проводилась молотьба, эта работа проводилась молотильными машинами, часто из них с конными приводом, а большинство вращались тракторами. Использовались половые лакомобили, топливо для них было обмолоченная солома. При молотьбе скошенные хлеба подавались на полате молотильной машины в ручную, затем этот тяжелый труд был механизирован умельцами колхоза, были поделаны самотаски. Тяжелый и умелый труд был равномерно подачи кошенки и молотильный барабан, это требовало умелого напряженного труда и работу называли задавальщик. Молотьба производилась в большинстве у помещиков. Трудоемкой работой была вейка обмолоченная хлеба, примитивные веялки, сортировки вращались в ручную. Затем начали ручные сортировки по три штуки приспосабливать под тракторную тягу. Транспортировка зерна на хлебоприемные пункты и колхозные склады проводилась на конной тяги. Лошади, верблюды и коровы, автомашин было еще мало, разгрузка хлеба на приемных пунктах производилась вручную, мешками в амбары все.

Описанные виды хлебоуборочных и других работ в колхозах были конечно большим шагом вперед в смысле механизации по сравнению с единоличным хозяйством. В единоличным хозяйстве в большинстве своем преобладал ручной труд. Веялки, сортировки появились в Заволжье как единичный случай в 1908 - 1909 года, лабогрейки 1909 - 1909 года и то главным образом в кулацких хозяйства. Главным видом среза были ручная коса и серп. Хлеба в большинстве сжинались серпом, по сравнению с ручной косьбой жать серпом и вязать в снопы были более приемлемы, этот вид работы более экономен в смысле снижения расценок зерна. Опытные жнецы дневную выработку доводили до 0,3 га на человека, а ручную косьбу до – га в теперешнем измерении.

Персональные инструменты
Инструменты